Скачать 0.61 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы математической обработки информации» для студентов, обучающихся по специальности «Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование (музыка)» Цель курса: формирование системы знаний, умений и навыков, связанных с особенностями математических способов представления и обработки информации как базы для развития универсальных компетенций и основы для развития профессиональных компетенций.
1) познакомить с основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации; 2) сформировать умения применять знания о современной научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; 3) научить использовать методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; 4) способствовать развитию логически правильной устной и письменной речи. требования к уровню освоения содержания дисциплины: Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОК-8, ОК-4, ОК-6 и ОК-7. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:
должны уметь:
должны иметь представление:
должны обладать навыками:
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для всех направлений подготовки, на которых читается дисциплина (модуль): «Основы математической обработки информации» Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ = 36 часам): 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ): Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Роль математики в современном мире. Математизация гуманитарных наук и её причины. Особенности обработки информации с помощью математических методов. Математические модели как средство работы с информацией. Основные средства представления информации в математике в виде формул, таблиц, графиков, диаграмм. Систематизация информации с помощью таблиц. Виды таблиц и способы их построения. Графики и диаграммы, их виды и способы построения. Примеры построения графиков и диаграмм на основе анализа информации. Способы чтения графиков и диаграмм. Уравнения и неравенства как математические модели, интерпретация их решений. Использование элементов логики при работе с информацией. Элементы логики. Высказывания, операции над ними. Основные законы логики. Одноместные предикаты. Запись умозаключений с помощью логических формул. Элементы комбинаторики как средство обработки и интерпретации информации. Понятие комбинаторной задачи, их виды. Основные формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач, соответствующих специфике профессиональной деятельности. Элементы теории вероятностей, их использование при обработке информации. Классический подход к понятию вероятности случайного события. Свойства вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Дискретные и непрерывные случайные величины. Нормальный закон распределения вероятностей, его свойства. Применение свойств нормального распределения для обработки информации. Элементы математической статистики в обработке и интерпретации информации. Основные понятия статистики. Генеральная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, способы задания выборки (вариационный, статистический, интервальный ряды распределения). Основные числовые характеристики выборки (размах, выборочная средняя, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент однородности). Первичная обработка опытных данных при изучении случайных величин. Основные статистические графики как способы представления и интерпретации информации (гистограмма, полигон, кумулянта частот, частностей), способы их построения. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Образовательные технологии Образовательные технологии: Лабораторный блок задач решаемых с использованием ЭВМ и офисного программного обеспечения (Microsoft Excel). Решение ситуационных задач по вариантам в рамках лабораторного практического блока. Обсуждение практических вопросов применения средств и систем математической обработки информации (рефератов и докладов). В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). Интерактивные формы занятий:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: СЕМИНАР № 1 РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. 1. Информация в современном мире. Её классификация. 2. Базы данных и их виды. Таблицы. 3. Группировка информативных данных. Виды группировок. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Способность модели реагировать на изменение начальных параметров называется: а) адекватностью; б) объективностью; в) чувствительностью; г) универсальностью. 2. К математической части исследования относятся следующие этапы: а) формулировка проблемы, построение математической модели, выбор вычислительного метода и построение алгоритма решения задачи, внедрение результатов на практике; б) построение математической модели, выбор вычислительного метода и построение алгоритма решения задачи, программирование алгоритма и отладка программы, проверка качества модели на контрольном примере; в) выбор вычислительного метода и построение алгоритма решения задачи, программирование алгоритма и отладка программы, проверка качества модели на контрольном примере, внедрение результатов на практике; г) формулировка проблемы, выбор вычислительного метода и построение алгоритма решения задачи, программирование алгоритма и отладка программы, проверка качества модели на контрольном примере. 3. Когда принятие решения представляет собой многоэтапный дискретный или непрерывный во времени процесс, задача называется: а) статической; б) динамической; в) детерминированной; г) стохастической. 4. При столкновении интересов противоборствующих сторон применяется: а) принцип минимакса; б) принцип равновесия по Нэшу; в) принцип оптимальности по Парето; г) принцип недоминируемых исходов. 5. Укажите, в каком критерии максимизируется взвешенное среднее между выигрышами крайнего пессимизма и крайнего оптимизма. а) критерий Вальда; б) критерий Сэвиджа; в) критерий Сильвестра; г) критерий Гурвица. 6. Укажите, в каком случае функция является непрерывной: а) зависимость стоимости основных производственных фондов как функция от прибыли; б) зависимость курса валюты от политических факторов; в) зависимость курса валюты от социальных факторов; г) зависимость курса ценных бумаг от политических факторов. 7. Аксиома, в которой для любого справедливо , называется аксиомой: а) рефлексивности; б) транзитивности; в) полноты; г) симметричности. 8. Укажите, какими свойствами может обладать отношение предпочтения: а) непрерывности, выпуклости, симметричности; б) непрерывности, ненасыщаемости, симметричности; в) непрерывности, выпуклости, ненасыщаемости; г) непрерывности, ненасыщаемости, выпуклости. д) ответы в) и г) одинаковые на мой взгляд. 9. Геометрическое место всех векторов затрат x, использование которых приводит к одному и тому же объему выпуска продукции называется а) изоквантой; б) изопрофитой; в) изоклиналией; г) изокостой. 10. Геометрическое место векторов затрат, для которых издержки производства постоянны: , называется а) изоквантой; б) изопрофитой; в) изоклиналией; г) изокостой. Литература (основная):
Литература (дополнительная):
СЕМИНАР № 2 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В МАТЕМАТИКЕ (ФОРМУЛЫ, ТАБЛИЦЫ, ГРАФИКИ, ДИАГРАММЫ) 1. Понятие соответствия и отображения. 2. Числовая функция как отображение числовых множеств. 3. Свойства отображений: сюръективность; инъективность; биективность. 4. Понятие бинарного отношения между элементами двух множеств. 5. Бинарные отношения элементов на множестве. 6. Граф и график бинарного отношения. |
Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7 «Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические... Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели» | Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... |