Скачать 60.16 Kb.
|
Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся Подготовила: Ефлютина И. А., библиотекарь Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана). Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания. Важное место в патриотическом воспитании учащихся начальных классов занимают пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделяется теме любви к родине и защите отечества: С родимой земли - умри не сходи. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Один в поле не воин. Храбрость города берёт. Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю. Это говорит о силе русского народа. Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот. В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства. Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. Чтобы проводить эту работу с детьми школьного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»: 1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. 2. Взгляды на патриотизм в летописях. 3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). 4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее. 5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль 6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми. Наверное, никогда прежде не существовало такого количества методик воспитания детей, как сегодня. Современным родителям так не просто сделать выбор... Однако, когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока, Монтессори и Ушинского. И, что удивительно, вопросов и проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, кажется, было намного меньше. Как же воспитывали детей наши далекие предки? А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо-татарами, с крестоносцами? В начальной школе дети знакомятся с героизмом Дмитрия Донского, Александра Невского. Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. К этому возрасту он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава. Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком». «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий, символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука. Спустя примерно десять лет в летописи вновь говорится о Святославе: «Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; хотя легко, как барс, вел он многие войны». Затем шло уже участие в походах, чтобы самому стяжать честь и славу, добыть себе имущество и таким образом утвердиться среди взрослых. Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати. Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью... около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников. Такие исторические факты нужно доносить до детей, они с интересом их слушают, размышляют. Часы общения, посвященные «Дням воинской славы», участие в общешкольных мероприятиях, посещение музея «Куликово поле»- все это помогает учителю в воспитании учащихся. Воспитание патриотизма и гражданственности на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно. |
Прика з Во исполнение письма главы муниципального образования Брюховецкий район от 15 августа 2013 года №4765 «О праздновании 1025-летия... | Тема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв» Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении... | ||
План патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание... | Программа Военно-патриотического воспитания муниципальной бюджетной... Программа патриотического воспитания учащихся мбоши нижнекамская кадетская школа-интернат разработана в соответствии с Государственной... | ||
Программа патриотического воспитания учащихся в моу каменская сош на 2011-2017 гг Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим... | Программа патриотического воспитания. Цель и задачи программы Целью программы является возрождение, сохранение и развитие патриотических традиций Отечества как важнейшей социальной ценности,... | ||
Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе... В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания... | План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического... План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся мкоу сош №25 | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | ||
Рабочая программа по предмету «География» для 6 9 классов География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., в целях повышения статуса патриотического воспитания в образовательных организациях,... | ||
Система патриотического воспитания граждан в Свердловской области.... Сфере воспитания патриотизма, которая до недавней поры была незаслуженно забыта, в 2012-2013 годах стала предметом внимания руководителей... | «Патриотическое воспитание в Свердловской области : опыт, перспективы... Омнить, что патриотизм не заложен в гены, это не природное, а социальное качество, которое не наследуется, а формируется, развиваясь... | ||
Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям | Февраль месячник гражданско-патриотического воспитания Сунцова О. А. провела выставку – беседу для учащихся 1 – 11 классов «Е. Ф. Драгунов, конструктор свд – знаменитой снайперской винтовки»... |