Оглавление Оглавление 1
Введение 2
Заключение 4
Список литературы 8
Введение
То, о чем раньше скромно умалчивали, стало достоянием гласности: за руководителей пишут. И не только речи, с которыми они выступают на презентациях, конференциях и предвыборных шоу, — за руководителей составляют приказы, аналитические справки, деловые письма и иные документы, которые они лишь утверждают, издают и подписывают.
Более того, то, как должностные лица, ответственные за принятие решений, проводят переговоры, как беседуют с посетителями и клиентами, поражая тех эрудицией и знанием конкретного вопроса, насколько непринужденно дают интервью средствам массовой информации, как, наконец, ведут себя на важном приеме, демонстрируя отличное знание протокола и этикета, — в большинстве своем плоды кропотливой работы их референтского корпуса, или, как принято говорить, «команды».
Поскольку референты всегда были в тени, т.е. их как бы не было, то подготовка таких специалистов в вузах не велась. Судя по классификатору должностей, не было и такой должности — референт руководителя. Правда, в классификаторе значится секретарь-референт. Его подготовкой на уровне среднего специального образования и сегодня занимаются различные образовательные структуры, но в их учебных планах нет и намека на обучение реферированию.
На практике референтскую деятельность осуществляли и, по существу, осуществляют специалисты смежных профессий: филологи, журналисты, литераторы, психолингвисты и др.
Однако профессионально-образовательные программы подготовки таких специалистов отнюдь не нацелены на то, чтобы, например, научить писать за кого-то, учитывая особенности данного человека, стиль его общения и поведения. А это гораздо сложнее, чем писать для себя, не испытывая при этом ответственности за качество написанного: «Плохо получилось — в следующий раз напишу лучше, в конце концов, это мои проблемы».
Если же писать за других — это профессия, то вариант «плохо получилось» просто невозможен.
Кстати, писать за других — это этично или нет?
Конечно, этично, если это непременная часть профессиональной деятельности. Как этично и тренировать, воспитывать, консультировать.
Было время, когда нас всерьез убеждали (и многие верили), что книги «Целина» и «Возрождение» написал собственноручно Л.И. Брежнев. Естественно они были написаны (и, между прочим, очень неплохо) его референтами. А вот бразильцы в поражении их команды в финальном матче первенства мира по футболу во Франции обвинили тренера, а не футболистов. И это справедливо, поскольку он подготовил неудачный сценарий игры. Деловая коммуникация также подчиняется такой закономерности: от того, кто «за кадром», во многом зависит успех действий тех, кто «на поле».
Под референтской деятельностью мы понимаем оказание деловому партнеру услуг по реферированию, редактированию, спичрайтерству и других услуг, необходимых ему для успешного функционирования в деловой сфере. Деловым партнером, т.е. клиентом - потребителем услуг, может стать и чиновник высокого ранга, и руководитель фирмы, и политический деятель, и иностранный бизнесмен.
Основной целью данной работы является составление реферативного обзора информационных источников по методике преподавания русского языка и культуры речи.
Задачи:
Рассмотреть суть референтской деятельности, определиться с понятиями реферирование и реферативный обзор;
Ознакомиться с историей вопроса, выявить традиционные и инновационные подходы к методике преподавания русского языка и культуры речи, а также составить обзор литературы по методике преподавания русского языка и культуры речи для высшего образования
Подготовить реферативный обзор исследуемого вопроса за последние 10 лет.
Объектом исследования являются информационные источники по методике преподавания русского языка и культуры речи.
Предметом исследования является методика преподавания русского языка и культуры речи.
Заключение
Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития. Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И.Буслаева – выдающегося лингвиста, историка, педагога - «О преподавании отечественного языка» (1844)1.
Ф.И. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного» (О преподавании... -М., 1941.-С. 68).
В XIX в. методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли внимание В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Так, В.Г.Белинский создал учебник русского языка, выступал против формализма в преподавании риторики (теории красноречия), требовал направленности обучения на развитие высокой речевой культуры. Неизмеримо велик вклад в методику русского языка Ушинского. Яркий след оставил Л.Н. Толстой.
Конец XIX – начало XX века – период рассвета методики; к этому времени относится творчество В.Я. Стоюнина и Л.И. Поливанова, Н.Ф. Бунакова и В.Ф. Флерова, В. И. Водовозова и В. И. Гаврилова, Н.К. Кульмана и Н. С. Державина, А.Д. Алферова.
В конце ХХ века в области методики преподавания русского языка работают такие ученые как А.В. Текучев, М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др.
Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока не достаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов.
Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Ф. И. Буслаев писал: «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - С. 26). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.
Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования - от тетрадей и доски с мелом до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров.
Иногда высказывается мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей рекомендации по обучению конкретному предмету, конкретной теме. Методика действительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.
Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено. Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли учителя.
Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая «зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - «чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.
Основная задача обучения методике преподавания русского языка - дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта школ.
Список литературы
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: 1992 г.
Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., Учпедгиз, 1941.
Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М., 1996.
Борохова В.А. Реферат в системе научной коммуникации М.: 1991 г.
Белозеров Н.И., Исаев Г.Н. Основы научной информации и информационно-поисковые системы в архивном деле: Учеб. пособие / Под общ ред П И Никитина. - М.: МГИАИ, 1984.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М., 1973.
Вейзе А.А. Реферирование текста. Минск, 1978
Выбориова В.Ю. Работа по развитию связной речи на основе телевизионных передач//Рус яз. в школе.-1987.-№ 1
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М.: Русский язык, 1980
Дейкина А.Д. Современная ситуация и подготовка учителей русского языка в пед. вузе. // Рус. яз. в школе. – 1997 г. - № 4.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М, 1984.
Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы: Репродукции картин. Учебно-наглядное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М, 1996;
Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н, Развитие речи. Произведения изобразительного искусства. Русский язык и литература. 8-9 классы - М., 1998.
Зельманова Л.М. Раздаточный изобразительный материал для уроков развития речи в 5 классе: - М., 1997
Зельманова Л.М. Рисунки и карточки по развитию речи для 6 класса. - М., 1995.
Зельманова Л.М, Герои мультфильмов у нас в гостях. Раздаточный материал для уроков развития речи в 5 классе. Методические рекомендации. - М., 1997
Конюшко А.Е. Об эффективности использования авторефератов в реферативных журналах // НТИ. Сер. 1. – 1990. - № 9.
Конюшко А.Е. Подготовка редакторов информационных изданий в Московской государственной Академии печати// НТИ. Сер. 1. – 1996. - № 1.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно-познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. - Шуйский гос. пед. универ., 1999
Кравченко И.Н. Теоретические и методические проблемы реферирования // Реферирование в общественных науках: Теория и методика.-М., 1982
Крупская Н. К.. Пед. соч., т. 3. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959
Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997.
Леонов В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы. Новосибирск, 1986.
Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера //Сов. педагогика. - 1978.-№9.
Ладыженская Т.Д.. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка, V класс - М., 1995.
Ладыженская Т.А. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету// Рус. яз. в школе. - 1992. - №3-6; 1993.-№ 1-2.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка 5 класс. – М.: 1995 г.
Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Рус. яз. в школе. - 1987. - № 5.
Леонов В.П. Реферирование научно-технической литературы: Учеб. пособие для студентов библ. фак. / ЛГИК. - Л., 1982.
Львов М.Р., Горецкий В.П., Сосновская О.В. «Методика преподавания русского языка в младших классах» Уч. пос. для студентов высших пед. учебных заведений и колледжей. М.: «Академия» 2000 г.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике препордавания русского языка. Для студентов филологических факультетов пед. вузов и колледжей. М.: «Академия» 2000 г.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985
Матвеева А.П. О преемственности в изучении лексики // Рус. яз. в школе.- 1978. -№ 5.
Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т. Баранова. М.: Академия 2000 г.
Методика русского языка. Учеб. Пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. институтов. Под общ. Ред. Е.А. Бариновой. М., «Просвещение», 1974 г.
Молчанова Е.Е. Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями//Рус. яз. в школе. - 1998. -№3.
Образцова О.Н. Вопросы реферирования источников по общественным наукам / по материалам анализа некоторых серий ИНИОН // Науч.-техн. информация. - Сер. 1. - 1979. - №4. - С. 12-18.
Образцова О.Н., Морозов А.В. Реферирование источников по общественным наукам: Метод, пособие / ИПКИР. - М.: 1978.
Петковскнй А. М.. Русский синтаксис в научном освещении. М., Учпедгиз, 1938
Пешковский А.М.. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. Госиздат, 1930
Русский язык. Под ред. Касаткина Л.Л. учебник для студентов высших пед. уч. заведений и колледжей. М.: «Академия» 2000 г.
Русский язык и культура речи: Учебник. / под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000 г.
Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А.Н. Чудинова.- СПб., Издание В.И. Губинского, 1902
Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики. М., 1975. ; То же. 2-е изд., перераб. и доп.//Жанры информационной литературы. М., 1983.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Под ред. Дибровой Е.И. Учебник для студентов высших пед. уч. заведений и колледжей. М.: «Академия» 2000 г.
Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще а особенно в детском возрасте. Спб., 1899
«Сочинения В. П. Шереметевского», изд. комиссией преподавателей русского языка. М,, 1887.
«Труды I съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений». Спб., 1904
Теория и практика референтской деятельности. /Учебное пособие./ Под ред. О.Я. Гойхмана. М.: ИНФРА, 1999 г.
Ушинский К. Д.. Собр. соч., т. 5. М.-Л, Изд-во АПН РСФСР, 1949
Ушинский К. Д.. Собр. соч., т. 6. М.-Л, Изд-во АПН РСФСР, 1949
Ушинский К.Д.. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1945 г.
Ушинский К. Д.. Собр. соч., т. 7. М.-Л, Изд-во АПН РСФСР, 1949
Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В. Текучев. – М.: Просвещение. 1982 г.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. / Авт. сост. М.Р. Львов. – М.: 1996 г.
Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Авторы - сост, Б.Т.Панов, Л.Б.Яковлева. – М., 1991.
Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М., 1998.
|