Несовершеннолетних





НазваниеНесовершеннолетних
страница1/14
Дата публикации07.01.2015
Размер1.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Учебно-методическое пособие

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Л.Л. Рыбцова,

доктор социологических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики

Уральского государственного университета им. А.М. Горького
Р.А. Литвак,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики и психологии

Челябинской государственной академии культуры и искусств

Авторский коллектив: Арбузова В.Н. (2.1.), Завадская Н.М. (2.5.), Карабанцев И.А. (2.3.), Кряквин В.Я. (2.5.), Кудрявцева Г.А. (раздел I, тематика рефератов), Мустаева Ф.А. (ред., введение, раздел I, 2.6.), Орлова Г.В. (раздел I), Перушкин А.Б. (2.5.), Полякова М.Н. (2.2.), Рожнова О.В. (2.4.).

Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.А. Мустаевой.
В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические вопросы и практические пути решения проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков в современных условиях развития общества.

Пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальностям «социальная работа», «социальная педагогика», для преподавателей, аспирантов, а также практических работников – специалистов социальной работы, социальных педагогов.


ВВЕДЕНИЕ



Вопросы изучения уровня жизни социально незащищенных слоев российского общества стали особенно актуальны в связи со снижением общего уровня жизни населения и все возрастающим его расслоением, основными причинами которого являются углубляющийся экономический кризис и падение уровня производства. В современном обществе формируется и укрепляется «социальное дно», которое включает нищих, просящих подаяние; бомжей, лишившихся жилья; беспризорных детей, потерявших родителей или убежавших из дома; алкоголиков; наркоманов и проституток, ведущих антисоциальный образ жизни.

В России, переживающей глубокие трансформационные процессы и неконтролируемые последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей.

Безнадзорность и беспризорность детей и подростков – социальный фактор, игнорировать который опасно для общества в целом. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей группы риска, дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.

Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных – безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей и подростков, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения.

Безнадзорность и беспризорность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Анализ научной литературы показывает, что фундаментальных исследований по проблеме безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних очень немного, хотя ярко выражена потребность в систематизации знаний по данной проблеме.

Исходя из этих двух моментов (актуальность проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России и дефицит научной, учебно-методической литературы по данной проблеме), на социальном факультете Магнитогорского государственного университета посчитали необходимым включить в учебный план по специальности «социальная работа» дисциплину специализации «Основы профилактики безнадзорности и беспризорности» и подготовить для студентов учебно-методическое пособие.

Данное пособие включает в себя 2 раздела. В первом разделе «Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России» раскрываются понятия безнадзорности и беспризорности, причины возникновения этих явлений; рассматривается исторический аспект проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в России; освещается нормативно-правовая база организации социальной и профилактической работы с явлением детской и подростковой безнадзорности и беспризорности; предлагаются пути решения данной проблемы в практической деятельности руководителей и специалистов социальной работы как на государственном уровне, так и региональном.

Второй раздел пособия назван нами «Пути решения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на примере г. Магнитогорска». В нем предлагается информация о решении данной проблемы администрацией городе, освещается опыт работы учреждений социальной защиты и образовательных учреждений, в том числе и такого уникального опыта, каким является деятельность муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования» (который у нас в городе называют центром Кряквина В.Я. – по имени его основателя и генерального директора).

В учебно-методическое пособие вошли также вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, примерная тематика рефератов, список литературы.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено коллективом авторов. В числе авторов – как ученые, преподаватели Магнитогорского государственного университета (в дальнейшем: МаГУ), так и представители администрации, руководители учреждений города Магнитогорска:

раздел I – Кудрявцева Г.А. – зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы МаГУ, канд. пед. наук, доцент;

Мустаева Ф.А. – декан социального факультета МаГУ, канд. пед. наук, профессор;

Орлова Г.В. – библиограф библиотеки МаГУ;

раздел II: 2.1. – Арбузова В.Н. – начальник отдела социальной защиты семьи и детей управления социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска;

2.2. – Полякова М.Н. – директор муниципального учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3-х до 7 лет»;

2.3. – Карабанцев И.А. – директор муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

2.4. – Рожнова О.В. – социальный педагог муниципального учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61»;

2.5. – Завадская Н.М. – заместитель генерального директора по социальным программам муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования»,

Кряквин В.Я. – генеральный директор Центра образования,

Перушкин А.Б. – зам. директора общеобразовательной школы Центра образования;

2.6. – Мустаева Ф.А. – декан социального факультета МаГУ.

Мы надеемся, что учебно-методическое пособие представит интерес и будет полезным для студентов, обучающихся по специальностям «социальная работа», «социальная педагогика», аспирантов, преподавателей и практических работников – специалистов по социальной работе, социальных педагогов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Несовершеннолетних iconПрокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних...
Охватывает всю систему прав несовершеннолетних по российскому законодательству
Несовершеннолетних iconЗаконодательно права несовершеннолетних были закреплены в Семейном...
К вопросу о формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
Несовершеннолетних icon4. Цели освоения дисциплины
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconКонспект урока по обществознанию
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconУголовная ответственность несовершеннолетних
Поэтому хотелось бы дать общее представление о том, что же представляет собой преступность несовершеннолетних и какие вообще меры...
Несовершеннолетних iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №140»
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconТема: «Уход за посевами столовой моркови»
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconТемы рефератов раздел Ювенальное право Несовершеннолетний как субъект...
Проблемы совершенствования уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних
Несовершеннолетних iconПлан-конспект урока английского языка «Traveling»
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconПрактические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй...
«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»
Несовершеннолетних iconПлан работы Школьной Службы примирения
Цель: снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики...
Несовершеннолетних iconРоль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Это, на мой взгляд, является прямым следствием недостатка внимания родителей, а порой вообще попустительства и безразличия к своим...
Несовершеннолетних iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Несовершеннолетних iconПротокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края
Несовершеннолетних icon«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск