Скачать 134.45 Kb.
|
Орган издания команды «СН’ЭГИРИ» (Союз Независимых Экспертов Грамматических И Речевых Исследований) МБОУ «Опольевская ООШ» Экскурс в историю 2012 год В брошюре опубликованы результаты исследования команды «СНЕГИРИ» по теме «Как развивалась морфология русского языка». Приглашаем вас погрузиться в мир науки о русском языке – русистику. Надеемся, что привлечем ваше внимание к основам языкознания. Изучив материалы, вы сможете выйти на качественно новый уровень владения русским языком, ответить на вопросы: * Почему язык – развивающееся явление? * Как развивалась морфология русского языка? * Откуда пошло деление на части речи? ~2~ Раздел I Русский язык как исторически развивающийся объект …………………………….4 Морфология как раздел лингвистики…………………………………………………5 Раздел II Этапы большого пути. Первый этап…………………………………………………..6 Второй этап……………………………………………………………………………...7 Третий этап………………………………………………………………………………8 Четвёртый этап…………………………………………………………………………..9 Пятый этап…………………………………………………………………………...10-11 Морфология в наши дни……………………………………………………………….12 Используемая литература………………………………………………………………13 ~3~ ~4~ Как известно, язык возник в процессе глобального общественного развития, и так как человеческая цивилизация постоянно движется вперед и развивается, и сам язык вынужден совершенствоваться и развиваться. Русский язык не является исключением в данном случае, поэтому в нем постоянно происходят существенные изменения. Это касается словарного состава языка, который с общественным развитием обогащается, возникновения синтаксических конструкций и закрепления новых норм произношения слов, а также морфологических норм, которые тоже подвергаются изменениям. Язык, как система, развивается неравномерно, и разные участки его строя (Лексика, Морфология) имеют разные темпы преобразования. Но в данном случае язык нуждается в изменениях, так как только таким образом он может быть пригоден для общения между людьми. Это говорит о том, что изменчивость языка - это одновременно и причины, и условия, и результат речевой деятельности. Поэтому язык определяют, как целостное единство и устойчивого, и подвижного, так как он может стабильно существовать только тогда, когда находится в постоянном развитии. Далее мы расскажем о том, как развивалась морфология русского языка. которые подвергаются изменениям ~4~ Одним из разделов лингвистики является морфология- собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe - форма, logos - слово, учение). Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов. ~5~ Учение о частях речи восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский. XVII век A в русской лингвистике впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого. По греческому образцу Смотрицкий делил грамматику на 4 раздела: ортография (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации); этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой основных грамматических значений и подробной систематизацией грамматических форм); синтаксис (впервые в восточнославянской традиции дан обзор грамматической сочетаемости каждой части речи); просодия (учение о стихотворных размерах). Во второй части «Грамматики» — этимологии (самой большой по своему объему) Смотрицкий рассматривает учение о частях речи, которых он насчитывает, восемь: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междомётие. Смотрицкий вносит изменения в традиционный состав частей речи: различие, как не свойственное церковнославянскому языку, он заменил местоимением и ввел междометие. Части речи он разделяет на склоняемые и несклоняемые. Склоняемые — имя, глагол, местоимение, причастие; несклоняемые — наречие, предлог, союз, междометие. ~6~ XVIII - XIX в. Этот период связан с именем М. В. Ломоносова, который в своей "Российской грамматике" впервые дал систематическое описание морфологии русского языка: до Ломоносова предметом изучения был, как правило, церковнославянский язык. Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской морфологической науки. Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выделил имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке. Так, Ф.И. Буслаев выделил в рамках имени имя прилагательное, имя числительное и имя существительное. Причастие данный ученый объединил с глаголом. Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковым, В. Г. Белинским и др. В этот период русская морфологическая наука сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. Однако недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф. И. Буслаева, особенно его "Опыт исторической грамматики русского языка" (1858). Указав на самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического направления, за что его впоследствии резко критиковал А. А. Потебня. ~7~ Следующий этап в изучении частей речи был начат А.А. Потебней, указавшим на некий параллелизм частей речи и членов предложении, что практически символизировало усмотрение связи морфологии с синтаксисом. В результате, последователи А.А. Потебни сократили количество частей речи до четырех. А.М. Пешковский выделил существительное, прилагательное, глагол и наречие. Остальные же части речи лингвист распределил именно по данным группам. На самом деле, такое разделение соответствует представлению о предмете, действии, признаке и признаке признака. При этом в особую группу А.М. Пешковский выделил служебные слова. Данный период в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые при анализе морфологических явлений больше внимания уделяли смысловой стороне этих явлений, другие же - формальной стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значения глагольного вида, падежей имени существительного и др.) внес А. А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его основном труде "Из записок по русской грамматике" (т. 1-4, опубл. 1874-1941). С именем Ф. Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвис-тической школы, связано "формальное" направление в изучении грамматики. При анализе морфологических явлений ученые фортунатовской школы обращали внимание не на значения, а прежде всего на формальные средства. ~8~ После Великой Октябрьской социалистической революции начинается четвертый этап в развитии русской морфологической науки. Для многих ученых становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). В 20-40-е годы ставится задача объединения лучших достижений школ Потебни и Фортунатова, рассмотрения грамматических явлений как диалектического единства формы и содержания; в постановке такой задачи - историческое значение данного периода в изучении русской морфологии (труды Л. В. Щербы, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского и др.) Более широкий подход к частям речи обнаружил А.А. Шахматов, выделивший критерии определения частей речи, а также разделивший части речи на четыре группы. Первая группа – знаменательные части речи – по А.А. Шахматову, включала в себя имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Во вторую группу –незнаменательных частей речи – входили местоименные существительные, прилагательные, наречия и числительные. Третью группу – группу служебных частей речи – составили предлоги, союзы, частицы, связка и префикс. Отдельную же группу образовали в классификации А.А. Шахматова междометия. Возрождением же учение о частях речи обязано Л.В. Щербе, чья статья 1928 года «О частях речи в русском языке» утверждала, что классификация частей речи должна быть непроизвольной и должна предопределяться системой языка. Л.В. Щерба отметил, что при распределении слов по частям речи обязательно нужно учитывать семантику этих слов. Более того, именно семантический принцип должен быть ведущим в морфологии. Л.В. Щерба также был первым, кто выделил в составе частей речи русского языка категории состояния. ~9~ Особое место в истории развития учения о частях речи занимает. В.В. Виноградов, который в своей книге выделяет основные структурные типы слов, учет которых во многом предваряет современную систему частей речи. Итак, по мнению В.В. Виноградова, все слова можно разделить на: *слова-названия и их заместители: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, некоторые местоимения и категории состояния; *связочные (служебные) слова; *модальные слова (функционирующие в предложении как вводные слова); *слова эмоциональной сферы (междометия). При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи, остальные три группы классифицировались как частицы речи. Примечательно особое отношение В.В. Виноградова к местоимениям, состав которых ученый определил достаточно спорным способом. 1954 и 1961 годы были отмечены специальными дискуссиями о частях речи, в результате которых в самостоятельную часть речи – компоратив – были выделены сравнительные степени прилагательных и наречий. Остальные же части речи были разделены на две группы. К основным частям речи были отнесены имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение и имя числительное. Ко второй же группе были отнесены так называемые производные части речи: причастие, деепричастие, компоратив. Однако академическая грамматика оценила такую систему как неважную и вернулась к системе, предложенной В.В. Виноградовым, правда виноградовская система была принята с некоторыми поправками в части модальных слов, местоимений и категорий состояния. ~10~ Пятый этап в развитии отечественной морфологической науки, органически связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфических черт: 1) благодаря исследованиям В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, Е. А. Земской и др., показавшим Принципиальные отличия словообразования от морфологии, словообразование было выделено в качестве особой дисциплины; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии; 2) были детально описаны правила русского словоизменения (см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977); 3) были получены принципиально важные результаты в изучении грамматической семантики (труды Н. С. Поспелова, Ю. С. Маслова и др.); 4) впервые было предпринято изучение русской морфологии на основе массовых опросов носителей русского языка (см.: Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968; Русский язык по данным массового обследования. М., 1974); 5) успешно решается задача описания русской морфологии в новом направлении: не "от форм к значению" (т. е. по линии выяснения того, какие значения выражаются данной грамматической формой), а "от значения к форме" (А. В. Бондарко и др.), т. е. выясняется, какими языковыми средствами может быть выражено данное грамматическое значение (например, значение времени, модальности и пр.); на необходимость таких исследований указывали еще Щерба и Виноградов; 6) наконец, именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой общественности с достижениями советской грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского языка, сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с простотой, общедоступностью изложения (см.: Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954. Т. 1-2; Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980. Т. 1-2). ~11~ До сих пор учение о частях речи является открытым и спорным. Особое отношение ученых наблюдается в отношении имени числительного, местоимения, междометия, категории состояния, служебным словам. В сегодняшней науке в качестве критериев выделения частей речи выделяются категориальное значение слова, свойственные слову формы изменения, а также синтаксическая сочетаемость слова. В полной мере все эти критерии применительны к знаменательным словам. Служебные слова, в свою очередь, классифицируются по синтаксическим функциям. Особое место занимают местоимения. Традиционно особое отношение к модальным словам, выражающим авторское отношение и служащим субъективным ключом к речи («к счастью», «во-первых», «наверное» и так далее). Как часть речи вызывает споры и категория состояния. Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным (самостоятельные) частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, категория состояния. Знаменательные (самостоятельные) части речи так называются, так как они обладают номинативным значением и способны называть предметы, признаки, действия и так далее. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не обладают номинативным значением. Две особые группы составляют модальные слова и междометия. P. S. Сравнивая школьные учебники по русскому языку, мы выявили, что в учебнике Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и д.р. причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи, а в учебнике С. И. Львовой как особые формы глагола. ~12~ Материалы с сайтов: http://smotrickiy.ru http://www.biografguru.ru http://www.philology.ru Валгина Н.С. Современный русский язык, М.:Логос, 2002 Грамматика русского языка/Под ред. В. В. Виноградова и др., М., 1952-1954 Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класс, М.:Просвещение, 2008 Львова С.И. Русский язык 6 класс, М.: Мнемозина, 2011 Русская грамматика/Под ред. Н. Ю. Шведовой и др. М., 1980. ~13~ ~14~ |
Генеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор... Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б.... | Учебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,... | ||
Несовершеннолетних Авторский коллектив: Арбузова В. Н. ), Завадская Н. М. ), Карабанцев И. А. ), Кряквин В. Я. ), Кудрявцева Г. А. (раздел I, тематика... | История россии М. М. Горинов (раздел II гл. 5 § 1 — 5), докт ист наук А. С. Сенявский (раздел II гл. 5 § 6), канд ист наук А. А. Печенкин (раздел... | ||
Программа «проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы» Ий при поступлении на второй и последующие курсы включает в себя 4 раздела: 1 раздел – гуманитарный, социальный и экономический цикл;... | Программа состоит из девяти разделов: Раздел Искусство в жизни современного... Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. А. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование» Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный... | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
Цели и задачи территориального планирования Раздел Мероприятия по... Схема современного использования территории мо «Мултановский сельсовет» (Опорный план) | Учебно-тематический план Раздел 3 содержание учебного предмета «Литература»... Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (Москва, Дрофа, 2007г) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку (раздел «Письмо») и литературному чтению (раздел «Обучение грамоте») разработана на основе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут... | ||
Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия цикл «опд»; раздел «В. 31» «опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная программа специальности 030501. 65 Юриспруденция | Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса |