Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса





Скачать 490.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
страница1/5
Дата публикации23.02.2015
Размер490.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

        Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

  • учебно-тематический план;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • литературу и средства обучения;

  • календарно-тематический план

Цель: 

  • на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

        Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место и роль предмета в учебном плане.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

Согласно учебному плану школы изучение литературы в 5 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе:

         -6 классных сочинений;

изучение литературы в 6 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе:

-3 классных  сочинения;

изучение литературы  в 7 классе предусматривается в объеме 68 часов,  2 часа в неделю, в том числе:

- 4 классных сочинения;

изучение литературы  в 8 классе предусматривается в объеме 68 часов,  2 часа в неделю, в том числе:

- 5 классных сочинений;

изучение литературы в 9 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе:

- 3 классных сочинения;

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки внеклассного чтения;

- уроки развития речи;

          - нестандартные уроки.

Формы промежуточной аттестации:

-самостоятельные и проверочные работы;

- сочинения;

-устные ответы на уроках;

-тестовые задания.

Формы итоговой аттестации:

-зачеты;

-тестовые задания

Литература 5 класс, 68 часов, 2 часа в неделю.


1.Введение. Книга в жизни человека .

2. Устное народное творчество .

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Иван-царевич и противники.

Народная мораль в сказке. Фантастика. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.

Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.

Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.

3.  Древнерусская литература.

Возникновение д/р литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Знать: когда возникла д/русская литература.

Уметь:  передавать содержание повести.

Применять: для развития речи.

4Русская литература XVIII века .

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое  нравоучение. Роды и жанры литературы

Знать:  сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной деятельности.

Уметь:  определять главную мысль юмористического нравоучения.

Применять: для общего развития.

5. Литература XIX века .

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басня «Свинья под дубом». Басня «Ворона и лисица». Понятие об аллегории и морали.

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Черты народа и литературной сказки

Баллада «Кубок». Понятие о балладе.  А. С. Пушкин.. Детство и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме  «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Рифма, ритм, строфа. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.

А. Погорельский «Чёрная курица» или «Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки В. М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.

Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.

Применять: чтение наизусть.

6.Литература XIX века .

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Лирика.

Знать: о детстве писателей и поэтов 19 века, основы их произведений.

Уметь:  выразительно читать.

Применять:  чтение наизусть, выразительное чтение.

 7.Литература XX века.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Костцы». В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». С. А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом». П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы

К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы в сказке «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы

Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака. А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя р-за «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира в рассказе. В. П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера.

И. А. Бунин. Ден-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Образ Родины. Анализ стихов о природе. Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник».

Юмор в образе Саши Чёрногою «Игорь-Робинзон». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Знать: сведения о поэтах и писателях xx века, их произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.

Применять:  анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.

8.Зарубежная литература .

Р. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение в силе человеческого духа.

Характер главного героя романа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Жорж Санд. «О чём говорят цветы». М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.

Знать:  сведения о писателях.

Уметь:  самостоятельно работать с учебником.

Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
Литература 6 класс, 68 часов, 2 часа в неделю.
1.Введение .

2. Устное народное творчество .

Обрядовый фольклор. Калено-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.

Знать:малые жанры фольклора.

Уметь: их различать самостоятельно.

Применять: сочинять загадки, частушки, приговорки.

3.Древнерусская литература .

«Повесть «временных лет».

«Сказание о белгородском киселе».

Знать: определение древнерусской литературы.

Уметь:   чувствовать связь времён.

Применять: художественный анализ летописей.

4. Произведения русских писателей XVIII в.

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

И. А. Крылов.  «Осёл и соловей».

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Знать: понятие басни.

Уметь:   чувствовать связь времён.

Применять: художественный анализ летописей, басен.

5. Произведения русских писателей XIXв.

А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник», «Пущину».

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

История романа «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского.

Суд и его последствия.Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом.

Пожар в Кистенёвке. Учитель.  Маша Троекурова и Дубровский. Два мальчика. Развязка романа. «Повести Белкина» М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворения «Тучи», «Три пальмы» Мотив одиночества в лирике Лермонтова. И. С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа.

Рассказы героев «Бежина луга». Пейзаж в рассказе «Бежин луг».

Н. А. Некрасов. Главная тема – поэзия. Стихотворение «Железная дорога»

Картина подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Н. А. Некрасов. «Дедушка»

Трёхсложные размеры стиха.. Н. С. Лесков.  Сказ «Левша». Особенности сказа. «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.

Знать: двусложные размеры стиха, понятие композиции.

Уметь:   ориентироваться в жизни писателей и поэтов.

Применять:  анализ произведений.

6. Произведения писателей XX века .

А. С. Грин. Жизнь и творчество. «Алые паруса».

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. «Неизвестный цветок».

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни. Нравственные проблемы рассказа.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Смысл названия рассказа «Уроки французского». В. М. Шукшин. «Срезал». Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

А. Блок, С. Есенин. А. Ахматова, Н. Рубцов, Г. Тухай, К. Кулиев.

Знать: биографии писателей.

Уметь:   работать с текстом.

Применять: пересказ, анализ текста.

7.  Зарубежная  литература .

Понятие о мифе. Подвиг Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

Подвиг Геракла. «Яблоки Гесперид». Легенда об Арионе. Гомер. Гомеровский эпос. «Одиссея». Гомер. «Иллиада». Мигель де Сервантес Сааведра. И. Ф. Шиллер. «Перчатка». П. Мериме. «Матео Фальконе»

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Знать: понятие о мифе, легенде.

Уметь:   показать мироустройство в мифах.

Применять: выразительное чтение, анализ.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconРабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку;...
Муниципальное казенное образовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам....
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПояснительная записка к разделу «Изобразительное искусство» (8-9 класс)
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconРабочая программа по изобразительному искусству для VIII-IX общеобразовательных...
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса,...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по физике включает три раздела: пояснительную записку;...
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconРабочая программа по предмету английский язык для 10-11 класса составитель: Абрамова Н. В
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам....
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам....
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по физике включает три раздела: пояснительную записку;...
...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную...
...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание курса с распределением учебных часов по разделам...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПримерная программа по физике включает три раздела: пояснительную...
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса iconПрограмма по русскому языку представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классов авторов Ладыженской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск