Коммерческое товароведение
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Основными организационными формами учебных занятий являются лекции и практические занятия по курсу. В межсессионный период студенты-заочники самостоятельно изучают курс по конспектам лекции и предложенной в данных методических указаниях литературе. Перед изучением каждой темы рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с выделенными в Программе основополагающими вопросами. В случае возникновения вопросов при изучении курса и подготовке контрольных работ, студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю.
Итоговыми формами контроля знаний по данной дисциплине являются контрольная работа и экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, посетившие все практические занятия и получившие положительную оценку (зачет) по выполненным и представленным на проверку контрольным работам.
Указания о порядке выполнения контрольных работ Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольной работы по предложенным вариантам.
Контрольная работа должны быть представлена в сроки, определенные учебным графиком, но не позднее, чем за один месяц до экзамена.
Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за её отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче зачета и экзамена.
Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать, обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
При подготовке контрольных работ полезно и необходимо использовать не только приведенные в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения и обобщения, материалы периодических изданий и т.д.
Вместо контрольной работы студент имеет право выполнить реферат, который содержит углубленное рассмотрение какого-либо конкретного вопроса. Тема реферата обязательно должна быть согласована с преподавателем. Реферат, выполненный на самостоятельно выбранную тему, не зачитывается.
Контрольная работа выполняется по одному из 25 вариантов, которые распределяются по начальным буквам фамилий студентов следующим образом:
Начальная буква фамилии студента
| №№
вариантов
| Начальная буква фамилии студента
| №№
вариантов
| 1
| 2
| 3
| 4
| А
| 1
| Р
| 14
| Б
| 2
| С
| 15
| В
| 3
| Т
| 16
| Г
| 4
| У
| 17
| Д
| 5
| Ф
| 18
| Е, Ж
| 6
| Х
| 19
| З, И
| 7
| Ц
| 20
| К
| 8
| Ч
| 21
| Л
| 9
| Ш
| 22
| М
| 10
| Щ, Э
| 23
| Н
| 11
| Ю
| 24
| О
| 12
| Я
| 25
| П
| 13
|
Контрольная работа, выполненная не по указанному распределению, не зачитывается.
Примерный объем работы должен составлять 10-15 листов формата А4.
При написании и оформлении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:
- контрольная работа может быть представлена в рукописном виде или распечатана на компьютере на листах формата А4, помещенных в скоросшиватель;
- не допускается давать ответ путем прямого переписывания текста из литературных источников;
- страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля;
- вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом;
- текст должен быть написан разборчиво и грамотно. Произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых) не допускаются;
- завершает работу список использованных источников, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами:
при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;
при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска.
- в конце работы указывается дата выполнения и ставится личная подпись студента.
Варианты контрольных работ
Вариант №1 Классификация товаров: понятие, определение; роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров. Методы и правила классификации.
Сыры сычужные твердые: классификация, ассортимент; показатели качества; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – обувь кожаная мужская.
Вариант №2 Состояние и перспективы развития рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий.
Алкогольные напитки. Классификация. Факторы, формирующие качество. Требования к качеству, дефекты, хранение.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – изделия трикотажные верхние женские.
Вариант №3 Классификация текстильных волокон. Достоинства и недостатки натуральных и химических волокон. Идентификация волокон по сырьевому составу.
Свежие плоды. Значение в питании. Классификация. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – посуда из стекла.
Вариант №4 Классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества косметических товаров.
Колбасные изделия: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества, хранения, дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – чай.
Вариант №5 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп.
Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) одной из групп товаров на примере конкретного торгового предприятия. Группа товаров – обувь кожаная женская.
Вариант №6 Классификация, ассортимент, потребительские свойства мебели.
Зерно и продукты его переработки. Ассортимент. Особенности состава. Требования к качеству, дефекты, хранение.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – шоколад.
Вариант №7 Ассортимент товаров: понятие, определение, виды. Показатели ассортимента. Управление ассортиментом.
Масла растительные: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; хранение, дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – хлеб.
Вариант №8 Кожаная обувь: классификации, ассортимент, потребительские свойства, системы нумерации. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность обуви.
Особенности химического состава и пищевой ценности продовольственных товаров.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – посуда металлическая.
Вариант №9 Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов.
Хлебобулочные изделия: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – меховая одежда.
Вариант №10 Классификация, ассортимент, потребительские свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Сахаристые кондитерские товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – свежие овощи.
Вариант №11 Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс.
Продукты переработки плодов и овощей. Методы переработки, их сущность, влияние на потребительские свойства и сохраняемость.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – посуда и керамики.
Вариант №12 Обувные натуральные кожи: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества. Преимущества и недостатки по сравнению с искусственными и синтетическими материалами.
Чай и кофе: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – твердый сычужный сыр.
Вариант №13 Классификация, современный ассортимент, потребительские свойства металлической посуды.
Молоко и молочные продукты: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – чай.
Вариант №14 Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий. Характеристика факторов, влияющих на формирование качества и конкурентоспособность одежды. Методы проверки качества швейных изделий (по ГОСТ 4103-82).
Основы консервирования продовольственных товаров.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – печенье.
Вариант №15 Состояние потребительского рынка парфюмерно-косметических изделий. Классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества парфюмерных изделий.
Состояние рынка продовольственных товаров и перспективы его развития.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – ювелирные изделия из золота для женщин.
Вариант №16 Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность ювелирных изделий. Порядок опробирования ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Мучные кондитерские товары: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – свежие овощи.
Вариант №17 Классификация, ассортимент, потребительские свойства шерстяных и шелковых тканей.
Свежие овощи. Значение в питании. Классификация: виды и разновидности. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – парфюмерные изделия для женщин.
Вариант №18 Классификация, характеристика ассортимента бытовых изделий и упаковки из пластмасс; достоинства и недостатки изделий из пластмасс.
Мясо. Классификация. Химический состав и пищевая ценность. Оценка качества, хранение.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – кофе.
Вариант №19 Классификация, ассортимент и характеристика потребительских свойств искусственных и синтетических материалов для обуви; преимущества и недостатки по сравнению с натуральными кожами.
Биологическая ценность продовольственных товаров, факторы ее обуславливающие.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – парфюмерные изделия для мужчин.
Вариант №20 Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.
Вкусовые товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – булочные изделия.
Вариант №21 Классификация и характеристика ассортимента трикотажных изделий. Преимущества и недостатки трикотажных изделий по сравнению с одеждой из тканей.
Основы хранения продовольственных товаров.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – мебель.
Вариант №22 Керамические изделия: состав, классификация, ассортимент, способы декорирования, потребительские свойства, показатели качества.
Безалкогольные напитки. Классификация, особенности состава. Требования к качеству, дефекты хранения.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – колбасные изделия.
Вариант №23 Классификация, ассортимент, потребительские свойства, принципы сортировки меховых изделий.
Мясные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение, дефекты.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – шампуни.
Вариант №24 Классификация, ассортимент, потребительские свойства и принципы сортировки пушно-меховых полуфабрикатов.
Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – растительное масло.
Вариант №25 Классификация стеклянных изделий бытового назначения; способы декорирования, потребительские свойства, ассортимент, показатели качества изделий из различных видов стекол.
Доброкачественность и безопасность продовольственных товаров, факторы их обуславливающие.
Изучить ассортимент и рассчитать показатели (широту, полноту, обновляемость и др.) Группа товаров – мужские сорочки.
Вопросы для подготовки к зачету
Характеристика факторов, формирующих качество продовольственных товаров.
Методы консервирования продовольственных товаров.
Характеристика факторов, влияющих на сохраняемость продовольственных товаров.
Способы и режимы хранения продовольственных товаров.
Зерно. Особенности строения и химического состава.
Классификация муки.
Крупа. Классификация и ассортимент.
Макаронные изделия. Классификация.
Дефекты хлебобулочных изделий, причины их возникновения и меры их предупреждения.
Свежие овощи. Классификация. Особенности химического состава.
Продукты переработки плодов и овощей. Факторы, формирующие качество.
Свежие плоды. Классификация. Особенности химического состава.
Крахмал и крахмалопродукты. Факторы, формирующие качество.
Мучные кондитерские изделия. Классификация и ассортимент.
Сахар. Факторы, формирующие качество.
Сахаристые кондитерские изделия. Классификация и ассортимент.
Пряности. Классификация. Факторы, формирующие качество.
Приправы. Классификация. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
Классификация и характеристика ассортимента алкогольных напитков. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
Безалкогольные напитки. Классификация. Факторы, формирующие качество.
Молоко коровье. Классификация и характеристика ассортимента молока коровьего. Показатели качества и потребительские свойства.
Кисломолочные товары. Классификация и ассортимент. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
Сыры. Классификация и ассортимент. Показатели качества и потребительские свойства.
Мясо и мясные товары. Потребительские свойства и показатели качества.
Колбасные изделия. Классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество.
Рыба свежая. Классификация и характеристика ассортимента. Показатели качества и потребительские свойства.
Охлажденная и мороженая рыба. Влияние условий охлаждения на качество.
Рыбные консервы и пресервы. Факторы, формирующие качество.
Растительные масла. Классификация. Факторы, формирующие и сохраняющие качество.
Животные жиры. Классификация и характеристика ассортимента. Показатели качества и потребительские свойства.
Классификация текстильных волокон. Достоинства и недостатки натуральных волокон.
Классификация химических текстильных волокон. Достоинства и недостатки химических волокон.
Ассортимент и свойства синтетических волокон.
Ассортимент и свойства искусственных волокон.
Идентификация волокон по сырьевому составу.
Характеристика свойств и ассортимент льняных тканей.
Характеристика свойств и ассортимент хлопчатобумажных тканей.
Характеристика свойств и ассортимент шелковых тканей.
Характеристика свойств и ассортимент шерстяных тканей.
Преимущества и недостатки трикотажных изделий по сравнению с одеждой из тканей.
Классификация и характеристика ассортимента трикотажных изделий.
Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий.
Методы проверки качества швейных изделий.
Классификация, потребительские свойства, ассортимент обувных натуральных кож.
Достоинства и недостатки искусственных и синтетических обувных материалов по сравнению с натуральными кожами.
Характеристика ассортимента кожаной обуви.
Системы нумерации кожаной обуви.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства пушно-меховых полуфабрикатов.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства меховых изделий.
Принципы сортировки меховых товаров.
Сравнительная характеристика изделий из обычного и хрустального стекол.
Сравнительная характеристика фарфоровых и фаянсовых изделий.
Современный ассортимент стальной посуды.
Современный ассортимент алюминиевой посуды.
Классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент, ассортимент пластмасс.
Отличительные признаки изделий из разных пластмасс.
Ассортимент и потребительские свойства парфюмерных изделий.
Классификация ювелирных изделий.
Порядок апробирования ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства мебели.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ Определите предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.
Ассортимент товаров: понятие, определение, классификация. Показатели ассортимента. Формирование и методы управления ассортиментом товаров.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп.
Характеристика методов оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов.
Классификация товаров: понятие, определение; роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров. Методы и правила классификации потребительских товаров.
Особенности химического состава и пищевая ценность продовольственных товаров.
Основы консервирования продовольственных товаров.
Основы хранения продовольственных товаров.
Доброкачественность и безопасность продовольственных товаров, факторы их обуславливающие.
Биологическая ценность продовольственных товаров, факторы ее обуславливающие.
Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Зерно и продукты его переработки. Ассортимент. Особенности состава. Требования к качеству, дефекты, хранение.
Хлебобулочные изделия: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты.
Свежие плоды. Значение в питании. Классификация. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.
Свежие овощи. Значение в питании. Классификация: виды и разновидности. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.
Продукты переработки плодов и овощей. Методы переработки, их сущность, влияние на потребительские свойства и сохраняемость.
Вкусовые товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Безалкогольные напитки. Классификация, особенности состава. Требования к качеству, дефекты хранения.
Чай и кофе: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение.
Алкогольные напитки. Классификация. Факторы, формирующие качество. Требования к качеству, дефекты, хранение.
Сахаристые кондитерские товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Мучные кондитерские товары: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.
Молоко и молочные продукты: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.
Сыры сычужные твердые: классификация, ассортимент; показатели качества; хранение; дефекты.
Масла растительные: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; хранение, дефекты.
Мясо. Классификация. Химический состав и пищевая ценность. Оценка качества, хранение.
Мясные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение, дефекты.
Колбасные изделия: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества, хранения, дефекты.
Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение.
Яйца куриные. Особенности строения и состава. Оценка качества, дефекты, хранение.
Классификация текстильных волокон. Достоинства и недостатки натуральных и химических волокон. Идентификация волокон по сырьевому составу.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства шерстяных и шелковых тканей.
Классификация и характеристика ассортимента трикотажных изделий.
Преимущества и недостатки трикотажных изделий по сравнению с одеждой из тканей.
Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий.
Характеристика факторов, влияющих на формирование качества и конкурентоспособность одежды.
Методы проверки качества швейных изделий (по ГОСТ 4103-82).
Обувные натуральные кожи: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества. Преимущества и недостатки по сравнению с искусственными и синтетическими материалами.
Классификация, ассортимент и характеристика потребительских свойств искусственных и синтетических материалов для обуви.
Преимущества и недостатки искусственных обувных материалов по сравнению с натуральными кожами.
Кожаная обувь: классификации, ассортимент, потребительские свойства, системы нумерации.
Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность обуви.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства и принципы сортировки пушно-меховых и овчинно-шубных полуфабрикатов.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства пушно-меховых и овчинно-шубных полуфабрикатов.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства, принципы сортировки пушно-меховых и овчинно-шубных готовых изделий.
Характеристика факторов влияющих на качество и конкурентоспособность керамических изделий.
Керамические изделия: состав, классификация, ассортимент, способы декорирования, потребительские свойства, показатели качества.
Сравнительная характеристика изделий из обычного и хрустального стекол.
Сравнительная характеристика фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий.
Классификация, современный ассортимент, потребительские свойства алюминиевой посуды.
Классификация стеклянных изделий бытового назначения; способы декорирования, потребительские свойства, ассортимент, показатели качества изделий из различных видов стекол.
Классификация, современный ассортимент, потребительские свойства металлической посуды.
Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс.
Классификация, характеристика ассортимента бытовых изделий и упаковки из пластмасс; достоинства и недостатки изделий из пластмасс.
Состояние потребительского рынка парфюмерно-косметических изделий. Классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества парфюмерных изделий.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества косметических товаров.
Состояние и перспективы развития рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий.
Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность ювелирных изделий. Порядок опробирования ювелирных изделий из драгоценных металлов.
Классификация, ассортимент, потребительские свойства мебели.
|