Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя





Скачать 293.58 Kb.
НазваниеТема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер293.58 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


МКОУ Семёновская средняя общеобразовательная школа


Исследовательская работа
ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И Н. В. ГОГОЛЯ

Выполнил:

ученица 9класса Каткова Валерия

Проверил:

учитель русского языка и литературы Каткова Оксана Викторовна


Семёновка 2013 год

Содержание.


1.Введение. 3

2. «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина. 5

3. Образ «маленького человека» в произведениях Н.В. Гоголя. 10

4. Заключение. 16

1.Введение.




Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про­блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по­весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.

Цель данного исследования – сравнение образов «маленьких людей» у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, выявление их общих и специфических черт, влияние этих образов на русскую литературу.

2. «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина.



А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

Если раньше Петербург и Москва и их жители представлялись в творчестве писателей с блистательной стороны, то в творчестве А.С. Пушкина, открывались уже не только с роскошного подъезда. Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых – провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной их тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и обедневшие.

Я начну своё исследование с повести « Станционный смотритель». Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Ф.М. Достоевский, он высказал суждения о реализме повести Пушкина, о её познавательном значении, указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображения в ней человеческого героя. Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» после Ф.М. Достоевского не раз привлекла внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике.

Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки, в которых уделяется внимание не только описаниям края, но и встречам, беседам со станционным смотрителем.

В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», - дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда, которая врывается в этот частный мир, явилась в образе молодого гусара, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло Самсона, но ещё не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским, после того, как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан также скупо, как и рассказ о герое Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. В первой картине - старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным чиновником.

Во второй картине - отец в роли просителя перед Минским.

Казалось, наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнёс только: Ваше благородие! ...Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.

Третья картина - спустя два дня. Старик снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

Четвёртая картина. Снова перед Минским: «Пошел вон!» - и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

Во второй приезд рассказчик видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика». И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость, небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!» - все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца с одной стороны («пожимал Дунюшкину руку»; «Увидел бедную свою Дуню»). И другого Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека (« жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал, как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но их(денег) уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить».)

Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить», «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»).

Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом их трёх эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому. При этом каждая их трёх частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В повести, написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.

Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.

Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот.

Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.

Тема «маленького человека» также звучит и в поэме «Медный всадник».

“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пытается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, “величие” Петербурга, восхища­ется столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, обломок древних дворянских родов не «тужит» о славе предков. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: “Ночным светом и молвой оно (имя) забыто”. Евгений живет спокойной, размеренной Жиз­нью, “Дичится знатных...”, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Его мысли заняты тем, что «был он беден», «что мог бы Бог ему прибавить ума и денег». Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз­любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси­лен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю госу­дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огром­ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.1

В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, — достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».2

В более поздний период Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта – того, который противопоставляет себя самодержавию. Но это позже. А в тех произведениях, о которых мы говорили выше, «маленький человек» пытается робко, несмело протестовать против «власть имущих», но внутренне ещё не готов к этому. Ему ничего не остаётся, как смириться с судьбой и умереть.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconТема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина
Вступление: Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconТема реферата
«Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского»
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconНазвание урок
«в №37 09. 55-10. 40 Пронина Ж. В. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconТема в произведениях Пушкина и Гоголя
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Тема маленького человека в повес-ти А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (Мешкова Н. В.)
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconРассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем...
Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconОбраз великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков
Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconТема: «История пугачевского бунта в произведениях А. С. Пушкина»
Республика Татарстан, г. Тетюши, моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconУрок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях...
Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconРеферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы....
М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconТема Кол-во часов
Образ Башмачкина – это польза маленького человека или пародия на человеческую жизнь?
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О. В. Петриченко; ред. В. И. Крамарева; Центральная городская библиотека;...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Это история о Петербурге,...
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск