1. Цель и задачи дисциплины:
Подготовить специалиста, владеющего теоретическими знаниями и практическими умениями для организации лечебно-профилактической помощи пациентам на стоматологическом приеме.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Осуществление гигиенического режима в стоматологической клинике.
Формирование алгоритма подготовки рабочего места, инструментария и медикаментов для работы на терапевтическом, хирургическом, ортопедическом и ортодонтическом приеме.
Организация работы профилактического кабинета.
Оказание первой и неотложной помощи при экстренных состояниях на стоматологическом приеме.
2. Требования к уровню освоения содержания программы:
Студент должен знать и уметь использовать
организацию стоматологической помощи населению;
вопросы сан. обработки, дезинфекции и стерилизации в стоматологической клинике;
основы эргономики;
медицинскую документацию, порядок и методы обследования пациентов на стоматологическом приеме;
вопросы организации работы, инструментарий, медикаменты терапевтического, пародонтологического, хирургического, ортопедического и ортодонтического отделений стоматологической клинике.
средства эндо- и экзогенной профилактики стоматологических заболеваний;
осложнения общего характера на стоматологическом приеме, способы их устранения.
Уровень компетентности:
Овладение необходимыми знаниями о функциональных обязанностях гигиениста стоматологического в различных отделениях стоматологической клиники для организации оказания лечебно-профилактической помощи населению. Коммуникативность:
Уметь грамотно и свободно осуществлять профессиональные мероприятия и манипуляции на стоматологическом приеме в различных отделениях клиники с применением навыков по деонтологической этики при общении с пациентами и коллегами. Студент должен иметь навыки:
соблюдение принципов онкологической и ВИЧ-настороженности
соблюдение санитарно-гигиенического режима в стоматологической клинике
ведение медицинской документации на стоматологическом приеме
регистрации данных стоматологического осмотра
подготовки рабочего места, инструментария и медикаментов для работы в различных отделениях стоматологической клинике
оказание первой и неотложной помощи пациентам при экстренных состояниях на стоматологическом приеме.
Студент должен иметь представление о:
работе в «четыре руки» и ассистировании на стоматологическом приеме в различных отделениях стоматологической клиники
о новейших анестетиках и видах анестезий в стоматологии
о принципах диспансеризации больных с различными стоматологическими заболеваниями
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, в том числе по: анатомии и физиологии человека, микробиологии, инфекционной безопасности, первой медицинской помощи и биомедицинской этике.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид работы
| Всего часов
| Распределение по семестрам
|
|
| I семестр
| Общая трудоемкость дисциплины
| 150
| 150
| Аудиторные занятия из них:
- лекции, семинары
- практические занятия (ПЗ)
| 100
40
60
| 100
40
60
| Самостоятельная работа
- работа с литературой
- написание рефератов
- отработка мануальных навыков на фантомах и тренажерах
| 50
| 50
| Формы текущего контроля:
- тестовый контроль
- решение ситуационных задач
- собеседование
- контроль мануальных навыков
|
|
| Вид итогового контроля
- - экзамен
|
|
после I семестра
| 4. Содержание дисциплины:
Разделы дисциплины и виды занятий
№
| Разделы дисциплины
| Количество часов
|
|
|
| Лекции, семинары
| Пр. зан.
| Сам. работа
| Всего
| 1
| Организация стоматологической помощи населению.
| 2
| -
| 4
| 6
| 2
| Обследование пациента в стоматологической клинике.
| 6
| 9
| 8
| 23
| 3
| Контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приеме.
| 6
| 12
| 6
| 24
| 4
| Организация работы на терапевтическом и пародонтологическом приеме.
| 8
| 15
| 8
| 31
| 5
| Организация работы на хирургическом приеме.
| 4
| 6
| 8
| 18
| 6
| Организация работы на ортопедическом и ортодонтическом приеме.
| 8
| 12
| 8
| 28
| 7
| Организация работы в профилактическом кабинете стоматологической клинике, детского сада и школы.
| 6
| 6
| 8
| 20
|
| ИТОГО
| 40
| 60
| 50
| 150
|
4.2 . Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Организация стоматологической помощи населению.
Государственная, частная, страховая система оказания стоматологической помощи населению. Стоматологические лечебно-профилактические учреждения. Структура стоматологической клиники. Особенности оказания стоматологической помощи детям.
Диспансеризация детского и взрослого населения у стоматолога. Плановая санация полости рта и ее формы.
Место гигиениста - стоматологического в системе оказания стоматологической помощи населению. Должностные обязанности и права гигиениста - стоматологического. Раздел 2. Обследование пациента в стоматологической клинике.
Обследование пациента в стоматологической клинике. Медицинская стоматологическая документация. Порядок обследования пациента. Жалобы, анамнез жизни и болезни, осмотр, пальпация, перкуссия.
Системы обозначения зубов (графико-цифровая и международная). Запись данных обследования. Индексы оценки интенсивности кариеса зубов и поверхностей для временных и постоянных зубов.
Дополнительные методы обследования пациентов: рентгенографический (виды рентгеновских снимков, методы защиты пациента и персонала), термодиагностический, электроодонтодиагностический, цитологический, гистологический, бактериологический, клинический анализ крови и тд. Раздел 3. Контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приеме.
Медицинская микробиология. Классификация микроорганизмов. Пути переноса инфекции. Барьерные средства защиты и общие меры предосторожности. Санитарная обработка.
Дезинфекция, методы дезинфекции. Деконтоминация помещений и оборудования. Дезинфекция приборов, инструментов, вращающихся инструментов, слепков, рентгенологической пленки. Контроль качества предстерилизационной обработки.
Стерилизация. Методы, средства, режим и контроль качества стерилизации. Хранение инструментов, утилизация использованных инструментов и материалов. Раздел 4. Организация работы на терапевтическом и пародонтологическом приеме.
Обязанности гигиениста - стоматологического на терапевтическом приеме. Подготовка рабочего места к приему пациента. Основы эргономики.
Работа «в четыре руки». Инструменты и средства, используемые на амбулаторном стоматологическом приеме в терапевтическом отделении.
Вращающиеся инструменты, наконечники, эндодонтический инструментарий.
Отсасывающие приспособления и инструменты для обеспечения сухого рабочего поля. Коффердам, его назначение и использование.
Современные пломбировочные материалы, виды. Требования, предъявляемые к пломбировочным материалам.
Организация работы и обязанности гигиениста - стоматологического в пародонтологическом отделении. Инструменты и лечебно-профилактические средства, применяемые на пародонтологическом приеме, их назначение. Инструменты для кюретажа, вспомогательные пародонтальные инструменты. Звуковые и ультразвуковые аппараты. Чистящие и полирующие инструменты и средства. Местные лечебно-профилактические средства, применяемые в пародонтологии.
Раздел 5. Организация работы на хирургическом приеме.
Организация работы хирургического стоматологического кабинета. Организация работы ассистента врача на хирургическом амбулаторном приеме. Правила ухода за полостью рта после проведения хирургического вмешательств в полости рта. Уход за полостью рта при травматических повреждениях челюстно-лицевой области (переломах челюстных костей).
Инструменты и медикаменты, используемые на хирургическом приеме. Осложнения общего характера и способы их устранения. Средства неотложной помощи.
Виды анестезий. Сравнительная характеристика анестетиков. Вазоконстрикоторы. Инструментарий для проведения анестезий. Раздел 6. Организация работы на ортопедическом и ортодонтическом приеме.
Обязанности гигиениста - стоматологического на ортопедическом и ортодонтическом приеме. Подготовка пациента к протезированию. Инструменты, применяемые в ортопедическом отделении. Ложки для снятия слепков. Слепочные массы. Слепки. Работа зуботехнической лаборатории.
Организация работы ортодонтического отделения. Диагностические модели. Ортодонтические аппараты, классификация. Средства ухода за полостью рта для пациентов, пользующихся ортопедическими и ортодонтическими конструкциями.
Раздел 7. Организация работы в профилактическом кабинете стоматологической клинике, детского сада и школы.
Оснащение профилактического кабинета, инструментарий, медикаменты, растворы и средства, применяемые на профилактическом приеме.
Функциональные обязанности гигиениста - стоматологического в условиях кабинета профилактики в стоматологической клиник, школы, детского дошкольного учреждения.
Средства для проведения эндогенной и экзогенной профилактики кариеса зубов, их свойства. Материалы для герметизации фиссур зубов, состав, свойства.
Тематический план лекций и практических занятий по семестрам
№
| Раздел, тема
| Количество часов
|
|
| лекции,
семинары
| пр. зан.
| Всего
|
| I СЕМЕСТР
| 40
| 60
| 100
| 1.
| Организация стоматологической помощи населению.
| 2
| -
| 2
| 1.1
| Организация стоматологической помощи населению. Место гигиениста - стоматологического в системе здравоохранения РФ.
| 2
| -
| 2
| 2.
| Обследование пациента в стоматологической клинике.
| 6
| 9
| 15
| 2.1
| Основные и дополнительные методы обследования пациентов в стоматологическом отделении клиники.
| 2
| -
| 2
| 2.2
| Медицинская документация. Порядок обследования пациента в стоматологической клинике. Запись данных обследования.
| 2
| 6
| 8
| 2.3
| Системы обозначения зубов. Индексы оценки интенсивности кариеса зубов и поверхностей для временных и постоянных зубов.
| 2
| 3
| 5
| 3.
| Контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приеме.
| 6
| 12
| 18
| 3.1
| Организация санитарно-гигиенического режима и контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приеме.
| 2
| -
| 2
| 3.2
| Дезинфекция. Методы дезинфекции. Деконтоминация помещений и оборудования. Дезинфекция инструментов, слепков, рентгеновских снимков.
| 2
| 6
| 8
| 3.3
| Предстерилизационная очистка. Стерилизация, методы, средства, режимы. Контроль качества стерилизации стоматологического инструментария.
| 2
| 6
| 8
| 4.
| Организация работы на терапевтическом и пародонтологическом приеме.
| 8
| 15
| 23
| 4.1
| Организация работы и обязанности гигиениста - стоматологического на терапевтическом и пародонтологическом приеме. Подготовка рабочего места к приему пациента. Основы эргономики. Работа «в четыре руки» в качестве помощника врача-стоматолога.
| 2
| 6
| 8
| 4.2
| Инструменты и средства, используемые на амбулаторном терапевтическом приеме. Обеспечение сухого рабочего поля. Коффердам и его использование.
| 2
| 3
| 5
| 4.3
| Современные пломбировочные материалы, их назначение, свойства.
| 2
| 3
| 5
| 4.4
| Инструментарий и лечебно-профилактические средства, используемые на пародонтологическом приеме. Звуковые и ультразвуковые аппараты. Чистящие и полирующие инструменты и средства.
| 2
| 3
| 5
| 5.
| Организация работы на хирургическом приеме.
| 4
| 6
| 10
| 5.1
| Обязанности гигиениста - стоматологического на хирургическом приеме. Инструменты и медикаменты, используемые на хирургическом приеме. Особенности ухода за полостью рта пациентов с травмами челюстно-лицевой области, перенесших хирургические вмешательства.
| 2
| 3
| 5
| 5.2
| Виды анестетиков. Сравнительная характеристика анестетиков. Анестезии. Инструментарий для проведения анестезий.
| 2
| 3
| 5
| 6.
| Организация работы на ортопедическом и ортодонтическом приеме.
| 8
| 12
| 20
| 6.1
| Обязанности гигиениста - стоматологического на ортопедическом и ортодонтическом приеме. Подготовка пациента к протезированию. Виды слепочных масс и требования, предъявляемые к ним.
| 2
| 3
| 5
| 6.2
| Инструментарий, применяемый в ортопедическом отделении (боры, фрезы и т.д.). Ложки для снятия слепков. Работа зуботехнической лаборатории.
| 2
| 3
| 5
| 6.3
| Особенности работы ортодонтического отделения. Диагностические модели и ортодонтические аппараты.
| 2
| 3
| 5
| 6.4
| Особенности ухода за полостью рта у пациентов, пользующихся ортопедическими протезами или ортодонтическими аппаратами. Средства ухода за полостью рта, ортопедическими и ортодонтическими конструкциями.
| 2
| 3
| 5
| 7.
| Организация работы в профилактическом кабинете стоматологической клинике, детского сада и школы.
| 6
| 6
| 12
| 7.1
| Функциональные обязанности гигиениста - стоматологического при работе в профилактическом кабинете поликлиники, школы, ДДУ.
| 2
| -
| 2
| 7.2
| Оснащение кабинета профилактики. Инструментарий, медикаменты и средства, используемые на профилактическом приеме.
| 2
| 3
| 5
| 7.3
| Средства для проведения эндогенной и экзогенной профилактики кариеса зубов.
| 2
| 3
| 5
|
| ВСЕГО:
| 40
| 60
| 100
|
Самостоятельная работа студентов.
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание самостоятельной работы
| Вид
контроля
| Часы
| 1.
| Организация стоматологической помощи населению.
| Работа с литературой
| Собеседование
| 4
| 2.
| Обследование пациента в стоматологической клинике.
| Работа с литературой, отработка мануальных навыков на фантомах порядок обследования пациентов, заполнение медицинской карты
| Собеседование, тестовый контроль, контроль мануальных навыков
| 8
| 3.
| Контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приеме.
| Работа с литературой, подготовка рефератов по темам: а) контроль за перекрестной инфекцией на стоматологическом приме; б) барьерные средства защиты и общие меры предосторожности.
| Собеседование, тестовый контроль, контроль мануальных навыков
| 6
| 4.
| Организация работы на терапевтическом и пародонтологическом приеме.
| Работа с литературой, отработка на фантомах элементов работы «в четыре руки», освоение подбора инструментов и медикаментов для осмотра и проведения лечебных мероприятий на терапевтическом и пародонтологическом приеме.
| Собеседование, тестовый контроль, контроль мануальных навыков.
| 8
| 5.
| Организация работы на хирургическом приеме.
| Работа с литературой; подбор инструментов и медикаментов для осмотра пациентов при проведении лечебных мероприятий; составление и написание памяток по уходу за полостью рта после хирургического вмешательства.
| Собеседование, тестовый контроль, контроль мануальных навыков, представление подготовленных материалов
| 8
| 6.
| Организация работы на ортопедическом и ортодонтическом приеме.
| Работа с литературой; отработка на фантомах подбора индивидуальных ложек для снятия слепков; подбор инструментов для осмотра и проведения лечебных мероприятий; подготовка и написание памяток по уходу за полостью рта пациентам , пользующихся ортопедическими и ортодонтическими конструкциями
| Собеседование, контроль мануальных навыков, представление подготовленных материалов
| 8
| 7.
| Организация работы в профилактическом кабинете стоматологической клинике, детского сада и школы.
| Работа с литературой; отработка на фантомах элементов эргономики; подбор инструментов и медикаментов для проведения профилактического приема; подготовка рефератов на тему: а) современные средства фторидопрофилактики кариеса зубов; б) соединения фтор для профилактики кариеса зубов у детей, возможное побочное действие фторидов и способы устранения.
| Собеседование, тестовый контроль, контроль мануальных навыков, представление подготовленных материалов.
| 8
| ВСЕГО:
|
| 50
|
Лабораторный практикум - не предусмотрен.
Перечень теоретических знаний практических умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
По окончании дисциплины студент должен:
иметь представление о принципах диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями;
иметь представление о видах анестезий, анестетиках используемых в стоматологии;
иметь представление об ассистировании при хирургическом вмешательстве;
знать организацию стоматологической помощи населению;
знать медицинскую стоматологическую документацию;
знать порядок обследования пациента на стоматологическом приеме;
знать системы обозначения зубов;
знать методы обследования стоматологических больных;
знать виды рентгеновских снимков в стоматологии, способы защиты пациента и персонала;
знать основы эргономики;
знать основы ассистирования на стоматологическом приеме в различных отделениях стоматологической клиники;
знать организацию работы, инструментарий, медикаменты терапевтического, пародонтологического, хирургического, ортопедического и ортодонтического отделений стоматологической клиники;
знать аспекты санитарной обработки, дезинфекции и стерилизации в стоматологической клинике;
знать современные пломбировочные материалы;
знать осложнения общего характера на стоматологическом приеме и способы их устранения;
знать средства неотложной помощи;
знать организацию работы, оснащение, инструменты и средства профилактического кабинета;
знать средства для проведения экзогенной и эндогенной профилактики кариеса зубов;
уметь оформлять медицинскую документацию;
уметь выявлять больных, нуждающихся в стоматологическом лечении;
уметь осуществлять принципы диспансеризации больных со стоматологическими заболеваниями;
уметь оказывать первую и неотложную помощь при обмороке, коллапсе, шоке, аллергических реакциях, травмах;
уметь соблюдать принципы онкологической и ВИЧ настороженности;
уметь проводить гигиенические мероприятия в стоматологической клинике: санитарную обработку, дезинфекцию, стерилизацию;
уметь регистрировать данные осмотра в истории болезни;
уметь осуществлять подготовку рабочего места гигиениста стоматологического, врача-стоматолога;
уметь организовывать работу профилактического кабинета;
уметь использовать средства экзогенной и эндогенной профилактики кариеса зубов;
уметь пользоваться отсасывающими приспособлениями, инструментами и материалами для обеспечения сухого рабочего поля;
уметь пользоваться инструментарием для удержания мягких тканей полости рта во время работы врача;
уметь проводить аппликационную анестезии;
уметь осуществлять послеоперационный уход за полостью рта больного.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология.// М., 2001.
Колесов А.А. с соавт. Стоматология детского возраста.//М., Медицина, 1991, 464 - С.
Кортуков Е.В. Основы материаловедения. М.: Медицина, 1999.
Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.
Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.//М., МГМСУ, 2001. – 189 С.
Кузьмина Э.М. с соав. Критерии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний.//Метод.реком. - М., ММСИ, 1996. - 36с.
Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология.//М., 2001.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. ч.1 М.: Исток, 1996.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела ч.2 М.: Исток, 1998
Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология. М.: Медицина, 2001.
Рольф Панневич Помощница врача-стоматолога. Квинтэссенция, Берлин, Москва, 1997., 129с.
Садовский В.В. Стоматология в 4 руки. т.1// ООО «Стоматология» М., 1999, 103с.
б) Дополнительная литература:
Богоявленский В.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - С-Пб.: Гиппократ, 1995
Вагнер В.Д., Митянина Т.В., Савельева С.В. Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологии. - М.: Медицинская книга, 2001, 56с.
Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. // М., «Медицина», 1988, 256 С.
Воробьев Ю.И. Рентгенография зубов и челюстей. М.: Медицина, 1989.
Дональд А., Фэлэйс Экстренная помощь в стоматологии. - Москва: Медицинская литература, 2001, 435с.
Евдокимов А.И. Хирургическая стоматология. М.: Медицина,1996
Иванова Е.Б., Толмачева Э.М., Шапошникова А.А. с соавт. Организация санитарно-противэпидемического дезинфекционного-стерилизационного режимов и профилактика профессиональных заражений медицинского персонала в стоматологической поликлиниках (кабинетах). -
Марков Б.П., Лебеденко Ю.И. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. 2 части. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: Родник, 1998.
Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии.// М., Медицина, 1982. - 240 С.
Справочник по стоматологии. - под ред. Безрукова В.М.: М., Медицина, 1998, 656с.
Сунцов В.Г., Леонтьев В.К с соавт. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей. // М., «Медицинская книга», 2001. - 343 С.
Таранова А.М., Лакунина К.Ю. Организационные и экономические основы деятельности среднего медицинского персонала в условиях обязательного медицинского страхования. - Учебно-метод. пособие: М., Федеральный фонд ОМС. 1999 - 120с.
Туганир В.А., Персин Л.С., Порохин А.Ю. Современная несъемная ортодонтическая техника эджуайс, 1996
Улитовский С.Б. Зубные пасты. // СПб., «Человек», 2001. - 272 С.
Федоров Ю.А., с соавт. Гигиена полости рта при лечении и профилактике заболеваний пародонта.// Метод.реком. Л., - 1989. - 19с.
Axelsson P. Diagnosis and risk prediction of dental caries.// Quintessence Publishing Co, Inc. - 2000. - 307 P.P.
Harris N.O., Garcia-Godoy F. Primary preventive dentistry. 5th ed.// Appleton&Lange. - Stamford, Connecticut. - 658 P.P.
Pediatric dentistry. Ed. by Welbury R.R. // Oxford-New York-Tokyo, Oxford University Press, 1997. - 402 P.P.
Prevention of oral diseases. // WHO, Geneva, 1987. - 83 P.P.
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Учебные комнаты.
Учебно-методическая литература.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды
Средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.
Фантом многофункциональный
Фантом головы
Стоматологическое оборудование
Стоматологическая мебель
Медицинский инструментарий
Пациенты стоматологических клиник
8. Материально-техническое обеспечение
Кабинеты стоматологических поликлиник детских и взрослых с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением.
Учебные комнаты, оснащенные средствами для просмотра слайдов и пленок, телевизором, видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов, таблицами, схемами, муляжами, тренажёрами, плакатами и др.
Фантомные классы.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основные формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.
Практическое занятие со студентами состоит из следующих этапов:
проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов)
беседа по теме занятия с клиническим разбором тематических больных, демонстрацией методик (при отсутствии тематических больных - демонстрация слайдов)
отработка методик на фантомах, прием пациентов.
подведение итогов занятия с обсуждением работы каждого студента
Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету (тематическим планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, тестами, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных навыков на фантомах и тренажерах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины «Клиническое материаловедение» является работа студентов в фантомном зале и в лечебных кабинетах стоматологических отделений, где проводится обучение приему пациентов.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку мануальных навыков на фантомах и тренажерах.
Контроль теоретических знаний и мануальных навыков осуществляется на основании балльно - рейтинговой системы с помощью тестового контроля (исходного, текущего, итогового), решения ситуационных задач, собеседования, контроля мануальных навыков. По окончании обучения проводится итоговый контроль знаний в форме экзамена. Вопросы по данной дисциплине включены в итоговую государственную аттестацию.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническое материаловедение» составлена Э.М.Кузьминой, профессором, доктором мед.наук, зав.кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ и Т.А.Козичевой, кандидатом мед. наук, доцентом кафедры профилактики стоматологических заболеваний.
|