Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика»
страница1/7
Дата публикации29.06.2015
Размер1.09 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права

Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» по направлению

подготовки 030900.62 - Юриспруденция, профили: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 2



стр. из


Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике – первый проректор

____________Н.А. Мамаев

«____»_____________2012г.


Учебно-методический комплекс

«Юридическая риторика»
Направление подготовки

030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки

Государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой
Присваиваемая квалификация (степень)

«Бакалавр»


Форма обучения

Очная

Челябинск 2012

Содержание

1. Программа учебной дисциплины

3

1.1. Вводная часть

3

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

3

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

4

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

1.3. Рабочая учебная программа

13

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля


13

1.3.2. Лекции

14

1.3.3. Практические занятия

17

1.3.4. Лабораторные работы

23

1.3.5. Самостоятельная работа студентов

23

1.4. Список литературы

24

1.5. Электронная коллекция

28

1.6. Набор видео и аудио материалов

28

2. Методические рекомендации преподавателю

28

3. Методические рекомендации студенту

31

4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы


34

5. Фонды оценочных средств

35

6. Словарь основных терминов

69

7. Словарь основных риторических фигур

80

8. Комплекс упражнений речевой гимнастики

83

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста.

Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов.

Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

  • сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,

  • представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,

  • дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,

  • сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.),

  • научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,

  • познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

  • раскрыть специфику судебной риторики.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании.

Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по направлению 030900.62 - Юриспруденция, так как они формируют речевую деятельность студента.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Иметь представление:

  • об основных этапах становления риторики как науки;

  • о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и

  • современности;

  • о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности;

  • об основах эристики как полемического искусства;

  • о сущности русского риторического идеала.

Знать:

  • жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных);

  • историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи;

  • основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор;

  • логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства;

  • требования, предъявляемые к речи следователя;

  • условия эффективной речевой коммуникации;

  • способы убеждения в различных ситуациях делового общения;

  • правила речевого этикета.

Уметь:

  • осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых

актах;

  • находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению;

  • словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты,

правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;

  • эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного

выступления и в ситуациях межличностного общения;

  • взаимодействовать с аудиторией различного типа;

  • строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций;

  • давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников;

  • владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения

в полемике;

  • корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в

различных коммуникативных ситуациях;

  • распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него.

Иметь навыки:

  • составления и редактирования текста речи;

  • публичного выступления перед аудиторией;

  • эффективного использования невербальных средств общения;

  • отбора аргументов при отстаивании собственной позиции;

  • ведения публичной дискуссии;

  • анализа и самоанализа речевого поведения;

Дисциплина способствует формированию компетенций:

а) общекультурных (ОК) выпускника ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», определяемых приказом ГОУ ВПО «ЧелГУ» № 508-2 от 06.06.2011 года

  • владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*);

  • обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументировано, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*);

  • обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3*);

  • обладает навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умеет создавть и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5*);

б) общекультурных компетенций (ОК) определяемых ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Дисциплина «Юридическая риторика» способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция

  • способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

  • способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

  • способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);



1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

общий объем часов 72 в том числе:

  • лекции - 18 часов;

  • практические занятия - 18 часов;

  • самостоятельная работа – 36 часов.

Форма контроля - зачет

Семестр - 1.
Содержание дисциплины

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.

Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по-

нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о

красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как

науки. Классическая риторика и неориторика.

Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств.

Тема 2. История риторики и ее теории

Понятие риторики. Становление риторики. Речевая культура в Древнем Китае. Речевая культура в древней Индии.

Зарождение риторики в Древней Греции. Роль звучащего слова, высокая оценка ораторского мастерства в древнем мире. Софисты как родоначальники ораторского искусства. Корак, Лисий, Тисий, Горгий. Основные черты софистической школы: субъект-объектные отношения с аудиторией, манипуляторский характер общения, агональность, релятивизм. Сократ: судьба, сущность учения. Характерные черты сократического учения: субъект-субъектные отношения со слушателями, диалогизм, майевтика, признание абсолютного характера истины. Развитие традиций Сократа в учении Платона. Диалоги «Федр», «Горгий», «Апология Сократа», «Пир».

«Риторика» Аристотеля как теоретическое обобщение древнегреческого

риторического наследия. Место риторики среди других наук; соотношение с философией; определение риторики как науки «находить способы убеждения относительно данного предмета речи»; классификация родов красноречия; факторы, внушающие доверие к оратору; черты оратора; композиция речей; свойства речи. Ораторская судьба Демосфена.

Ораторское искусство в Древнем Риме. Цицерон как политический деятель и выдающийся оратор. Труды «Оратор», «Брут», «Об ораторе». Педагогическая деятельность и «Риторические наставления» Квинтилиана.

Развитие риторики в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время в Европе. Богословие как основное приложение риторики. Гуманистическая риторика эпохи Возрождения. Афоризм и максима как риторические средства.

Тема 3. Развитие риторических традиций в России

Особенности древнерусского красноречия. Первые учебники русских авторов. Сущность русского риторического идеала. Основные черты, структура. Роль Ломоносова в развитии русской риторики.

Особенности русского коммуникативного поведения. Речевая агрессия: формы и сферы бытования; причины, формы сдерживания; культурно-национальная специфика проявлений.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая логика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»...
Рецензент: В. Н. Омелин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая психология»
Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 260 гум/сп. Специальность 021100...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск