Реферат как форма государственной аттестации (по литературе)





Скачать 42.04 Kb.
НазваниеРеферат как форма государственной аттестации (по литературе)
Дата публикации23.12.2014
Размер42.04 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе)

Защита реферата в рамках государственной (итоговой) аттестации предполагает предварительный выбор выпускником интересующей темы работы ( по литературе ) с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов. Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой рецензией и после защиты реферата выставляет выпускнику отметку.

По форме проведения защита реферата относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам реферат – это особый вид письменной работы, к выполнению которой предъявляются определенные требования: развернутый план, из которого видны структура реферата и его основное содержание, сформулированность и обоснованность целей и задач. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала. Реферативная работа должна содержать правильно выполненные цитирования и ссылки, а завершаться – оформлением в соответствии со стандартом библиографического описания перечнем использованной литературы.

Реферат как особый вид работы позволяет выявить как прочность и действенность предметных знаний выпускников, так и умение применять освоенные алгоритмы в незнакомых ситуациях, способность к познавательной самостоятельности, творческой активности и критичности мышления.

Реферативная работа демонстрирует достигнутый уровень предметной, деятельностно – коммуникативной и ценностно – ориентационной составляющих образованности выпускника. Реферат диагностирует способность учащегося выйти на межпредметный и даже метапредметный уровень осмысления проблемы.

Написание реферата предполагает углубленное изучение какого – либо вопроса или проблемы. Реферат является формой самостоятельной обработки научной информации, это творческая работа, «маленькое открытие». Реферат должен отражать понимание поставленных задач и содержать четкие формулировки обсуждаемых положений. Ответственный момент при написании реферата – выбор материала и формулировка темы. Следует избегать традиционных тем, при формулировке темы необходимо учитывать следующие требования:

  • научная новизна, актуальность и оригинальность: тема должна предполагать решение какой – либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;

  • конкретность: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии;

  • методологическая подготовленность: в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик. В противном случае реферат получится легковесным и поверхностным.

Общие требования, предъявляемые к реферату, зависят от его вида.

Аналитический обзор как вид реферата предполагает изложение истории изучения проблемы. Обзор должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга. Обзор должен заканчиваться краткими выводами, перечислением уже исследованных аспектов проблемы, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.

Критический анализ дискуссии как вид реферата представляет собой глубокое изучение противоположных точек зрения по какому – либо вопросу. Главная его цель – выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Развернутая рецензия как вид реферата предполагает обоснование актуальности рецензируемой работы, краткое изложение теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями, анализ особенностей изложения рецензируемой работы и выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа: что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения и уточнения, что вызывает сомнения.

Требования к оформлению реферативных работ.

По структуре реферативные работы должны включать оглавление, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости). Все страницы работы, включая список литературы и приложение, нумеруются по порядку, начиная с титульного листа (на нем номер страницы не ставится). Оглавление отражает структуру работы и включает в себя все разделы работы с обозначением страниц.

Список литературы включает всю литературу, относящуюся к теме: цитируемую, использованную в процессе написания работы, расположенную в алфавитно – авторском порядке (инициалы автора пишутся после фамилии). Обязательно указываются выходные данные: название книги, место и год издания.

После списка литературы в виде приложения можно давать иллюстративный материал, таблицы и т. д. Сноски, содержащие примечания, помещаются внизу той или иной страницы. Ссылки на авторов или источники в тексте реферата помещаются в квадратные скобки с указанием соответствующего номера в прилагаемом списке литературы. В случае, если учащийся имеет отзывы на работу и рекомендательные письма, отражающие его научно – исследовательскую деятельность, желательно приложить их к реферативной работе. Текст реферата может быть представлен в рукописном (аккуратно и разборчиво), машинописном или компьютерном варианте.

При оценивании реферата необходимо обратить внимание на следующие параметры:

1. Сформулированность и обоснованность целей и задач.

2. Полнота и глубина раскрытия поставленной проблемы.

3. Новизна и актуальность сформулированной проблемы.

4. Логика изложения, убедительность рассуждений.

5. Самостоятельность автора в подходе к решению проблемы.

6. Достоверность и доказательность результатов исследования.

7. Научное и практическое значение результатов исследования.

8. Соответствие структуры работы требованиям жанра реферата.

9. Правильность языкового оформления работы (правильное словоупотребление, грамматическо-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка).

10. Качество технического оформления.

При защите реферата важно учитывать коммуникативную грамотность учащегося:

- умение представить содержание реферата адекватными речевыми средствами, соблюдая нормы литературного языка и требования научно – учебной сферы общения;

- умение аргументировать свою точку зрения, вести диалог в соответствующей ситуации общения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат как форма итоговой аттестации может быть выбран учеником только по одному предмету
Положение о правилах оформления и порядке защиты реферата в ходе государственной (итоговой)
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconЗащита реферата как форма итоговой аттестации по литературе в 9 классе в 2009-2010 уч г
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconСочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные...
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования....
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconФорма промежуточной аттестации реферат, эссе
Допуском к итоговой аттестации является сдача реферата и эссе в установленные сроки
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconГеография. Билет №1 Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия. Форма Земли
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат по теме «Форма государства»
Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconПорядок проведения государственной аттестации в 9х классах
Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconТематическое портфолио как форма оценивания учащегося
Будь это школа или учебное учреждение спо или впо такая форма аттестации по предмету как создание тематического портфолио по изучаемым...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconПоложение о государственной экзаменационной комиссии Ульяновской...
Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. В основу планирования курса взята...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconРеферат как форма устного экзамена по литературе
Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. В основу планирования курса взята...
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция»
Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) iconПриказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)...
Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск