Скачать 156.13 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2008 г. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 030601.65 Журналистика. Форма обучения – очная. «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы: ________________/Комаров С. А., Лагунова О. К./ «______»___________2008 г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы от «__»____2008 г., протокол №____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Эртнер Е. Н. / «______»___________ 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 23 сентября 2008 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ИФиЖ ___________ /Рацен Т.Н./ «23» сентября 2008 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ_____________/Федорова Н. А./ «_____»_____________ 2008 г. Комаров С.А., Лагунова О. К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 030601.65. Журналистика. Форма обучения – очная. Тюмень, 2008. 8 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, задания для самостоятельной работы студента, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу. Соответствует ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология культуры [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.н., профессор, завкафедрой русской литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 ©Комаров С.А., 2008 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс по выбору «Экология культуры» предназначен для студентов 2 курса журналистского отделения. Курс имеет интегративный характер, призван развить и закрепить аксиологическую ориентацию слушателей. С этим связаны культурологический и филологический векторы его построения. Цели и задачи дисциплины. Цель курса – сформировать убеждение в экологичности творческого образа жизни человека, показать его культурные феномены как элементы истории планеты. Задачи:
Место дисциплины в учебном процессе: Учебно-методический комплекс «Экология культуры» коррелирует с дисциплинами «Философия», «История отечественной литературы», «Концепции современного естествознания», «Основы теории литературы», читаемыми на журналистском отделении. Дидактические единицы: Экологическое сознание человека и общества; проблемы экологического просвещения и образования; роль СМИ и коммуникационных технологий в этих процессах и реализации в целом концепции устойчивого развития общества. Требования ГОС ВПО. Развитие проблемно-категориальных блоков: Человек, общество, культура; Человек и природа; Представление о современном человеке в различных культурах; Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; Сознание, самосознание и личность; Познание, творчество, практика; Будущее человечества; Глобальные проблемы современности; Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего; Искусство в системе культуры; Место литературы в ряду других искусств. Студент должен продемонстрировать умение выделить проблему, проявить способность исследовать проблему, делать обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания. Количество учебных часов по дисциплине
Форма контроля – зачет.
Таблица 1.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Экология человека и экология культуры Подходы к определению сущности культуры. Экология человека как наука и ее предмет. Аксиоматика экологии человека. Причины и время появления формулы «экология культуры», толкование формулы. Экология культуры как раздел экологии человека. Опорные понятия темы: сущность культуры, экология человека, экология культуры. Тема 2. Социально-историческая антропология в аспекте экологии культуры Космос и хаос как категории. Хаосмос как категория и проблема. Социально-исторический тип человека как субъект и объект экологии культуры. Крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллектуал в аспекте экологии культуры. От традиционного общества к обществу модерна и постмодерна. Советская цивилизация и постсоветское развитие. Картина мира. Опорные понятия темы: космос, хаос, социально-исторический тип человека, тип общества. Тема 3. Понятие природы и культурно-исторические фазы ее освоения Природа в античном и средневековом типах культуры. Природа в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. Биосфера и ноосфера. Экологизация сознания. Постмодерн и историческая перспектива. Опорные понятия темы: тип культуры, природа и ее культурные версии, ноосфера. Тема 4. Экология словесного творчества Творчество как экологический источник. Слово и его искусство: экологический аспект. Художественный текст как экологический феномен. Художественный мир литературного произведения. Понятие целостности произведения и текст как феномен. Произведение как новая вещь в мире. Творчество и проблема отходов. Субъект творчества и коммуникация как экологические феномены. Туризм и чтение как элементы экологии культуры. Опорные понятия темы: творчество, литературное произведение, чтение. Тема 5. Экология как учение о доме. Образ дома в художественном тексте Дом – Бездомье. Гамлет есть Дом. Образы дома в русской поэзии второй половины ХХ века (Д. Самойлов, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев, Т. Кибиров). Образы бездомья и их космизация (С. Есенин, Э. Хемингуэй, И. Бунин, К. Симонов). Образ дома в региональной поэзии. Защитные механизмы культуры. Экологичность антивоенной тематики. Опорные понятия темы: образ, дом, бездомье, функции культуры, объектная структура текста. Тема 6. Образ природы в художественном произведении Природа – цивилизация в текстах В. Соловьева и И. Бунина. Классический и модернистский образ природы (А. Фет – Ф. Сологуб). Антропологизация природы (М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Солженицын). Природа в текстах русскоязычных и русских писателей Сибири. Образ природы в живописи и музыке. Опорные понятия темы: классическая и неклассическая парадигмы, природа, цивилизация, автор, субъектная структура текста, образ в музыке. Тема 7. Образ любви и дружбы в художественном произведении Образ любви в художественном тексте классического и неклассического типов (А. Пушкин – А. Блок). Образы дружбы (А. Пушкин, А. Чехов, А. Вампилов, Е. Айпин). Анализ текста в экологической перспективе. Живописный образ любимой в ХХ веке. Опорные понятия темы: художественный модус, анализ текста, экологическая перспектива, читатель, образ в живописи. Тема 8. Город как космос и хаос в художественном произведении Город как феномен и образ. Образ города: от хаоса к космосу (В. Маяковский, И. Бродский). Образ предместья (А. Чехов, А. Вампилов). Образ города в живописи и музыке. Образ города в региональной поэзии. Опорные понятия темы: город, предместье, экологический кризис. 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ I. Контрольная работа по анализу текста литературного произведения в аспекте экологии культуры. Список текстов
II. Реферат-рассуждение по одной из предложенных тем:
Требования к письменным работам: А) выполнены в Word2003 (кегль 12, интервал одинарный, все поля 2 см); Б) объем контрольной работы – 2 страницы, реферата-рассуждения – 3 страницы формата А4; В) Использование понятий лекционного курса «Экология культуры» с их графическим выделением в тексте.
Основная литература Экология культуры : учеб. пособие / Е. Н. Эртнер [и др.]. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. Гриф УМО. 8. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Живописные и музыкальные произведения на видео- и аудионосителях. Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры русской литературы «08» октября 2012 г. Автор __________/Комаров С.А./ Заведующий кафедрой _________/Эртнер Е.Н./ Комаров С.А., Лагунова О. К. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 030601.65 Журналистика. Форма обучения – очная. |
Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности... Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют... | Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | ||
Пояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода» Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование) | Пояснительная записка Данный курс по выбору «Искусство. Музыка и кино сша» предназначен для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе... | ||
Курс по выбору "Биология в моей будущей профессии". Пояснительная записка Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет... | Пояснительная записка курс по выбору «Делопроизводство в народном образовании» Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел... | ||
Für alle, die Grimms Märchen gern lesen. Пояснительная записка Данный учебный курс по выбору состоит из 12 часов и рассчитан на учащихся 8-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки с практической... | Пояснительная записка деловой английский курс по выбору, разработанный... Автор: Учебная программа по курсу «Деловой английский» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Актуальность темы: в последние годы слово «экология» Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце 19 века определивший экологию... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных... Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Рабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | ||
Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | Пояснительная записка курс мировой художественной культуры в школе... Курс мировой художественной культуры в школе – составная часть образовательной области «Искусство». Задачи курса способствуют |