Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности





Скачать 396.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности
страница1/4
Дата публикации14.09.2013
Размер396.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Химия > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Основы наркологии»

для студентов специальности 040104.65 Организация работы с молодежью

Автор:

Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры «Основы наркологии».
Цель освоения дисциплины «Социальное прогнозирование»:

  • Обучить студентов основам теории химической зависимости, показать значимости данной проблематики в настоящее время. Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые знаний в области теории и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних.

Основные задачи курса «Основы наркологии»:

  • обосновать актуальность проблемы наркотизации в современном обществе;

  • обучить студентов теоретическим основам наркологии и специфики наркоманий;

  • обучить пониманию закономерностей формирования хронического алкоголизма и наркоманий и их особенностям в подростковом возрасте;

  • сформировать навыки выявления признаков наркотического опьянения, проявления основных форм наркоманий и токсикоманий;

  • дать знания о негативных социальных и медицинских последствиях химической и нехимической зависимостей;

  • показать основные принципы лечения и реабилитации больных наркоманиями и токсикоманиями;

  • научить психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы и формированию навыков и умений по их практическому использованию в профилактических программах с различными группами детей и подростков, а также с их семьями и социальным окружением;

  • сформировать у студентов навыки и умения самостоятельно разрабатывать, организовывать и внедрять профилактические программы в условиях образовательных учреждений.


В результате изучения материалов курса студенты должны:

Знать:

  1. причины возникновения аддиктивного поведения и химической зависимости;

  2. основные формы химической и нехимической зависимости;

  3. возрастные особенности формирования аддиктивного поведения;

  4. масштабы медицинских и социальных последствий аддиктивного поведения;

  5. основные современные направления профилактики аддиктивного поведения детей и

подростков.

Уметь:

  1. выявлять детей, подростков, родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи;

  2. определять направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;

  3. разрабатывать план - программу работы с детьми, склонными к аддиктивному поведению;

  4. проводить профилактические и коррекционные мероприятия с детьми, склонными к аддиктивному поведению;

  5. оказывать социальную и психологическую поддержку детям и родителям из «созависимых» семей.

В процессе подготовки УМК использовались следующие программы:

- «Наркология» д.м.н., профессора А.Ю.Егорова (Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования. СПб., 2001. С.68-81).

- «Основы возрастной наркологии» д.м.н., профессора А.Ю.Егорова, Е.Н.Шовиной (Социальная педагогика. Основная образовательная программа подготовки специалиста. Мурманск, 2005. С.91-98)

- «Профилактика наркоманий у детей и подростков» д.б.н., профессора Л.М.Шипицыной, д.б.н., профессора Л.С.Шпиленя, д.м.н., профессора А.Ю.Егорова, А.В.Иванова, С.В.Иванова (Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования. СПб., 2001. С.8-49)

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа

Раздел 1. Введение в проблему наркотизма.







-

-




1.1.

Введение. История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции употребления ПАВ в мире и в России на современном этапе. Ситуация с наркоупотреблением в г. Мурманске и Мурманской области.

2

2

-

-

20

Раздел 2. Основы наркологии.










-




2.1.

Основные понятия в наркологии. Механизмы формирования химической зависимости.

1

1

-

-

20

2.2.

Алкоголизм как форма химической зависимости.

1

1

-

-

20

2.3.

Общие проявления наркоманий и токсикоманий.

1

1

-

-

20

2.4.

Формы наркоманий и токсикоманий.

4

-

4

-

20

2.5.

Медицинские и социальные последствия химической аддикции.

1

1

-

-

20

2.6.

Особенности химической аддикции у несовершеннолетних.

5

1

4

-

20

Раздел 3. Основы и принципы антинаркотической деятельности.
















3.1.

Принципы и стратегии антинаркотической деятельности.

Теории и системы противодействия распространению наркомании и контроля за наркотическими средствами.

Нормативно-правовая база по проблемам НОН, профилактики наркоманий и реабилитации наркозависимых.

5

1

4

-

20

3.2.

Основные виды и направления антинаркотической профилактической работы.

1

1

-

-

20

3.3.

Практика организации профилактической работы.

9

1

8

-

15

ИТОГО:

30

10

20

-

195



Вопросы для самостоятельного изучения:
Раздел 1. Введение в проблему наркотизма.

Тема 1. Введение.

  1. Особенности употребления ПАВ в различные исторические эпохи.

  2. Этапы формирования концепции болезни в отношении употребления и зависимости человека от ПАВ.

  3. Специфика развития употребления ПАВ в России.

  4. Современное состояние проблемы и основные тенденции употребления ПАВ в РФ и Мурманской области.

Раздел 2. Основы наркологии.

Тема 1. Основные понятия в наркологии.

  1. Роль нейромедиаторных систем в формировании химической зависимости.

  2. Подкрепляющие свойства этанола и других ПАВ.

  3. Роль эндогенной опиоидной системы мозга в развитии патологической зависимости.

Тема 3. Общие проявления наркоманий и токсикоманий.

  1. Особенности наркотического опьянения.

  2. Последствия хронической наркотизации.

  3. Наркотики и беременность: синдром отмены у новорожденных.

Тема 5. Медицинские и социальные последствия химической аддикции.

  1. Медицинские последствия употребления различных ПАВ.

  2. Синдром созависимости.

  3. Функциональные и дисфункциональные семьи.

Раздел 3. Основы и принципы антинаркотической деятельности.

Тема 2. Основные виды и направления антинаркотической профилактической работы.

  1. Основные этапы развития профилактической работы. Запретительный этап. Информационный этап. Современный этап. Классификация видов профилактической работы.

  2. Профилактика в системе образования. Правовые основы организации профилактической работы в образовательных учреждениях.

  3. Права ребенка в случае совершения им правонарушений или представлений.



Содержание практических занятий

Практическая работа №1. Формы наркоманий и токсикоманий.

План:

  1. Классификация наркоманий и токсикоманий (МКБ-10 и отечественная).

  2. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов (злоупотребление героином, кустарно изготовленными опиатами, наркотическими аналгетиками и др.).

  3. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления каннабиноидов.

  4. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления седативных или снотворных средств (злоупотребление снотворными, успокаивающими средствами, злоупотребление ненаркотическими аналгетиками и антигистаминными средствами).

  5. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления кокаина и др.стимуляторов, включая кофеин (злоупотребление кокаином и стимуляторами амфетаминового типа, эфедроновая наркомания, злоупотребление бытовыми стимулятоами)

  6. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления галлюциногенов. Циклодоловая токсикомания.

  7. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака.

  8. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления летучих растворителей.

  9. Злоупотребление табаком.

  10. Полинаркомании, причины возникновения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы сроки формирования опийной наркомании?

  2. Опишите исходы опийной наркомании?

  3. Насколько верен тезис приверженцев политики легализации о безвредности использования препаратов конопли?

  4. Каковы исходы наркомании вследствие злоупотребления препаратами конопли?

  5. Опишите «кокаиновые циклы» как отличительный признак кокаиновой наркомании.

  6. Каковы осложнения при кокаиновой наркомании?

  7. Что можно отнести к ненаркотическим стимуляторам и каковы особенности злоупотребления ими?

  8. Каковы особенности наркотического опьянения при использовании галлюциногенов?

  9. Назовите медицинские и немедицинские причины развития зависимости от снотворно-седативных средств.

  10. Назовите особенности проявлений токсикомании вследствие злоупотребления ЛАС.

  11. На ваш взгляд, какой вред наносит курение в детском и подростковом возрасте?

  12. Каковы наиболее распространенные варианты полинаркоманий?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать данную тему в монографии П.Д.Шабанова (6). С.352-404 и сделать краткие выписки из нее.

  2. Проработать методический информационный пакет «Drugbox».

  3. Найти и проанализировать художественные произведения, в которых упоминается употребление наркотических средств, и определить о каких именно наркотических веществах идет речь и насколько верно описаны последствия употребления этими веществами.


Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической изависимости и созависимости. М., 2001.

  2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.,1999.

  3. Личко А.Е., Битенский В.С., Подростковая наркология. Л.,1991.

  4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред.С.В.Березина и др. М., 2000.

  5. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология: руководство для врачей. М., 2002.

  6. Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб., 2002.

Дополнительная:

  1. Баймухаметов С. Т. Сны золотые: исповеди наркоманов. М., 1998.

  2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1999.

  3. Данилин А.Г., Данилина И. Героин. М., 2001.

  4. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2002.

  5. Фридман Л. С, Флеминг Н. Ф., Роберте Д. X., Хайман С. Е. Наркология. М.; СПб., 1998.

  6. Цетлин М. Г., Пелинас В. Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. М., 2001.

  7. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб, 2000.

  8. Методический информационный пакет «Drugbox».

  9. www.netnarkotikam.ru

  10. www.narcom.ru

  11. www.ecad.ru

  12. www.rehab.ru


Практическая работа №2. Особенности химической аддикции у несовершеннолетних.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7
«Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы математической...
Цель курса: формирование системы знаний, умений и навыков, связанных с особенностями математических способов представления и обработки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности iconИтоговая государственная аттестация по специальности «педиатрия»
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск