Скачать 1.09 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике – первый проректор ____________Н.А. Мамаев «____»_____________2012г. Учебно-методический комплекс «Юридическая риторика» Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция Профиль подготовки Государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой Присваиваемая квалификация (степень) «Бакалавр» Форма обучения Очная Челябинск 2012 Содержание
1. Программа учебной дисциплины 1.1. Вводная часть 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов. Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании. Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по направлению 030900.62 - Юриспруденция, так как они формируют речевую деятельность студента. 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен Иметь представление:
Знать:
Уметь:
актах;
правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;
выступления и в ситуациях межличностного общения;
в полемике;
различных коммуникативных ситуациях;
Иметь навыки:
Дисциплина способствует формированию компетенций: а) общекультурных (ОК) выпускника ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», определяемых приказом ГОУ ВПО «ЧелГУ» № 508-2 от 06.06.2011 года
б) общекультурных компетенций (ОК) определяемых ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция:
Дисциплина «Юридическая риторика» способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, общий объем часов 72 в том числе:
Форма контроля - зачет Семестр - 1. Содержание дисциплины Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике. Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по- нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как науки. Классическая риторика и неориторика. Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств. Тема 2. История риторики и ее теории Понятие риторики. Становление риторики. Речевая культура в Древнем Китае. Речевая культура в древней Индии. Зарождение риторики в Древней Греции. Роль звучащего слова, высокая оценка ораторского мастерства в древнем мире. Софисты как родоначальники ораторского искусства. Корак, Лисий, Тисий, Горгий. Основные черты софистической школы: субъект-объектные отношения с аудиторией, манипуляторский характер общения, агональность, релятивизм. Сократ: судьба, сущность учения. Характерные черты сократического учения: субъект-субъектные отношения со слушателями, диалогизм, майевтика, признание абсолютного характера истины. Развитие традиций Сократа в учении Платона. Диалоги «Федр», «Горгий», «Апология Сократа», «Пир». «Риторика» Аристотеля как теоретическое обобщение древнегреческого риторического наследия. Место риторики среди других наук; соотношение с философией; определение риторики как науки «находить способы убеждения относительно данного предмета речи»; классификация родов красноречия; факторы, внушающие доверие к оратору; черты оратора; композиция речей; свойства речи. Ораторская судьба Демосфена. Ораторское искусство в Древнем Риме. Цицерон как политический деятель и выдающийся оратор. Труды «Оратор», «Брут», «Об ораторе». Педагогическая деятельность и «Риторические наставления» Квинтилиана. Развитие риторики в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время в Европе. Богословие как основное приложение риторики. Гуманистическая риторика эпохи Возрождения. Афоризм и максима как риторические средства. Тема 3. Развитие риторических традиций в России Особенности древнерусского красноречия. Первые учебники русских авторов. Сущность русского риторического идеала. Основные черты, структура. Роль Ломоносова в развитии русской риторики. Особенности русского коммуникативного поведения. Речевая агрессия: формы и сферы бытования; причины, формы сдерживания; культурно-национальная специфика проявлений. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»... Рецензент: В. Н. Омелин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая психология» Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 260 гум/сп. Специальность 021100... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко |