Аннотация рабочей программы
УЧЕБНой ДИСЦИПЛИНы
ОДБ.02 Литература
1.1.Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»;
190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования»;
Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии студента, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. 1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины ОБД02 «Литература»
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины для группы специальностей:
270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования»
максимальной учебной нагрузки 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 117 часов;
самостоятельной работы обучающихся- 59 часов. Тематический план
Период .
| Литература 19 в.
| Тема 0.1. Введение. Специфика литературы как вида искусства, периодизация и самобытность русской литературы
| Содержание учебного материала: Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
| Практическая работа: Специфика литературы как вида искусства, периодизация и самобытность русской литературы.
| Самостоятельная работа: Осмыслить изученный на уроке материал, подготовить ответ по нему. Подготовить сообщение по одному из направлений художественной литературы 19 века,
| Раздел 1.
| Русская литература первой половины 19 века.
| Тема 1.1. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».
| Содержание учебного материала: Введение. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.. Основные темы и мотивы лирики поэта.
Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк».
Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.
Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.
Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.
Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности.
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
| Практическая работа: Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». (Письменные ответы на вопросы).
| Самостоятельная работа: осмыслить изученный на уроке материал, выучить стихотворение поэта (по выбору студента), сделать его анализ.
| Тема 1.2. Характеристика творчества М.Ю.Лермонтова.
Основные мотивы лирики.
| Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.
Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Нет, я не Байрон, я другой…».
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
| Практическая работа: Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения (по выбору студента)
| Самостоятельная работа: выучить одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
| Тема 1.3. Идейный замысел, композиция и сюжет повести Н.В.Гоголя «Портрет» («Петербургские повети»)
| Содержание учебного материала: Сведения из биографии Н.В Гоголя.«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
| Практическая работа: Идейный замысел, композиция и сюжет повести. Конспектирование материала учебника Обернихиной Г.А.Литература- М, 2006; стр. 97-100.
| Самостоятельная работа:
1.составить таблицу «Хроника жизни и творчества Гоголя» по учебнику Обернихиной Г.А.«Литература», М., 2006., стр. 89-105;
2. систематизировать изученный материал, подготовиться к сочинению по заданным темам;
| Тема 1.4. Сочинение (входной контроль)
| Содержание учебного материала: темы сочинений:
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов.
Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман.
Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции.
Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.
| Практическая работа: сочинение (входной контроль)
| Самостоятельная работа: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.А.Островского; прочитать драму «Гроза»;
| Раздел 2.
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.
| Тема 2. 1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.
| Содержание учебного материала:
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
| Практическая работа: Культурно-историческое развитие России середины XIX века.
| Самостоятельная работа: подготовить сообщения о главных героях пьесы А.Н.Островского «Гроза» по вариантам: 1.Кабаниха и Дикой; 2. Борис, Тихон, Кудряш; Варвара и Катерина.3.
| Тема 2.2. Самобытность замысла, оригинальность основного характера в драме А.Н.Островского «Гроза».
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
| Содержание учебного материала: Сведения из биографии А.Н.Островского. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
| Практическая работа: письменный ответ на вопрос «В чём заключается самобытность характера главной героини драмы Островского «Гроза»?»
| Самостоятельная работа: написать сочинение-рассуждение на тему: «Как вы считаете, был ли у главной героини другой выход из создавшегося положения?»
| Тема 2.3. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.
Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского.
| Содержание учебного материала: Пьесы Островского: «Свои люди - сочтёмся» «Бесприданница». Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе..
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
Понятие о драме.
| Практическая работа: Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского.
| Самостоятельная работа: осмыслить изученный на уроке материал, прочитать 1-4 главы из 1 части и 1 из 2 части романа И.А.Гончарова «Обломов».
| Тема 2.4. Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов».
Штольц и Обломов- смысл их противопоставления
| Содержание учебного материала: И.А. Гончаров. Сведения из биографии.
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
| Практическая работа: Штольц и Обломов - смысл их противопоставления. Сравнительная характеристика героев.
| Самостоятельная работа: написать сочинение- миниатюру «Актуальность проблем романа Гончарова «Обломов».
| Тема 2.5. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа И.С Тургенева «»Отцы и дети»
| Содержание учебного материала: И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети».
Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе.
| Практическая работа: О чём спорили Базаров и Кирсанов? Составление конспекта-раздаточный материал. Интернет – рессурсы: http://bobych.ru/soch/turgenev/otcy_i_deti_103.html
| Самостоятельная работа: подготовить устный ответ на вопрос: «Что такое нигилизм и чем он современен?»
| Тема 2.6. Образ Базарова. Базаров в системе образов.
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя
| Содержание учебного материала: Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
| Практическая работа: Образ Базарова. Базаров в системе образов.
| Самостоятельная работа: прочитать роман «Рудин»
| Тема 2.7. Философичность – основа лирики Ф.И.Тютчева.
Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта
| Содержание учебного материала: Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
| Практическая работа: Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»
| Самостоятельная работа: выучить стихотворения Ф,И, Тютчева (по выбору студента)
| Тема 2.8. Слияние внешнего и внутреннего мира в поэзии А.А.Фета.
Лирический герой в его поэзии
| Содержание учебного материала: А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
| Практическая работа: Лирический герой в поэзии А.А.Фета. Конспектирование материала –учебник Обернихиной Г.А.Литература –М, 2006 г. Стр.192-198.
| Самостоятельная работа: подготовить выразительное чтение стихотворений поэта (по выбору студента)
| Тема 2.9. Основные темы и мотивы лирики А.К. Толстого. Особенности лирического мира поэта.
| Содержание учебного материала: А.К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
| Практическая работа: Основные темы и мотивы лирики А.К. Толстого.
| Самостоятельная работа: сдать отчёт о самостоятельном изучении данной темы по предложенному плану
| Тема 2.10. Гражданский пафос лирики Н.А.Некрасова.
Народная поэзия как источник своеобразия его поэзии.
| Содержание учебного материала: Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
| |