Скачать 429.32 Kb.
|
Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж» Рабочая программа Учебной дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика» для специальностей: 0301 Математика, 0302 Русский язык и литература, 0303 Иностранный язык, 0309 Технология Канск 2005
СОДЕРЖАНИЕ
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа учебной дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0301 Математика, 0302 Русский язык и литература, 0303 Иностранный язык, 0309 Технология, среднего профессионального образования. Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией придает коррекционной и специальной педагогике в современных социальных условиях особую актуальность. Коррекционная и специальная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается вопросами развития личности ребенка, имеющего отклонения в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, речевой, сенсорной или поведенческой сфере. Знание основ коррекционной и специальной педагогики помогает педагогу общеобразовательной школы, независимо от специальности, видеть и понимать проблемы детей с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями и в меру своей профессиональной компетенции содействовать решению этих проблем совместно со специалистами – педагогами и психологами, имеющими специальное дефектологическое образование. Учебная дисциплина“Коррекционная и специальная педагогика”, изучаемая в педагогическом колледже в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования призвана подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию с учетом физических и психических возможностей. Рабочая программа определяет задачи: - ввести будущих специалистов в мир коррекционной и специальной педагогики; - показать сложность и трудность в решении социально-педагогических проблем с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении; - раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в развитии и поведении детей и подростков, в предупреждении их педагогической запущенности и трудновоспитуемости; - убедить в необходимости знаний нормативно-правовых документов по охране детства. Рабочая программа предполагает теоретическую подготовку на основе тесных межпредметных связей, проведение семинарских, практических, лабораторных занятий, самостоятельной работы. Она дает возможность педагогу и студентам проявлять творческую активность, использовать полученные знания и умения организации и проведении различных видов педагогической практики. Изучение учебной дисциплины осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Обязательная учебная нагрузка при освоении учебной дисциплины составляет:
Данная дисциплина изучается на 3 курсах. Для проверки знаний студентов по окончании изучения каждого из разделов проводится рубежный контроль в форме зачетов и экзаменов. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: Коррекционная педагогика: иметь представление:
знать:
уметь: использовать знания об основах специальной, коррекционной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями; - анализировать причины и условия деформации личностного развития ребенка; - вести профилактику и коррекцию девиантного поведения детей и подростков; -использовать психолого-педагогические знания в работе в соответствии с полученной дополнительной подготовкой. Специальная педагогика: знать: - объект, предмет и задачи курса специальной педагогики; - понятийный аппарат курса; - специфику философского понимания явлений специальной педагогики; - современную школьную систему специального образования в Российской Федерации; - основные правовые документы, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями; - перспективы развития специальной педагогики и специального образования. уметь: - анализировать основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли; - анализировать специальную литературу, опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении; - создавать условия для обучения и воспитания аномальных детей; - работать с правовыми документами по охране детства; - применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОПД.04 Коррекционная и специальная педагогика: коррекционная педагогика как часть педагогики и ее проблемное поле; социальная дезадаптация как педагогическое явление; дети группы риска социальной дезадаптации; педагогическая диагностика нарушений социальной дезадаптации; формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике; принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования; типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей; трудности в обучении; взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми и подростками группы риска социальной дезадаптации; специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле; понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка); систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков; объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики; научные основы специальной педагогики; возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования; современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; основы дидактики специальной педагогики; специальная педагогика в системе социальных институтов. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для специальност (0303)Иностранный язык
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для специальности (0301)Математика
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для специальности (0302)Русский язык и литература
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для специальности (0309)Технология
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Студент должен: знать:
уметь:
Тема 1.1. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Коррекционная и специальная педагогика в системе научного педагогического знания. Мировой опыт в сфере коррекционной и специальной педагогики. Перспективы и основные направления развития коррекционной и специальной педагогики. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Предмет и задачи, история становления коррекционной педагогики. Концепция педагогической профилактики и коррекции школьной дезадаптации как системообразующее основание коррекционной педагогики. Основные понятия коррекционной педагогики. Методологический базис коррекционной педагогики. Тема 1.2. Социальная дезадаптация как педагогическое явление. Дети группы риска социальной дезадаптации. Понятие социальной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагоги педагогические факторы социальной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Механизмы развития адаптационных нарушений и формы их проявления на различных уровнях индивидуальной организации человека. Типология социальной дезадаптации в соотнесении с основными видами нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения. Дети группы риска социальной дезадаптации. Педагогические критерии оценки характера социальной дезадаптации. Тема 1.3. Педагогическая диагностика нарушений социальной адаптацииДиагностика нарушений социальной адаптации как междисциплинарная область научного знания и практической деятельности. Уровни диагностической деятельности: педагогический, психологический, медицинский. Их место и назначение в системе диагностирования адаптационных нарушений. Программа и методика педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений (общая характеристика). Программа и методика педагогического диагностирования признаков адаптационных нарушений. Оценка степени адаптационных нарушений. Формы учета данных текущей и этапной педагогической диагностики. Практическое занятие Анализ программы педагогического диагностирования признаков адаптационных нарушений. Тема 1.4. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике. Принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования. Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи КРО. Общепедагогические принципы КРО. Коррекционно-развивающая программа: ее структура и место в системе содержания образования. Принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования. Классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки – дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики. Нормативно Нормативно-правовая база. Анализ исторического опыта. Условия оптимального функционирования. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике. Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой, художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности. Принципы и возможные формы организации внеурочной деятельности в системе КРО с детьми группы риска. Практическое занятие. Составление плана внеурочной работы в системе коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска. Самостоятельная работа. Изучение нормативно-правовой базы коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Тема 1.5. Типические варианты адаптационных нарушений на различнывозрастных этапах развития детей. Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования позитивной «Я – концепции» у детей в системе профилактической и коррекционной работы. Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей. Трудности в обучении. Основные направления и методы педагогической работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей, обусловленных недостатками эмоционального развития, произвольной регуляции, потребностно-мотивационной и коммуникативной сфер. Содержание и логика коррекционной работы по устранению недостатков в основных структурных звеньях учебной деятельности школьников: информационно-ориентационном, операционно-исполнительском, контрольно-оценочном. Типы коррекционных заданий. Способы регулирования их сложности. Семинарское занятие. Тема: Причины и условия девиантного поведения подростков. Вопросы: 1. Особенности подросткового возраста 2. Акцентуация характера у подростков 3. Социально - педагогические причины отклоняющего поведения подростков Литература. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М„ 1993 Блонский П.П. Трудные школьники. - Собр. соч.. Т - 2. 1997 Цеплин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М., 1998 Тема 1.6. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми и подростками группы риска социальной дезадаптации. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми и подростками риска социальной дезадаптации. Задачи, принципы, этические аспекты работы консилиума. Содружество школы и семьи как условие эффективной коррекционной работы. Функции субъектов диагностико-коррекционной работы, их полномочия, ответственность, условия оптимального взаимодействия. Практическое занятие Составление плана коррекционной работы школьного консилиума. Самостоятельная работа. Составление словаря специальных терминов. Раздел 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Тема 2.1. Специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. Специальная педагогика как составная часть педагогики, ее место в системе педагогического знания. Основные термины специальной педагогики, их происхождение, значение, трактовка в медицине, педагогике и других областях науки. Специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле. История становления специальной педагогики. Методологический базис специальной педагогики. Самостоятельная работа. Составление опорной схемы взаимосвязи основных понятий специальной педагогики. |
Урок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература" Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное... | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей Русский язык в учебном заведении спо является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» «Русский язык для специальностей среднего профильного образования», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный... «Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего... | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Программа учебной дисциплины «Русский язык» При получении специальностей спо технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают русский... | Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Программа составлена в соответствии с «Примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» Программа составлена в соответствии с «Примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Программа учебной дисциплины «Иностранный язык» Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: иностранный язык, русский язык,... | ||
Учебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению... «Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык» Рабочая программа дисциплины «Русский язык» / сост. Н. А. Петреня – Оренбург: Индустриально-педагогический колледж | Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика |