Содержание: Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Назначение образовательной программы
Цели и задачи
Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Формы и методы обучения
Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа среднего общего образования
Содержание образования среднего общего образования
Учебный план
Учебные программы по предметам
Условия реализации образовательной программы
2.4.Ожидаемый результат программы
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района является общеобразовательной средней школой.
В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации » Закона «Об образовании» в РФ) «разработка и утверждение образовательных программ ...» отнесена к компетенции образовательной организации. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона «Об образовании» в РФ. В статье 12 (п.1) поясняется, что «образовательные программы определяют содержание образования».
Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.
1.1. Нормативно - правовая база.
Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
Закон «Об образовании» в РФ(№273-ФЗот 21.12.2013г.); нормативные документы МО и Н РФ, МО и Н РТ, управления образования исполкома Азнакаевского муниципального района;
Конвенция о правах ребенка;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав школы и локальные акты ОУ;
Лицензия образовательного учреждения.
Федеральный Закон «Об образовании» в РФ №273 -ФЗ
Статья 12 п. 1. Образовательные программы определяют содержание образования.
Статья 17 п.2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
п.3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
п.4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения
Статья 23 п.2. Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
Статья 28 п.2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Статья 28 п.6 Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 10.п.4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Статья 66.2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)
Статья 28 п.2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Статья 12.п.3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
Статья 63 п. 1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 13 п.1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
п.2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
п.3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Типовое положение об общеобразовательном учреждении
п.36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
1.2.Назначение образовательной программы
1.Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования
Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей
Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов:
профилизация, индивидуализация и социализация образования;
осуществление компетентностного подхода в образовании;
реализация дифференцированного и личностно-ориентированного образовательного процесса;
формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать, освоение проектного подхода к решению проблем;
предоставление равных возможностей для получения образования и достижения допрофессионального методологического уровня компетентности;
- создание условий для развития интересов, склонностей и способностей учащихся.
Цели и задачи.
Сегодня руководство страны, республики, ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия - инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся.
Цель: повысить качество и эффективность школьного образования путём создания образовательного пространства, как важнейшего фактора интеллектуального и нравственного развития личности, обеспечивающего ее самореализацию и успешную социализацию.
Задачи образовательного процесса:
развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы;
обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;
способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика;
формировать физически здоровую личность;
не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;
организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащегося;
обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ направлена:
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.
на обеспечение непрерывности образования: 1 уровень - 2 уровень –
3 уровень. В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
• повышению уровня культуры личности школьников;
• обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
• воспитанию уважения к закону, правопорядку;
• развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
• обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
•нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка знаний и умений обучающихся 10 - 11 классов производится по пятибалльной системе.
Аттестация у учащихся 10-11 классов - полугодовая и годовая.
Форма оценивания знаний, умений, навыков учащихся - оценочно-отметочная.
Итоговый контроль организуется за две недели до конца учебного года для учащихся 10 классов. Основная цель - выявить уровень успешности освоения учащимися предмета.
Родителям (лицам их заменяющим) обеспечивается возможность ознакомления с результатами успеваемости учащегося через электронное образование.
Учащиеся, освоившие программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета.
Формы и методы обучения
Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме. В школе очная форма обучения, классно-урочная система. Индивидуальное обучение организует школа по месту жительства учащегося, если существуют обстоятельства, не позволяющие учащемуся посещать школу.
Ведущая задача школы, как образовательного учреждения повышенного статуса, - предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. В школе реализуются следующие методы обучения:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);
2.репродуктивные: объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности);
3.индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Интерактивные методы:
творческие задания,
работа в малых группах,
работа в парах,
обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры)
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии),
разминки,
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя»),
презентации.
1.6. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа среднего общего образования Возраст:
| 15-18 лет.
| Уровень готовности к усвоению программы
| В старшую школу может быть зачислен любой учащийся, успешно освоивший общеобразовательную программу основного общего образования
| Состояние здоровья
| Отсутствие медицинских противопоказаний
| Технология комплектования
| Комплектование 10 класса осуществляется на базе 9 класса школы
| Срок реализации
| 2 года
| Процедура выбора образовательной программы предполагает:
сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемой образовательной программой с целью изучения запросов семьи;
сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации ученика (в течение учебного года; успеваемость по итогам учебного года; итоговая аттестация; результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и предметам по выбору);
педагогическая диагностика и на её основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);
мониторинг учебных и творческих достижений учащихся, подтвержденных результатами районных, краевых и всероссийских олимпиад, конкурсов, участия в исследовательской деятельности;
анализ состояния здоровья учащихся и его динамики;
индивидуальная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.
Перевод учащихся в следующий класс, отчисление из класса осуществляется на основании Федерального закона «Об образовании в РФ», Устава ОУ.
2. Содержание образования среднего общего образования
2.1. Учебный план
Учебный план разработан на основании:
- № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);
Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785);
приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрированным в Минюсте России 4 февраля 2011 года, регистрационный номер 19707);
федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года №2080,зарегистрированным в Минюсте России 24 декабря 2010 года, регистрационный номер 19776);
приказа от 22 сентября 2011 г. N 2357 о внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009г №373.
приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 9июля 2012 года № 4154\12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 10июля 2012 года № 4165\12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №2080, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993);
письма МОиН РФ от 08.10.2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;
письма МОиН РТ от 29.11.2010 года № 10143/10 «Об оформлении в классном журнале предмета «Искусство».
-Устава МБОУ «СОШ№7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Обучение ведется в одну смену. |