Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика»





Скачать 248.12 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика»
Дата публикации19.12.2014
Размер248.12 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра прикладной лингвистики и образовательных технологий

в филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»


ООП 050100.62 – Педагогическое образование (русский язык, литература)

Уровень подготовки: бакалавриат

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 1

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

Составитель доцент,

кандидат филологических наук, Ю.С. Шапошников
Рецензент (рецензенты)

[ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.]

Заведующий кафедрой


профессор, кандидат филологических

наук, доцент В.А. Коханова]

ЧАСТЬ I
ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Педагогическая риторика»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО по специальности «Педагогическое образование» (2009).

Цель дисциплины: формирование коммуникативной и риторической компетенции педагога.

Задачи:

1. Овладение риторическими знаниями о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях.

2. Изучение и использование коммуникативно-речевых (риторических) умений.

3. Осознание особенностей педагогического общения, специфики коммуникативно-речевых ситуаций в профессиональной деятельности учителя.

4. Овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения.

5. Изучение опыта анализа и создания профессионально значимых типов высказываний.

6. Развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач.

Место дисциплины в ООП:

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Общекультурные компетенции (ОК):

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК-7);

готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);

в области культурно-просветительской деятельности:

способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13);

способность осуществлять рефлексию в профессиональной деятельности (*ПК-ОПиПП 12);

способность проявлять эмпатийность во взаимодействии с обучающимися (воспитанниками), коллегами, родителями и социальными партнерами (*ПК-ОПиПП 13);

способность к самоорганизации профессиональной деятельности (*ПК-ОПиПП 14);

способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями общечеловеческой культуры (*ПК-ОПиПП 15);

способность учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (воспитанников) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (*ПК-ОПиПП 16);

способность осуществлять мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществления учебно-воспитательного процесса (*ПК-ОПиПП 17);

способность осуществлять учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения (*ПК-ОПиПП 18);

способность осуществлять самостоятельную работу обучающихся (воспитанников) (*ПК-ОПиПП 19);

способность организовывать с обучающимися научно-поисковое исследование (*ПК-ОПиПП 20);

способность разрабатывать проекты в рамках профессиональной деятельности (*ПК-ОПиПП 21);

способен к поиску, изучению и освоению инновационных способов профессиональной деятельности (*ПК-ОПиПП 22)

Способен осуществлять деятельность классного руководителя (*ПК-ОПиПП 23)

Способен осуществлять интеллектуальное развитие обучающихся (*ПК-ОПиПП 24).
Специальные компетенции (СК):

Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1).

Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2).

Владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК - 3).

Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).

Владеет приемами анализа текстов различных стилей, типов и жанров (СК-6).

Способен осуществлять (организовывать) самостоятельную работу и внеурочную деятельность учащихся по русскому языку (СК-7).

Способен формировать интеллектуальные и специальные компетенции по русскому языку в профессиональной деятельности у учащихся (СК-8).

Готов организовать с учащимися научно-поисковое исследование по русскому языку (СК-9).




Межпредметные связи с педагогической риторикой имеют следующие дисциплины: риторика, культура речи, введение в языкознание, теория языка, социолингвистика, психология и др.

Требования к первоначальному уровню

подготовки обучающихся

  1. Владение языковыми нормами (в рамках программы школы).

  2. Знание классических текстов русской литературы XIX в. (в рамках программы школы).

  3. Знание изобразительно-выразительных средств языка (в рамках программы школы).

Дисциплина ориентирует на такие виды профессиональной деятельности

  1. Владение технологиями общения;

  2. Ораторское искусство;

  3. Решение педагогических задач;

  4. Соблюдение педагогической этики общения;

  5. Систематическое повышение профессионального уровня студента как будущего учителя.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студенты должны овладеть следующими образовательными достижениями:

  1. Излагать свои мысли ясно, выразительно и последовательно;

  2. Владеть языковыми нормами;

  3. Уметь решать педагогические задачи в коммуникативно-речевых ситуациях;

  4. Знать и применять на практике правила педагогического речевого этикета;

  5. Иметь представление об этапах подготовки к публичному выступлению и уметь применять свои знания на практике.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Риторика как научная дисциплина.

  2. Виды и формы речевого общения.

  3. Коммуникативно-речевые ситуации в педагогической риторике.

  4. Вербальные и невербальные стороны общения.

  5. Речевая деятельность учителя.

  6. Основы и традиции ораторского искусства.

  7. Педагогическая риторика и этика речевой коммуникации.

Форма итогового контроля: зачет.

Компетенции

  1. Коммуникативно-речевая

  2. Риторическая

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Риторика как научная дисциплина. Риторика среди гуманитарных наук. Становление риторики в античную эпоху. Общая и частная риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Педагогическая риторика как синтетическая научная дисциплина, смежные ей науки (риторика, культура речи, социолингвистика и др.).

Виды и формы речевого общения. Профессиональное общение. Особенности педагогического общения.

Коммуникативно-речевые ситуации в педагогической риторике. Основы общения. Культура речевого поведения учителя (лингвистический аспект).

Вербальные и невербальные стороны общения. Особенности русского речевого поведения в педагогической риторике. Невербальные средства общения.

Речевая деятельность учителя. Роль монолога и диалога в педагогической риторике. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование навыков слушания. Совершенствования навыков говорения. Совершенствование навыков письменной речи.

Основы и традиции ораторского искусства. Роль риторических знаний в становлении учителя. Риторическое наследие античности (Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан). Понятие этоса, пафоса и логоса в риторике. Особенности развития русской риторики. Культура речи и педагогическая риторика. Неориторика. Роды и виды красноречия. Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление. Культура дискутивно-полемической речи учителя.

Педагогическая риторика и этика речевой коммуникации. Этика и речь учителя. Этика и сфера общения учителя и ученика. Этика и виды речевой деятельности учителя.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

  2. Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – 560 с.

  3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория: Учебное пособие для студентов пед. Университетов и институтов. М., 1998.

  4. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.

Дополнительная

  1. Аристотель. Риторика. Любое издание.

  2. Платон. Диалоги. СПб.: «Азбука-классика», 2008. – 448 с.

  3. Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – 512 с.

  4. Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

  5. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Харьков – М.: АСТ, 2000. – 464 с.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.curator.ru/pedagog/pro_ipo1.html



ЧАСТЬ II

Методические рекомендации и план освоения дисциплины «Педагогическая риторика»

Направление: Педагогическое образование (бакалавриат)

профиль: Русский язык, литература

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр: 1

Количество часов на дисциплину: 108

Количество аудиторных часов на дисциплину: 57

из них лекций – 21

практических занятий – 36

Вид итогового контроля: зачет

Компетенции: коммуникативно-речевая, риторическая

Тематический план курса

Лекции

По плану: 21 ч.

  1. Риторика как научная дисциплина. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики - 2 ч.

Рекомендуемая литература

Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория: Учебное пособие для студентов пед. университетов и институтов. М., 1998.

Граудина Л.К. Основные признаки культуры речи как языковедческой дисциплины//Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 25 – 43.

  1. Виды и формы речевого общения. Профессиональное общение. Особенности педагогического общения – 2 ч.




  1. Моделирование коммуникативно-речевых ситуаций в педагогической риторике. Краткая история коммуникативных практик – 2 ч.




  1. Культура речевого поведения учителя – 2 ч.




  1. Традиции ораторского искусства – 2 ч.




  1. Роды и виды красноречия – 2 ч.

Рекомендуемая литература

Кохтев Н.Н. Роды и виды красноречия// Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 98 - 105.


  1. Структура ораторской речи – 2 ч.




  1. Подготовка речи и выступление – 2 ч.




  1. Понятие о споре. Споры в современном обществе – 2 ч.




  1. Русское вербальное коммуникативное поведение – 2 ч.

Рекомендуемая литература

Стернин И.А. Опыт описания русского коммуникативного поведения// Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 181 – 219


  1. Русское невербальное коммуникативное поведение – 2 ч.

Рекомендуемая литература

Стернин И.А. Опыт описания русского коммуникативного поведения// Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 219 – 227 .

Практические занятия

По плану: 36 ч.

1. Риторические традиции античности. Слушание и обсуждение рефератов. - 2 ч.

Рекомендуемая литература

Аристотель. Риторика. Любое издание.

Платон. Горгий //Диалоги. СПб.: «Азбука-классика», 2008. – С. 85 – 202.

Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 4 – 28.

Цицерон Марк Туллий. Против Катилины. Первая речь // Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Харьков – М.: АСТ, 2000. – С. 131 – 144.
2. Риторические дисциплины ХХ в. и традиционная риторика - 2 ч.

Рекомендуемая литература

Граудина Л.К. Краткие сведения из истории // Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 8 – 12.

Рождественский Ю.В. Риторические научные дисциплины ХХ в. // Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 56 – 62.
3. Особенности педагогического общения. Выполнение упражнений – 2 ч.
4. Совершенствование навыков чтения. Выполнение упражнений – 2 ч.

Рекомендуемая литература

Надеина Т.М. Совершенствование навыков чтения //Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 41 – 75.
5. Совершенствования навыков слушания - 2 ч.

Рекомендуемая литература

Надеина Т.М. Совершенствование навыков слушания //Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 76 – 102.
6. Совершенствование навыков письменной речи - 2 ч.

Рекомендуемая литература

Гойхман О.Я. Совершенствование навыков письменной речи //Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 103 – 128.


  1. Совершенствование навыков диалогической речи –

Выполнение упражнений - 2ч.
8. Совершенствование навыков монологической речи.

Выполнение упражнений– 2ч.
9. Совершенствование навыков техники речи – 2 ч.

Рекомендуемая литература к занятиям 7 – 9

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Совершенствование навыков устной речи// Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 128 – 188.
10. Этика и педагогическая риторика.

Слушание и обсуждение рефератов – 2 ч.
11. Речевые тактики в педагогической риторике. Выполнение упражнений - 2 ч.
12. Типы коммуникабельности людей.

Выполнение упражнений – 2 ч.
13. Эго-состояние и речевое общение.

Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций – 2 ч.
14. Невербальные средства общения Просмотр и обсуждение компьютерных презентаций – 2 ч.
15. Вербальные средства общения. Слушание и обсуждение рефератов – 2 ч.

Рекомендуемая литература к занятиям 10 – 15

Гойхман О.Я. Этика, социология и психология речевой коммуникации//Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 189 – 230.
16. Работа над ораторской речью. Составление ораторской речи по шаблонам – 2 ч.
17. Выступление с ораторской речью – 2 ч.
18. Моделирование речи в рамках педагогической риторики. Выполнение упражнений - 2 ч.

Рекомендуемая литература к занятиям 16 – 18

Кохтев Н.Н. Культура ораторской речи// Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 98 – 148.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория: Учебное пособие для студентов пед. университетов и институтов. М., 1998.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Роды и виды красноречия (общая характеристика).

  2. Виды социально-политического красноречия (с указанием российских представителей).

  3. Особенности отечественного академического красноречия (с указанием представителей).

  4. Специфика русского судебного красноречия XIX в.

  5. Структура ораторской речи (составные части, их краткая характеристика).

  6. Подготовка речи и выступление (основные этапы).

Примечание: в качестве примеров даны темы для второй контрольной (Базовый модуль). Темы педагогических задач могут быть произвольны (по выбору преподавателя). Тема третьей контрольной указана в технологической карте.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФРАТОВ

  1. Демосфен как оратор.

  2. Риторическая практика Цицерона.

  3. Особенности софистической риторической школы.

  4. Риторические труды М.В. Ломоносова.

  5. Ломоносовский период в русской риторике.

  6. Роль М.М. Сперанского в развитии риторики XIX в.

  7. Становление культуры речи как науки (научный вклад В.В. Виноградова, С.И. Ожегова и др.).

  8. Контент-анализ как научная дисциплина.

  9. Теория американской риторической традиции: дисциплина «The speech».

  10. Основы неориторики.

  11. Социально-политическое красноречие.

  12. Академическое красноречие.

  13. Судебное красноречие.

  14. Духовное красноречие.

  15. Базовые коммуникативные черты русского менталитета.

  16. Аспекты русского вербального коммуникативного поведения.

  17. Этический компонент педагогической риторики.

  18. Этика педагогического общения в средней школе (обзор основных тенденций).

  19. Роль этнокультурных констант в коммуникативном поведении личности.

  20. Педагогическая риторика среди других наук.

  21. Правила построения ораторской речи в педагогической риторике.

  22. История педагогической риторики.

Вопросы для собеседования (Дополнительный модуль)

  1. Педагогическая риторика как наука.

  2. Становление риторики в античности и средние века.

  3. Особенности развития риторики Древней Руси.

  4. Риторическое учение М.В. Ломоносова.

  5. Тенденции в развитии русской риторики XIX в.

  6. Культура речи и развитие риторических идей в СССР.

  7. Роды и виды красноречия.

  8. Структура ораторской речи.

  9. Подготовка речи и выступление.

  10. Основы дискутивно-полемической речи.

  11. Споры в современном обществе.

  12. Коммуникативное поведение в РФ.

  13. Вербальные средства в педагогической риторике.

  14. Невербальные средства в педагогической риторике.

  15. Чтение как вид речевой деятельности.

  16. Совершенствование навыков диалогической речи.

  17. Совершенствование навыков монологической речи.

  18. Этика и речь учителя.

  19. Этика и сфера общения учителя и ученика.

  20. Этика и виды речевой деятельности учителя.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Студент, набравший к концу семестра не менее 40 баллов, считается аттестованным.

Согласно технологической карте без выполнения дополнительного модуля студент может набрать 80 баллов. Для получения большего количества баллов студенту необходимо сделать задания из дополнительного модуля (по согласованию с преподавателем).

Система оценок

75 − 100

8 -10

5

отлично

41 − 74

5 - 7

4

хорошо

30 − 40

3 - 4

3

удовлетворительно

Менее 30

2 и менее

2

неудовлетворительно


ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

  1. Оформление титульного листа:

  1. Вверху: ГОУ ВПО МГПУ;

  2. В середине: тема реферата: название темы, под темой: Выполнил (а):…,

Проверил (а):…….;

  1. Внизу: Москва – 20....

  1. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.

  2. На второй странице должно быть содержание реферата с указанием страниц.

  3. В конце реферата должна быть представлена библиография в алфавитном порядке, например:

    1. Культура русской речи: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. д.ф.н. Граудина Л.К., д.ф.н. Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2005. – 560 с.

  1. Объем реферата не должен превышать 10 – 15 страниц (14 кегль, Times New Roman, интервал 1,5).

  2. Неотформатированный, скаченный из Интернета реферат проверке не подлежит.

Примечание: максимальная оценка за реферат – 10 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ

  1. Основные положения представляются в сжатой форме.

  2. Содержание доклада должно соответствовать его теме.

  3. Объем доклада – от 3 до 5 страниц печатного текста (14 кегль, Times New Roman, 1,5 интервал).

  4. В докладе должны быть указаны источники используемой информации.

Примечание: максимальная оценка за доклад – 5 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ

1. Конспект выполняется от руки, разборчивым почерком!

2. Вначале указываются выходные данные монографии или учебного пособия, затем – название конспектируемого раздела.

3. Конспект должен быть развернутым.

4. Сокращения в оригинальном тексте должны производиться за счет примеров.

5. Определения терминов должны быть соответствующим образом выделены.

Примечание: максимальная оценка за конспект: 10 баллов
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

Образец задачи: Вы должны выступить перед незнакомыми учащимися с небольшим сообщением на тему (тема выбирается в соответствии с изучаемым разделом курса).

1. На решение задачи отводится не более 10 минут.

2. Решение должно быть осмысленным и четким.

3. При первоначальном опыте разрешается использование конспекта лекции и дополнительной литературы. При повторном решении использование конспектов и литературы исключается.

Примечание: решение педагогических задач (в количестве 4х) на контрольной работе оценивается максимально в 20 баллов; решение тренировочных педагогических задач на практических занятиях оценивается максимально в 5 баллов.

ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОГРАФИИ

  1. Оформление библиографии:

Например, 1. Культура русской речи: Учеб. пособие для вузов / Отв. Ред. Д.ф.н. Граудина Л.К., д.ф.н. Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2005. – 560 с.

  1. Библиография должна насчитывать не менее 50 источников.

  2. Год издания источника − не ранее 2000 г.

  3. В библиографию могут войти учебники, учебные пособия, УМКД для вузов, а также монографии, посвященные проблемам педагогической риторики, культуры речи, речевой коммуникации и риторики.

Примечание: максимальная оценка за составление библиографии – 10 баллов.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Носитель виртуальной информации необходимо подписать, указав свои данные и тему презентации.

2. Компьютерная презентация должна содержать не менее 15 слайдов.

3. Основным в презентации является текст.

4. Текст и его оформление должны соответствовать избранной теме.

5. На последнем слайде презентации необходимо указать источники используемой информации. При указании на Интернет-сайт необходимо указать его название.

Примечание: Максимальное количество за компьютерную презентацию – 5 баллов. Презентация, представленная в качестве контрольной работы, максимально оценивается в 10 баллов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Курс «Педагогическая риторика» предполагает наличие у преподавателя знаний в разных областях науки, не только в области лингвистики. Это предопределено синтетической природой педагогической риторики. К тому же необходимо сформировать новый тип учителя, свободно владеющего словом, для преподавания русского языка и литературы это жизненно необходимо. Риторика в целом и педагогическая риторика в частности способствует формированию коммуникативно-речевой компетенции студента.

В качестве метода обучения был взят интерактивный метод, предполагающий бóльшую самостоятельность студента. Такая самостоятельность неизбежна в балльно-рейтинговой системе. Следовательно, в преподавании педагогической риторики пассивный метод обучения невозможен. Особенно это важно для организации эффективной работы на практических занятиях. Прежде всего, в решении педагогических задач, которые моделируют те ситуации, с какими студент может столкнуться в школе. Эта методика помогает наиболее полно развить творческий потенциал студентов, избежать репродуктивной модели обучения, отказаться от традиционных, но устаревших методов.

Представляется немаловажным и привлечение мультимедийных средств обучения, если и не везде, то в некоторых случаях точно. Например, итоговое занятие по проблеме коммуникации мы рекомендуем проводить в форме защиты компьютерных презентаций. Это позволяет преподавателю лучше уяснить степень освоения материала студентами, раскрыть их ораторские данные в процессе защиты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

«Педагогическая риторика» - курс, рассчитанный на большую самостоятельную работу студента. В задачу последнего входит правильно организовать свое рабочее время и наиболее эффективно изучить предложенный преподавателем материал. Особенно важно не только посещать, но и активно участвовать в практических занятиях.

Высоко могут быть оценены только полноценные ответы, качественно сделанные презентации и доказательно выполненные педагогические задачи.

Рекомендуется внимательно изучать всю основную, а также дополнительную литературу курса.

При подготовке рефератов и докладов студент должен чаще пользоваться академической печатной литературой, нежели сайтами Интернета, зачастую дающими поверхностную или искаженную информацию.

Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и образовательных технологий в филологии


Наименование

дисциплины / курса

Уровень / ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц / кредитов

Педагогическая риторика

Бакалавриат

А

3

Смежные дисциплины по учебному плану

Введение в литературоведение, введение в языкознание, современный русский язык

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(направлен на формирование и контроль уровня сформированности компетенций по дисциплине)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды

текущей аттестации

Аудиторная

или

внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Посещение практических

и лекционных занятий




аудиторная

5

10

Участие в обсуждении проблем, связанных с особенностями педа-гогической риторики, на практических занятиях




аудиторная

5

10

Выступление с рефератом на

практическом занятии




аудиторная

5

10

Решение педагогических задач

Контрольная работа

аудиторная


5

20

Культура ораторской речи

Контрольная работа

аудиторная

5

20

Средства коммуникации в педагогической риторике

Контрольная работа (комп.

презентация)

аудиторная

5

10

Итого:

30

80

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная

или

внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Античная риторика (на примере одного из ораторов)

Реферат

внеаудиторная

5

10

Конспект одного ра-здела из монографии основного библиогра-фического списка

Письменная работа

внеаудиторная

5

10

или

Библиографические источники по одной из тем курса

Библиография

внеаудиторная

5

10

Анализ научного текста

Письменная работа

внеаудиторная

5

10

Итого максимум:

10

20


Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 40 баллов.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам лекционных и практических занятий, обязательное выполнение двух любых заданий из дополнительного модуля (по выбору студента).
ФИО преподавателя: Шапошников Юрий Сергеевич

Утверждено на заседании кафедры 29 августа 2011 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой: Коханова В.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс по модулю педагогическая риторика Направление:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика»
Юриспруденция, профили: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, фгбоу впо «ЧелГУ»
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология...
Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск