МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Р
ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ имени Ивана Фёдорова»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова
«_____» ___________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ДС.02.4.1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)»
По специальности 030901.65 – «Издательское дело и редактирование» Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра русского языка и стилистики
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
| Очная
| 4
| 7,8
| 260
| 130
| 73
| 57
| -
| -
| 130
| экзамен
| Очно-заочная
| 5
| 9,
10
| 204
| 102
| 68
| 34
| -
| -
| 102
| экзамен
| Заочная
| 5
| 9,
10
| 270
| -
| 28
| 14
| -
| -
| 228
| экзамен
| Москва – 2011 г. Составитель: Леденева В.В., проф., д.филол.н. Рецензенты: Рахматуллина Э.А., доцент, к.филол.н. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и стилистики ______ , протокол № ___ Зав. кафедрой________
Одобрена Советом _____факультета издательского дела и журналистики, ____ , протокол № ______.
Председатель__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История русского литературного языка (и язык художественной литературы
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины
Курс История русского литературного языка и язык художественной литературы относится к дисциплинам филологической направленности, предназначенных для студентов старших курсов. Он относится к циклу дисциплин, необходимых в образовательном процессе подготовки будущих специалистов по работе с текстом. Курс предполагает освещение и, соответственно, изучение вопросов становления, развития, функционирования русского литературного языка, его системы норм и системы стилей, роли в этом языка художественной литературы. Задачами курса История русского литературного языка и язык художественной литературы являются: выяснение основ и источников русского литературного языка; освещение роли писателей, общественных и научных деятелей в истории русского литературного языка; исследование взаимосвязи родов, жанров литературы и характера функционирования средств литературного языка; выяснение влияния в различные периоды экстралингвистических факторов на становление и развитие единиц, образующих систему русского литературного языка. Особого внимания заслуживают вопросы об отношении / взаимодействии в разные периоды литературного языка как ведущей разновидности общенационального русского языка и его живых форм – разговорной речи, просторечия, социально-профессиональных и социально-территориальных диалектов.
Одной из важнейших сфер, где начал складываться литературный язык, была литература, поэтому разграничение литературного языка и языка художественной литературы – одна из проблем курса: не следует сводить историю русского литературного языка к изучению истории художественной литературы и языковых средств создания образности, но не следует умалять достоинства языка художественной литературы как образцового. Изучение языка художественной литературы – один из аспектов в овладении знаниями об истории русского литературного языка, связанный с анализом идиолекта и идиостиля того или иного автора.
В качестве основных методов исследования следует использовать: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический, метод реконструкции языковых единиц, метод наблюдения и интерпретации языковых фактов и т.д.
Цель курса состоит в изучении становления, развития, функционирования русского литературного языка (с XI в. до наших дней), чтобы расширить познания студентов в области истории русского литературного языка; выработать навыки анализа текстов и вербализующих их языковых единиц; научить пользоваться научной, научно-методической, учебной литературой по предмету.
Задачи курса:
1. Определить понятия общенациональный язык и его разновидности, общенародный язык, литературный язык, языковая ситуация, двуязычие и диглоссия, язык художественной литературы.
2. Ознакомить студентов с распространенными периодизациями истории русского литературного языка.
3. Осветить вопросы о происхождении русского литературного языка.
4. Представить особенности типов литературно-письменного языка древнерусского и великорусского периодов, роль делового языка в Киевском и Московском государствах, значение старославянского языка для развития русского литературного языка, место церковнославянского языка.
5. Осветить результаты влияния экстралингвистических факторов (культурологического, политического, социально-экономического, исторического, географического, религиозного и др.) на развитие русского литературного языка.
6. Познакомить с реформами и следствиями реформ русского языка.
7. Проанализировать стилистические системы русского литературного языка М.В. Ломоносова («система трех стилей»), Н.М. Карамзина («новый слог»), А.С. Пушкина.
8. Осветить роль в истории русского литературного языка М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, прозаиков и поэтов второй половины ХVIII в., писателей-реалистов, публицистов второй половины XIX и ХХ в.
9. Раскрыть связь литературного языка с живыми формами общенационального языка в разные периоды.
10. Раскрыть значение русского литературного языка для формирования и сохранения русской национальной культуры.
11. Способствовать формированию представления о средствах языковой изобразительности, проступающие в художественном произведении как образно явленные данности различных форм и типов художественной речи; раскрыть содержание понятия «образ автора» на материале художественных текстов, созданных мастерами словесно-изобразительного искусства; подготовить студентов к филологическому анализу художественного текста;
12. Выработать историческое отношение к тексту как памятнику, отражающему особенности определенного периода истории русского литературного языка, что необходимо при подготовке текста к изданию.
Требования к уровню освоения содержания курса:
1. Профессионально работать с научной литературой, источниками, словарями и справочниками.
2. Грамотно выделять в художественном тексте и квалифицировать предмет и объект исследования – то или иное явление, признак, качество стиля.
3. Систематизировать и анализировать языковой материал, извлеченный из источника, представляя его как принадлежащий системе и индивидуально используемый.
Разделы курса
1. Введение.
2. Литературно-письменный язык древнерусской народности эпохи Киевского государства.
3. Литературно-письменный язык великорусской народности эпохи Московского государства.
4. Русский литературный язык начального этапа формирования русской нации и русского национального языка.
5. Роль М.В. Ломоносова и его стилистической системы в истории русского литературного языка.
6. Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литературного языка.
7. Значение предпушкинской эпохи (И.А. Крылов, поэты-декабристы, А.С. Грибоедов) для развития русского литературного языка нового времени.
8. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы русского литературного языка.
9. Роль М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в развитии художественного стиля литературного языка.
10. В. Г. Белинский - основоположник публицистического стиля русского литературного языка.
11. Русский литературный язык второй половины XIX века. Вклад писателей-реалистов в формирование и закрепление в литературном языке норм и стилей русского литературного языка.
12. Особенности языка художественной литературы; содержание понятия «образ автора» художественного текста. Художественное произведение – продукт ментально представляемой и отображаемой по законам эстетики времени действительности. Содержание художественного произведения как целостный поэтический смысл, образ изображаемого. Эстетическая функция – способ художественного преобразования средств изображения.
13. Русский литературный язык в XX веке: основные тенденции развития. Значение кодификации в укреплении нормативной стороны русского литературного языка. Полифункциональный характер русского литературного языка.
14. Специфика языка произведений художественной литературы ХХ в. СМИ – ведущая форма литературного языка в ХХ1 в. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п
| Наименование тем лекционных занятий
| Содержание
| Объем в часах
| Ауд.
| Сам. раб.
| 1.
| Введение
| Предмет, цели, специфика и задачи курса История русского литературного языка и язык художественной литературы Литературный язык как ведущая разновидность общенационального языка. Литературный язык и другие формы бытования общенационального языка.
Норма и традиции, обычаи, правила в употреблении и использовании языковых средств в устной и письменной речи.
Понятие стиля. Вопрос о художественном стиле как функциональной разновидности русского литературного языка; место языка художественной литературы. Понятие языковой ситуации. Двуязычие и диглоссия.
Периодизация истории русского литературного языка.
Вопрос о происхождении русского литературного языка. Теория А.А. Шахматова. Теория СП. Обнорского. В.В. Виноградов и его взгляд на основы русского литературного языка. Взгляды других русских и зарубежных ученых на происхождение русского литературного языка.
История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина.
| 4
| 4
| 2.
| Литературно-письменный язык древнерусской народности эпохи Киевского государства (X - начало ХIV в.)
| Языковая ситуация в Киевском государстве и экстралингвистические факторы, ее подготовившие.
Литературно-письменный язык древнерусской народности и его два типа: книжно-славянский и народно-литературный. Их особенности.
Памятники древнерусской письменности, отражающие особенности книжно-славянского («Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Слово на антипасху» Кирилла Туровского, Изборник 1076 г., «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово третье» преподобного Серапиона и др.) и народно-литературного («Повесть временных лет», Сочинения князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Батыем Рязани» и др.) типов древнерусского языка.
Роль старославянского языка и история церковно-славянского языка в Киевском государстве.
Деловой язык Древней Руси. Вопрос о его отнесении к типу литературного языка. «Русская правда» как памятник делового языка Киевского государства.
| 4
| 4
| 3.
| Литературно-письменный язык великорусской народности эпохи Московского государства (ХIV - первая половина XVII в.)
| Языковая ситуация в Московском государстве и экстралингвистические факторы, ее подготовившие.
Особенности великорусского языка. Основные фонетические и грамматические черты, отличающие великорусский язык от древнерусского языка.
2-е южнославянское влияние. Реформа церковно-славянского языка и ее отражение в памятниках письменности книжно-славянского тина литературно-письменного языка великорусской народности. Стиль плетения словес. Памятники великорусской письменности, отражающие 2-е южнославянское влияние («Житие Стефана Пермского», «Слово о житии и о преставлении Великого князя Дмитрия Ивановича», «Повесть о взятии Царьграда», «Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским»).
Развитие, роль, функции делового языка в Московском государстве. Грамота - основной тип деловой бумаги в Московском государстве. Языковые особенности и типы грамот.
Двуязычие, его особенности сравнительно с двуязычием в Киевском государстве. Пути преодоления двуязычия. Особенности языка памятников письменности, отражающих процесс преодоления двуязычия («Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова, «Стоглав» ХУ1 в., «Домострой», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» и др.).
| 4
| 4
| 4.
| Русский литературный язык начального этапа формирования русской нации и русского национального языка (вторая половина ХVII в. – начало ХVIII в.)
| Образование русской нации и русского национального языка. Языковая ситуация начального этапа образования русской нации и экстралингвистические факторы, ее подготовившие.
Особенности великорусского языка начального этапа формирования русского национального языка.
Тенденции развития русского литературного языка, русской литературы и культуры (вторая половина ХVII в. - ХVIII в).
Особенности языка памятников («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцы-не», «Повесть о Фроле Скобееве», «Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякине суде», «Записки Григория Котоши-хина», «Предисловие Федора Поликарповича Орлова», написанное к «Географии» Варения и др.).
Процессы архаизации русского литературного языка второй половины ХVII в. – начала ХVIII в. Судьба книжно-славянского типа литературно-письменного языка в конце ХVII в. – начале ХVIII в.
Роль культурных связей с юго-западной Русью. Петровская эпоха в истории русского литературного языка. Языковая ситуация в Петровскую эпоху.
Взгляды Феофана Прокоповича на литературный язык, его нормы и стилевую дифференциацию.
Роль А.Д. Кантемира в истории русского литературного языка.
Взгляды В.К. Тредиаковского на литературный язык, нормы, стили, вкус, употребление литературного языка, на старославянский язык. «Разговор об ортографии» - первое руководство фонетического принципа написания слов в русском языке.
| 3
| 3
| 5.
| Роль М.В. Ломоносова и его стилистической системы в истории русского литературного языка
| М.В. Ломоносов - основоположник науки о русском языке. Основные труды М.В. Ломоносова, посвященные вопросам языкознания: «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке», «Краткое руководство к риторике», «Краткое руководство к красноречию» и др.
Историко-генетическая основа стилистической системы М.В. Ломоносова. Различия русского и церковно-славянского языков с точки зрения их происхождения и современного состояния. Лексическая классификация единиц русского языка. Стилистическая классификация лексических единиц русского языка.
Теория «трех штилей». Высокий, средний и низкий стили литературного языка. Нормы употребления лексических единиц; соотношение старославянских по происхождению и общеупотребительных русских форм речи. Грамматические, орфографические нормы употребления языковых средств в высоком и низком стилях. Вопрос о среднем стиле.
Узость и ограниченность системы трех стилей М.В. Ломоносова.
Роль писателей второй половины ХVIII в. в преодолении узости системы трех стилей: оды А.П. Сумарокова и Г.Р. Державина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, журналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова, комедии Д.И. Фонвизина.
| 2
| 2
| 6.
| Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литературного языка
| Взгляды Н.М. Карамзина и карамзинистов на развитие русского литературного языка. Н.М. Карамзин - основоположник русской сентиментальной литературы и «нового слога» как стилистической системы.
Исторический подход к развитию и истории языка. Ориентация на сближение языка письменного с разговорным. Критерий вкуса - главное руководство карамзинистов в отборе языковых средств. Салонный стиль - поле языкового экспериментирования.
Отбор для сентиментальной литературы лексико-фразеологических средств. Словотворчество. Расширение семантического объема русских и старославянских по происхождению слов. Заимствования из французского языка.
Отношение к просторечию, канцеляризмам и архаичным старославянизмам.
Перифраза - одно из основных изобразительно-выразительных средств «нового слога» Н.М. Карамзина.
Реформа синтаксиса. Принципы синтаксических построений: принцип свободы произносимой речи, принцип легкого чтения литературного произведения, принцип освобождения от искусственных интонаций высокого слога. (В.В. Виноградов). Отказ от архаичных союзов и приоритет простых, бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений. Оценка деятельности Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского литературного языка.
| 2
| 2
| 7.
| Значение предпушкинской эпохи (И.А. Крылов, поэты-декабристы, А.С. Грибоедов) для развития русского литературного языка нового времени
| Языковая ситуация конца ХVIII в. - первой четверти XIX в. Колебания в использовании языковых средств представителями разных литературных направлений. Состояние официально-делового стиля, метафизического языка. Расхождения между языком прозы и поэзии. Полемика по вопросам русского литературного языка между представителями «нового слога» и представителями общества «Беседа любителей русского слова» (славянофилами).
Меткое, образное слово басен И.А. Крылова. Иносказательность (паремия) как средство обличения общечеловеческих и социальных пороков. Экспрессивно-
эмоциональная окрашенность слов и форм в баснях. Функции старославянизмов. Народность языка басен И.А. Крылова.
Роль поэтов-декабристов в истории русского литературного языка. Ориентация на устное народное творчество в отборе лексических средств. Функции архаичных лексических единиц в языке произведений поэтов-декабристов.
Роль А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка.
Народность языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Дифференциация языка действующих лиц комедии с точки зрения речевой и стилевой характеристики – достижение автора.
| 2
| 2
| 8.
| А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы русского литературного языка
| Мысли А.С. Пушкина о языке и стиле.
Взгляды А.С. Пушкина на взаимоотношение русских и старославянских по происхождению элементов в художественной речи, отношение к заимствованиям.
А.С. Пушкин о русском просторечии и о разговорном языке. Формирование в языке произведений А.С. Пушкина разговорной речи как стилистической категории.
А.С. Пушкин - основоположник новой стилистической системы русского литературного языка. Синтез книжных и разговорных элементов в текстах А.С. Пушкина.
Работа А.С. Пушкина в области системной организации русского литературного языка (отбор конкретных имен существительных, глаголов действия, признаковых слов с прямым значением; ориентация на простые синтаксические конструкции, прямой порядок слов в простом предложении, освобождение языка прозы от излишнего украшательства и вялых метафор, преобладание сочинительных конструкций над подчинительными). Народность в понимании А.С. Пушкина и характер народности языка его произведений.
Реализм языка и стиля произведений А.С. Пушкина. Требования реализма к литературному языку. Создание реалистических образов прямыми обозначениями. Дифференциация речи персонажей с точки зрения языковой и стилевой характеристики.
| 4
| 4
| 9.
| Роль М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в развитии художественного стиля литературного языка
| Продолжение и совершенствование традиций А.С. Пушкина в художественной речи. Синтез разговорных и книжных элементов. Сближение синтаксиса книжного языка с синтаксисом разговорной речи.
Роль М.Ю. Лермонтова в истории русского литературного языка. Использование в художественной речи отвлеченных и абстрактных слов. Метафора, оценочный эпитет и сравнение - основа поэтического языка М.Ю. Лермонтова. «Благоуханная проза» М.Ю. Лермонтова: особенности и структура. Стилевая дифференциация произведений М.Ю. Лермонтова: эмоциональный стиль, или стиль неточных слов, эмоционально-ораторский стиль, реалистический стиль, или стиль предметной точности слов.
Роль Н.В. Гоголя в истории русского литературного языка. Влияние на язык произведений Н.В. Гоголя условностей «натуральной школы». Использование в художественной речи элементов широкого русского просторечия, диалектизмов, украинизмов. Преобладание синтаксиса разговорной речи над синтаксисом книжной речи. Система средств комического в лексике, фразеологии и синтаксисе. Изобразительно-выразительные средства в идиостиле Н.В. Гоголя.
| 3
| 3
| 10.
| В.Г. Белинский – основоположник публицистического стиля русского литературного языка
| Продолжение и совершенствование традиций А.С. Пушкина применительно к публицистическому стилю русского литературного языка. Развитие и совершенствование общественно-политической и литературно-критической терминологии русского литературного языка.
Роль В.Г. Белинского в становлении публицистической и критической прозы.
Отбор В.Г. Белинским лексико-фразеологических средств из общенационального русского языка для передачи полемических и критических взглядов на литературу и общество.
Словообразование и морфемика производных слов в языке произведений В.Г. Белинского как отражение системы русского литературного языка нового времени.
Синтаксис публицистических произведений В.Г. Белинского: сближение с синтаксисом разговорной речи, эволюция соотношения простых и сложных синтаксических конструкций.
| 2
| 2
| 11.
| Русский литературный язык второй половины XIX века. Вклад писателей-реалистов в формирование и закрепление в литературном языке норм и стилей русского литературного языка
| Основные процессы в лексике, морфологии, синтаксисе русского литературного языка второй половины XIX в. Влияние на литературный язык внелитературных форм языка. Роль заимствований в становлении термино-системы. Влияние на литературный язык языка науки (интеллектуализация).
Роль писателей в закреплении и совершенствовании системы норм русского литературного языка. Формирование особых функций старославянизмов и церковнославянизмов в художественных и публицистических произведениях (М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков).
Развитие стилистической системы литературного языка. Онтологическое противопоставление книжной и разговорной стихий.
Развитие и совершенствование стилистической системы русского литературного языка. Отражение в художественной литературе и эпистолярных текстах стилистического многообразия литературного языка и особенностей речи социальных слоев русского общества. Формирование публицистического и научного функциональных стилей русского литературного языка.
Формирование просторечия как особой стилистической категории.
| 4
| 4
| 12.
| Особенности языка художественной литературы; содержание понятия «образ автора» художественного текста
| Художественное произведение – продукт ментально представляемой и отображаемой по законам эстетики времени действительности. Автор и способы его языкового воплощения. Слово как материал и произведение словесного искусства.
«Образ автора» как категория художественной речи/ художественного целого. Содержание художественного произведения как целостный поэтический смысл, образ изображаемого. Речь персонажей Имя персонажа – изобразительный компонент текста. Эстетическая функция – способ художественного преобразования средств изображения.
| 2
| 2
| 13.
| Русский литературный язык в XX веке: основные тенденции развития. Значение кодификации в укреплении нормативной стороны русского литературного языка. Полифункциональный характер русского литературного языка.
| Языковая ситуация в России в первой четверти XX в. Общественные, политические, экономические изменения, культурная революция и их влияние на литературный язык первой четверти XX в.
Стабильный характер грамматического строя и подвижный характер словарного состава русского языка в послереволюционный период.
Вовлечение в сферу литературной речи необработанного лексического материала, многочисленных аббревиатур и советизмов. Роль М. Горького в борьбе за чистоту русского языка.
Нормализация и кодификация литературного языка в 30-е - 40-е гг. Изменение орфоэпических норм литературного языка: старомосковское и новомосковское произношение. Создание нормативных словарей, справочников, монографий, учебников и учебных пособий, направленных на продуктивное овладение литературной нормой носителями русского языка.
Формирование новых стилистических категорий: литературно-разговорная речь, обиходно-бытовая речь. Взаимодействие литературного языка и живых форм общенационального языка.
Русский литературный язык XX в. - язык международный, язык межнационального общения
| 4
| 4
| 14.
| Специфика языка произведений художественной литературы ХХ в. СМИ – ведущая форма литературного языка в ХХI в.
| Широкое освоение литературным языком просторечных, диалектных, жаргонных слов через посредство языка художественной литературы (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин и др.; В. Пелевин, Т. Толстая, В. Ерофеев, Б. Акунин и др.). Влияние на литературную речь жаргонов: молодежного, тюремного, карточных игроков, музыкальных исполнителей и т.д. Формирование молодежного сленга
Функциональные стили литературного языка в современном русском языке: тенденция к нивелировке/ взаимовлиянию. Дифференциация и интеграция как тенденции сосуществования форм бытования общенационального русского языка. Взаимопроникновение и взаимовлияние единиц художественного, публицистического и научного стилей и закрытый характер системы делового стиля. Разговорный стиль в СМИ. Возрастание роли устных СМИ в закреплении вариативности как свойства современного русского литературного языка.
| 4
| 4
| |