Реферат как форма устного экзамена по литературе





Скачать 67.26 Kb.
НазваниеРеферат как форма устного экзамена по литературе
Дата публикации07.10.2013
Размер67.26 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Реферат как форма устного экзамена по литературе
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т. п.

В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.

Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает библиографический список.

Учитель. По сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: дает советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения…

Вопрос об оформлении работы решается в школе. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и набранные на компьютере.
1. Реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников.

Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. дается обзор литературы. Рассказывается, как будет освещаться тема.

Определяется основная мысль доклада, т.е. формулируется поставленная проблема. Ее решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения.

Ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Все это определяет содержательность и глубину работы. Причем ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.

Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Содержание должно быть изложено связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяют абзацы.

Важным требованием является стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи.

Объем работы строго не регламентируется – ученическая тетрадь.
2. Реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями.

Данный вид реферата включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии). Это информация, полученная путем аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта.

Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется.

В начале реферата - библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др.)

Целесообразно описать художественные приемы, которые использует автор. Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.

Допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, но не стоит забывать, что точность и краткость – важные достоинства реферата. Различные исторические справки, если они не составляют основное содержание первичного материала. В реферат не включаются.

Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или в тексте. В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста. Иллюстрации, схемы, таблицы и др. лучше размещать в приложении. Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.

Объем работы определяется содержанием книги или статьи.

Школьный экзаменационный реферат как жанр


  1. Жанровая сущность. Школьный экзаменационный реферат должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом научном смысле этого слова: «вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».

  2. Отличия реферата от конспекта

  • Реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет содой новый вторичный текст, созданный в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

  • Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

а) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая)

б) связность (логическая и формально-языковая)

в) структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения; их оптимальное соотнесение)

г) завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

Для реферата отбирается информация, ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

  • Автор реферата не может пользоваться только ему понятными знаками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

  1. Отличия реферата от исследования

    • Исходя из требований жанра и научного определения, реферат не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый источник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного учеными, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Требование ОБЯЗАТЕЛЬНО включать в реферат самостоятельное мини-исследование является избыточным. Требование это факультативно, и оценивать такую работу следует более высоко. Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

  2. Виды рефератов.

  • Монографические (реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии).

  • Обзорные (реферат-доклад).

  1. Семантические свойства реферата.

Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

- семантическая адекватность первоисточнику;

- максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

- объективность в передаче содержания первоисточника;

- выражение собственных взглядов референта, а также его оценки освещаемой им информации должны быть четко отделены от изложения первоисточников;

- авторизованность в передаче информации

  1. Структура реферата.

  • Введение. Называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), обосновывается ее выбор, дается краткая характеристика жанра первоисточников (исследование, монография, критический обзор и др.). Актуальность поднятой проблемы. Цель и задачи.

  • Основная часть. Кратко, но полно передается содержание реферируемых текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты. Отмечается наличие разных точек зрения на проблему. Материал структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен. Все термины, употребленные, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте. Если работа представляет собой монографический реферат, то построение основной части зависит от строения исходного текста и подчиняется законам внутренней организации последнего.

  • Заключение. Референт делает собственные выводы на основе прочитанных книг, о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора реферируемой работы. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

  1. Оформление реферата.

Четкое выделение трех основных частей; наличие титульного листа, плана работы (оглавления) и списка реферируемой литературы.

  1. Объем реферата.

Объем реферата жестко не регламентируется, так как зависит и от содержания реферируемых книг, и от их количества, но не должен превышать 20 машинописных листов. Министерство образования РФ рекомендует ещё меньший объем: «не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов».

  1. Языковое оформление реферата.

Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, логичность и доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также использование особых клише – лексико-синтаксических конструкций, регулярно встречающихся в текстах научного стиля.

  1. Критерии оценки реферата.

  • Общие критерии

- Глубина и полнота раскрытия темы

- Адекватность передачи содержания первоисточников

- Логичность, связность реферата

- Структурная упорядоченность

- Оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культуры цитирования, сноски и т.д.)

- Языковое оформление.

  • Частные критерии (применяются к одной из конкретных структурных частей реферата: введению, основной части, заключению)

      1. Введение:

- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

- наличие формулировок целей и задач реферируемой работы;

- наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Основная часть:

- логичное структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовка к частям текста и их соответствие содержанию;

- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Заключение:

- наличие выводов по результатам анализа;

- выражение своего мнения по проблеме.

Оценка выставляется только после защиты реферата.

Литература

  1. Реферат как форма устного экзамена по литературе в выпускном классе./Литература. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений по литературе. - М.: Дрофа, 2001. (Допущено МО РФ).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат как форма государственной аттестации (по литературе)
Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconЛитература итоговая государственная аттестация по литературе выпускников...
Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconПисьменное задание (форма экзамена) Инструкция по выполнению
Уважаемые господа! Данная форма экзамена предлагается Вам по желанию и является льготной. Поэтому преподаватель считает вправе ставить...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconВопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику...
Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconЗащита реферата как форма итоговой аттестации по литературе в 9 классе в 2009-2010 уч г
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconВыбирается учащимся под руководством учителя в срок не позднее, чем...
Выбрать данную форму устного экзамена могут лишь учащиеся, имеющие отличные знания по предмету
Реферат как форма устного экзамена по литературе icon«Высшая школа экономики»
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области...
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 37. 06. 01 – Психологические науки
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области...
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 37. 06. 01 – Психологические науки
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconСочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные...
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования....
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconТребования к устному высказыванию
Реферат жанр письменного высказывания. Защита реферата подчиняется законам устного высказывания. К защите нужно готовиться специально...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации...
Реферат как форма устного экзамена по литературе iconКафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины «Всеобщая история»
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск