Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы





Скачать 453.25 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы
страница1/5
Дата публикации02.12.2014
Размер453.25 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
Аннотация рабочей программы

УЧЕБНой ДИСЦИПЛИНы

ОДБ.02 Литература

1.1.Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»;

190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования»;

Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии студента, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины ОБД02 «Литература»

направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


    • содержание изученных литературных произведений;

    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    • основные теоретико-литературные понятия;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;


1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины для группы специальностей:

270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»

190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования»

максимальной учебной нагрузки 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 117 часов;

самостоятельной работы обучающихся- 59 часов.
Тематический план


Период .

Литература 19 в.

Тема 0.1. Введение. Специфика литературы как вида искусства, периодизация и самобытность русской литературы

Содержание учебного материала: Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Практическая работа: Специфика литературы как вида искусства, периодизация и самобытность русской литературы.

Самостоятельная работа: Осмыслить изученный на уроке материал, подготовить ответ по нему. Подготовить сообщение по одному из направлений художественной литературы 19 века,

Раздел 1.

Русская литература первой половины 19 века.

Тема 1.1. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Содержание учебного материала: Введение. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.. Основные темы и мотивы лирики поэта.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Практическая работа: Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». (Письменные ответы на вопросы).

Самостоятельная работа: осмыслить изученный на уроке материал, выучить стихотворение поэта (по выбору студента), сделать его анализ.

Тема 1.2. Характеристика творчества М.Ю.Лермонтова.

Основные мотивы лирики.


Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Нет, я не Байрон, я другой…».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Практическая работа: Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения (по выбору студента)

Самостоятельная работа: выучить одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Тема 1.3. Идейный замысел, композиция и сюжет повести Н.В.Гоголя «Портрет» («Петербургские повети»)

Содержание учебного материала: Сведения из биографии Н.В Гоголя.«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Практическая работа: Идейный замысел, композиция и сюжет повести. Конспектирование материала учебника Обернихиной Г.А.Литература- М, 2006; стр. 97-100.

Самостоятельная работа:

1.составить таблицу «Хроника жизни и творчества Гоголя» по учебнику Обернихиной Г.А.«Литература», М., 2006., стр. 89-105;

2. систематизировать изученный материал, подготовиться к сочинению по заданным темам;

Тема 1.4. Сочинение (входной контроль)

Содержание учебного материала: темы сочинений:

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов.

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман.

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции.

Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Практическая работа: сочинение (входной контроль)

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.А.Островского; прочитать драму «Гроза»;

Раздел 2.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В.

Тема 2. 1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Содержание учебного материала:

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

Практическая работа: Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

Самостоятельная работа: подготовить сообщения о главных героях пьесы А.Н.Островского «Гроза» по вариантам: 1.Кабаниха и Дикой; 2. Борис, Тихон, Кудряш; Варвара и Катерина.3.

Тема 2.2. Самобытность замысла, оригинальность основного характера в драме А.Н.Островского «Гроза».

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Содержание учебного материала: Сведения из биографии А.Н.Островского. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Практическая работа: письменный ответ на вопрос «В чём заключается самобытность характера главной героини драмы Островского «Гроза»?»

Самостоятельная работа: написать сочинение-рассуждение на тему: «Как вы считаете, был ли у главной героини другой выход из создавшегося положения?»

Тема 2.3. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского.

Содержание учебного материала: Пьесы Островского: «Свои люди - сочтёмся» «Бесприданница». Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе..

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

Понятие о драме.

Практическая работа: Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского.

Самостоятельная работа: осмыслить изученный на уроке материал, прочитать 1-4 главы из 1 части и 1 из 2 части романа И.А.Гончарова «Обломов».

Тема 2.4. Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов».

Штольц и Обломов- смысл их противопоставления

Содержание учебного материала: И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Практическая работа: Штольц и Обломов - смысл их противопоставления. Сравнительная характеристика героев.

Самостоятельная работа: написать сочинение- миниатюру «Актуальность проблем романа Гончарова «Обломов».

Тема 2.5. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа И.С Тургенева «»Отцы и дети»

Содержание учебного материала: И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети».

Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе.

Практическая работа: О чём спорили Базаров и Кирсанов? Составление конспекта-раздаточный материал. Интернет – рессурсы: http://bobych.ru/soch/turgenev/otcy_i_deti_103.html

Самостоятельная работа: подготовить устный ответ на вопрос: «Что такое нигилизм и чем он современен?»

Тема 2.6. Образ Базарова. Базаров в системе образов.

Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя

Содержание учебного материала: Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Практическая работа: Образ Базарова. Базаров в системе образов.

Самостоятельная работа: прочитать роман «Рудин»

Тема 2.7. Философичность – основа лирики Ф.И.Тютчева.

Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта

Содержание учебного материала: Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Практическая работа: Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Самостоятельная работа: выучить стихотворения Ф,И, Тютчева (по выбору студента)

Тема 2.8. Слияние внешнего и внутреннего мира в поэзии А.А.Фета.

Лирический герой в его поэзии

Содержание учебного материала: А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

Практическая работа: Лирический герой в поэзии А.А.Фета. Конспектирование материала –учебник Обернихиной Г.А.Литература –М, 2006 г. Стр.192-198.

Самостоятельная работа: подготовить выразительное чтение стихотворений поэта (по выбору студента)

Тема 2.9. Основные темы и мотивы лирики А.К. Толстого. Особенности лирического мира поэта.

Содержание учебного материала: А.К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Практическая работа: Основные темы и мотивы лирики А.К. Толстого.

Самостоятельная работа: сдать отчёт о самостоятельном изучении данной темы по предложенному плану

Тема 2.10. Гражданский пафос лирики Н.А.Некрасова.

Народная поэзия как источник своеобразия его поэзии.

Содержание учебного материала: Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины обд 01 «Русский язык»...
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины основы строительного...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опд. 10 Математика...
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опд. 05 Информационные...
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)»
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация программы учебной дисциплины «основы философии» Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация...
В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация программы учебной дисциплины Информационные технологии...
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо по специальности...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация...
Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература специальности...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики марий эл
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconПаспорт программы учебной дисциплины «Операционные системы» Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины одб. 02 Литература Область применения программы iconАннотация рабочей программы общеобразовательной дисциплины бд. 02....
Программа учебной дисциплины Литература дб. 02. предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск