Скачать 67.26 Kb.
|
Реферат как форма устного экзамена по литературе Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т. п. В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата. Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает библиографический список. Учитель. По сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: дает советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения… Вопрос об оформлении работы решается в школе. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и набранные на компьютере. 1. Реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников. Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. дается обзор литературы. Рассказывается, как будет освещаться тема. Определяется основная мысль доклада, т.е. формулируется поставленная проблема. Ее решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения. Ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Все это определяет содержательность и глубину работы. Причем ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным. Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Содержание должно быть изложено связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяют абзацы. Важным требованием является стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи. Объем работы строго не регламентируется – ученическая тетрадь. 2. Реферат – сокращенное изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями. Данный вид реферата включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии). Это информация, полученная путем аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта. Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется. В начале реферата - библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др.) Целесообразно описать художественные приемы, которые использует автор. Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы. Допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, но не стоит забывать, что точность и краткость – важные достоинства реферата. Различные исторические справки, если они не составляют основное содержание первичного материала. В реферат не включаются. Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или в тексте. В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста. Иллюстрации, схемы, таблицы и др. лучше размещать в приложении. Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала. Объем работы определяется содержанием книги или статьи. Школьный экзаменационный реферат как жанр
а) целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая) б) связность (логическая и формально-языковая) в) структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения; их оптимальное соотнесение) г) завершенность (смысловая и жанрово-композиционная) Для реферата отбирается информация, ценная для всех читающих, а не только для одного автора.
Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками: - семантическая адекватность первоисточнику; - максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста; - объективность в передаче содержания первоисточника; - выражение собственных взглядов референта, а также его оценки освещаемой им информации должны быть четко отделены от изложения первоисточников; - авторизованность в передаче информации
Четкое выделение трех основных частей; наличие титульного листа, плана работы (оглавления) и списка реферируемой литературы.
Объем реферата жестко не регламентируется, так как зависит и от содержания реферируемых книг, и от их количества, но не должен превышать 20 машинописных листов. Министерство образования РФ рекомендует ещё меньший объем: «не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов».
Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, логичность и доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также использование особых клише – лексико-синтаксических конструкций, регулярно встречающихся в текстах научного стиля.
- Глубина и полнота раскрытия темы - Адекватность передачи содержания первоисточников - Логичность, связность реферата - Структурная упорядоченность - Оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культуры цитирования, сноски и т.д.) - Языковое оформление.
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности; - наличие формулировок целей и задач реферируемой работы; - наличие краткой характеристики первоисточников. 2) Основная часть: - логичное структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; - наличие заголовка к частям текста и их соответствие содержанию; - выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; - наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения. 3) Заключение: - наличие выводов по результатам анализа; - выражение своего мнения по проблеме. Оценка выставляется только после защиты реферата. Литература
|
Реферат как форма государственной аттестации (по литературе) Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой... | Литература итоговая государственная аттестация по литературе выпускников... Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации... | ||
Письменное задание (форма экзамена) Инструкция по выполнению Уважаемые господа! Данная форма экзамена предлагается Вам по желанию и является льготной. Поэтому преподаватель считает вправе ставить... | Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику... Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится... | ||
Защита реферата как форма итоговой аттестации по литературе в 9 классе в 2009-2010 уч г Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а... | Выбирается учащимся под руководством учителя в срок не позднее, чем... Выбрать данную форму устного экзамена могут лишь учащиеся, имеющие отличные знания по предмету | ||
«Высшая школа экономики» Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля | Темы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной... На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,... | ||
Темы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной... На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,... | Реферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области... Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 37. 06. 01 – Психологические науки | ||
Реферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области... Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 37. 06. 01 – Психологические науки | Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные... Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,... | Требования к устному высказыванию Реферат жанр письменного высказывания. Защита реферата подчиняется законам устного высказывания. К защите нужно готовиться специально... | ||
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации... | Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины «Всеобщая история» Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля |