~2~ Раздел I





Скачать 134.45 Kb.
Название~2~ Раздел I
Дата публикации23.07.2013
Размер134.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы



Орган издания

команды «СН’ЭГИРИ»

(Союз Независимых Экспертов Грамматических И Речевых Исследований)

МБОУ «Опольевская ООШ»





Экскурс в историю

2012 год










В брошюре опубликованы результаты исследования команды «СНЕГИРИ» по теме «Как развивалась морфология русского языка». Приглашаем вас погрузиться в мир науки о русском языке – русистику. Надеемся, что привлечем ваше внимание к основам языкознания. Изучив материалы, вы сможете выйти на качественно новый уровень владения русским языком, ответить на вопросы:

* Почему язык – развивающееся явление?

* Как развивалась морфология русского языка?

* Откуда пошло деление на части речи?


~2~







Раздел I


Русский язык как исторически развивающийся объект …………………………….4

Морфология как раздел лингвистики…………………………………………………5
Раздел II


Этапы большого пути. Первый этап…………………………………………………..6

Второй этап……………………………………………………………………………...7

Третий этап………………………………………………………………………………8

Четвёртый этап…………………………………………………………………………..9

Пятый этап…………………………………………………………………………...10-11

Морфология в наши дни……………………………………………………………….12

Используемая литература………………………………………………………………13





~3~









~4~

Как известно, язык возник в процессе глобального общественного развития, и так как человеческая цивилизация постоянно движется вперед и развивается, и сам язык вынужден совершенствоваться и развиваться. Русский язык не является исключением в данном случае, поэтому в нем постоянно происходят существенные изменения.

Это касается словарного состава языка, который с общественным развитием обогащается, возникновения синтаксических конструкций и закрепления новых норм произношения слов, а также морфологических норм, которые тоже подвергаются изменениям.

Язык, как система, развивается неравномерно, и разные участки его строя (Лексика, Морфология) имеют разные темпы преобразования. Но в данном случае язык нуждается в изменениях, так как только таким образом он может быть пригоден для общения между людьми.

Это говорит о том, что изменчивость языка - это одновременно и причины, и условия, и результат речевой деятельности. Поэтому язык определяют, как целостное единство и устойчивого, и подвижного, так как он может стабильно существовать только тогда, когда находится в постоянном развитии.

Далее мы расскажем о том, как развивалась морфология русского языка.

которые подвергаются изменениям


~4~








Одним из разделов лингвистики является морфология- собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe - форма, logos - слово, учение). Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.







~5~










Учение о частях речи восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский. 

       


XVII век

A в русской лингвистике впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. 
По греческому образцу Смотрицкий делил грамматику на 4 раздела: ортография (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации); этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой основных грамматических значений и подробной систематизацией грамматических форм); синтаксис (впервые в восточнославянской традиции дан обзор грамматической сочетаемости каждой части речи); просодия (учение о стихотворных размерах).

Во второй части «Грамматики» — этимоло­гии (самой большой по своему объему) Смот­рицкий рассматривает учение о частях речи, которых он насчитывает, восемь: имя, местои­мение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междомётие. Смотрицкий вносит измене­ния в традиционный состав частей речи: раз­личие, как не свойственное церковнославян­скому языку, он заменил местоимением и ввел междометие.

Части речи он разделяет на склоняемые и несклоняемые.

Склоняемые — имя, глагол, местоимение, при­частие; несклоняемые — наречие, предлог, со­юз, междометие.
 

~6~












XVIII - XIX в.

Этот период связан с именем М. В. Ломоносова, который в своей "Российской грамматике" впервые дал систематическое описание морфологии русского языка: до Ломоносова предметом изучения был, как правило, церковнославянский язык. Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской морфологической науки. Уже достаточно близкую современной классификации частей речи  предложил М.В. Ломоносов, который выделил имя,  местоимениеглаголпричастиенаречие, предлогсоюз и междометие. И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке. Так, Ф.И. Буслаев выделил в рамках имени имя прилагательноеимя числительное и имя существительное. Причастие данный ученый объединил с глаголом.  

Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковым, В. Г. Белинским и др. В этот период русская морфологическая наука сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. Однако недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно его "Опыт исторической грамматики русского языка" (1858). Указав на самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического направления, за что его впоследствии резко критиковал А. А. Потебня.






~7~










Следующий этап в изучении частей речи был начат А.А. Потебней, указавшим на некий параллелизм частей речи и членов предложении, что практически символизировало усмотрение связи морфологии с синтаксисом. В результате, последователи А.А. Потебни сократили количество частей речи до четырех. А.М. Пешковский выделил существительное, прилагательное, глагол и наречие. Остальные же части речи лингвист распределил именно по данным группам. На самом деле, такое разделение соответствует представлению о предмете, действии, признаке и признаке признака. При этом в особую группу А.М. Пешковский выделил служебные слова.  

Данный период в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые при анализе морфологических явлений больше внимания уделяли смысловой стороне этих явлений, другие же - формальной стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значения глагольного вида, падежей имени существительного и др.) внес А. А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его основном труде "Из записок по русской грамматике" (т. 1-4, опубл. 1874-1941). С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвис-тической школы, связано "формальное" направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали внимание не на значения, а прежде всего на формальные средства.



~8~







После Великой Октябрьской социалистической революции начинается четвертый этап в развитии русской морфологической науки. Для многих ученых становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). В 20-40-е годы ставится задача объединения лучших достижений школ Потебни и Фортунатова, рассмотрения грамматических явлений как диалектического единства формы и содержания; в постановке такой задачи - историческое значение данного периода в изучении русской морфологии (труды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского и др.)       
Более широкий подход к частям речи обнаружил А.А. Шахматов, выделивший критерии определения частей речи, а также разделивший части речи на четыре группы. Первая группа – знаменательные части речи –

по А.А. Шахматову, включала в себя имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Во вторую группу –незнаменательных частей речи – входили местоименные существительные, прилагательные, наречия и числительные. Третью группу – группу служебных частей речи – составили предлоги, союзы, частицы, связка и префикс. Отдельную же группу образовали в классификации А.А. Шахматова междометия.
Возрождением же учение о частях речи обязано Л.В. Щербе, чья статья 1928 года «О частях речи в русском языке» утверждала, что классификация частей речи должна быть непроизвольной и должна предопределяться системой языка. Л.В. Щерба отметил, что при распределении слов по частям речи обязательно нужно учитывать семантику этих слов. Более того, именно семантический принцип должен быть ведущим в морфологии. Л.В. Щерба также был первым, кто выделил в составе частей речи русского языка категории состояния.  


 
~9~
 

     






Особое место в истории развития учения о частях речи занимает. В.В. Виноградов, который в своей книге выделяет основные структурные типы слов, учет которых во многом предваряет современную систему частей речи. Итак, по мнению В.В. Виноградова, все слова можно разделить на:  
        *слова-названия и их заместители: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, некоторые местоимения и категории состояния;  
        *связочные (служебные) слова;  
        *модальные слова (функционирующие в предложении как вводные слова);  
        *слова эмоциональной сферы (междометия).  
        При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи, остальные три группы классифицировались как частицы речи. Примечательно особое отношение В.В. Виноградова к местоимениям, состав которых ученый определил достаточно спорным способом.  
        1954 и 1961 годы были отмечены специальными дискуссиями о частях речи, в результате которых в самостоятельную часть речи – компоратив – были выделены сравнительные степени прилагательных и наречий. Остальные же части речи были разделены на две группы. К основным частям речи были отнесены имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение и имя числительное. Ко второй же группе были отнесены так называемые производные части речи: причастие, деепричастие, компоратив. Однако академическая грамматика оценила такую систему как неважную и вернулась к системе, предложенной В.В. Виноградовым, правда виноградовская система была принята с некоторыми поправками в части модальных слов, местоимений и категорий состояния.  


~10~







Пятый этап в развитии отечественной морфологической науки, органически связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфических черт:

1) благодаря исследованиям В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, Е. А. Земской и др., показавшим Принципиальные отличия словообразования от морфологии, словообразование было выделено в качестве особой дисциплины; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии;

2) были детально описаны правила русского словоизменения (см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977);

3) были получены принципиально важные результаты в изучении грамматической семантики (труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова и др.);

4) впервые было предпринято изучение русской морфологии на основе массовых опросов носителей русского языка (см.: Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968; Русский язык по данным массового обследования. М., 1974);

5) успешно решается задача описания русской морфологии в новом направлении: не "от форм к значению" (т. е. по линии выяснения того, какие значения выражаются данной грамматической формой), а "от значения к форме" (А. В. Бондарко и др.), т. е. выясняется, какими языковыми средствами может быть выражено данное грамматическое значение (например, значение времени, модальности и пр.); на необходимость таких исследований указывали еще Щерба и Виноградов;

6) наконец, именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой общественности с достижениями советской грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского языка, сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с простотой, общедоступностью изложения (см.: Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954. Т. 1-2; Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980. Т. 1-2).


~11~







До сих пор учение о частях речи является открытым и спорным. Особое отношение ученых наблюдается в отношении имени числительного, местоимения, междометия, категории состояния, служебным словам.  

        В сегодняшней науке в качестве критериев выделения частей речи выделяются категориальное значение слова, свойственные слову формы изменения, а также синтаксическая сочетаемость слова. В полной мере все эти критерии применительны к знаменательным словамСлужебные слова, в свою очередь, классифицируются по синтаксическим функциям. Особое место занимают местоимения.  
        Традиционно особое отношение к модальным словам, выражающим авторское отношение и служащим субъективным ключом к речи («к счастью», «во-первых», «наверное» и так далее).  
        Как часть речи вызывает споры и категория состояния.  
        Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным (самостоятельные) частям речи относятся имя существительноеимя прилагательное, глаголместоимениеимя числительноенаречиекатегория состояния. Знаменательные (самостоятельные) части речи так называются, так как они обладают номинативным значением и способны называть предметы, признаки, действия и так далее. К служебным частям речи относятся предлогисоюзычастицы. Служебные части речи не обладают номинативным значением. Две особые группы составляют модальные слова и междометия.
P. S. Сравнивая школьные учебники по русскому языку, мы выявили, что в учебнике Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и д.р. причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи, а в учебнике С. И. Львовой как особые формы глагола.





~12~







Материалы с сайтов:

http://smotrickiy.ru

http://www.biografguru.ru

http://www.philology.ru
Валгина Н.С. Современный русский язык, М.:Логос, 2002

Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954

Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класс, М.:Просвещение, 2008

Львова С.И. Русский язык 6 класс, М.: Мнемозина, 2011

Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980.



~13~

~14~

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

~2~ Раздел I iconГенеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор...
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
~2~ Раздел I iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные...
~2~ Раздел I iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура»
Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б....
~2~ Раздел I iconУчебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,...
~2~ Раздел I iconНесовершеннолетних
Авторский коллектив: Арбузова В. Н. ), Завадская Н. М. ), Карабанцев И. А. ), Кряквин В. Я. ), Кудрявцева Г. А. (раздел I, тематика...
~2~ Раздел I iconИстория россии
М. М. Горинов (раздел II гл. 5 § 1 — 5), докт ист наук А. С. Сенявский (раздел II гл. 5 § 6), канд ист наук А. А. Печенкин (раздел...
~2~ Раздел I iconПрограмма «проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы»
Ий при поступлении на второй и последующие курсы включает в себя 4 раздела: 1 раздел – гуманитарный, социальный и экономический цикл;...
~2~ Раздел I iconПрограмма состоит из девяти разделов: Раздел Искусство в жизни современного...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. А. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8...
~2~ Раздел I iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование»
Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный...
~2~ Раздел I iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
~2~ Раздел I iconЦели и задачи территориального планирования Раздел Мероприятия по...
Схема современного использования территории мо «Мултановский сельсовет» (Опорный план)
~2~ Раздел I iconУчебно-тематический план Раздел 3 содержание учебного предмета «Литература»...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (Москва, Дрофа, 2007г)
~2~ Раздел I iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку (раздел «Письмо») и литературному чтению (раздел «Обучение грамоте») разработана на основе
~2~ Раздел I iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут...
~2~ Раздел I iconРабочая программа дисциплины судебная психиатрия цикл «опд»; раздел «В. 31»
«опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная программа специальности 030501. 65 Юриспруденция
~2~ Раздел I iconСодержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск