Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии)





Скачать 284.14 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии)
страница1/3
Дата публикации08.03.2015
Размер284.14 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по специальности

10.01.03 – «Литература народов стран зарубежья»

(Великобритании и Ирландии)

Пояснительная записка
Экзамен кандидатского минимума по специальности представляет собой новый этап обобщения и систематизации знаний по специальности и синтезирует знания аспиранта или соискателя в области истории литературы конкретного профиля и знания по теории литературы и методологии.

Цель подготовки к кандидатскому экзамену по специальности – формирование системных знаний о литературном процессе, понимание своеобразия каждого из культурных этапов в его историко-литературном значении, умение охарактеризовать наиболее значимые художественные явления и тексты с опорой на имеющийся опыт литературоведческих исследований.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- усвоение понятия «всемирная литература» в его историческом и современном значении;

- выделение стабильных и переходных эпох, действующих в их рамках художественных направлений и жанровых систем;

- знание основных научных школ изучения зарубежной литературы и их главных представителей;

- способность творчески применить научные методы литературоведческого исследования к рассматриваемым текстам и т.д.

Кандидатский экзамен призван выявить степень полноты и основательности знаний в области истории зарубежной литературы, понимание характера взаимосвязей зарубежной литературы с русской литературой и культурой, осознание актуальных методологических проблем исследования литературного процесса и готовность участвовать в их решении на материале предполагаемой темы исследования.

В перечень вопросов по специальности наряду с вопросами по истории, теории и методологии науки включен вопрос, связанный с собственным исследованием диссертанта, освещение которого предполагает демонстрацию навыков применения теоретических знаний к конкретному материалу исследования.
Содержание программы
Понятие «всемирной литературы» и место литературы стран романо-германской группы в ней.

Формирование образного строя и поэтики древних европейских литератур. Влияние античной литературы на топику и родовидовую структуру европейской литературы. Мифологический эпос. «Илиада», «Одиссея», «Беовульф», «Нибелунги», «Старшая Эдда» и др. Особенности архаического мифомышления. Специфика поэтики архаической эпохи. Исследования в области архаической поэтики.

Литература Средневековья. Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция: от ориентации на "природный космос" и "рациональный логос" к ориентации на сверхприродного бога и иррациональную веру. Новый художественный язык средневековой культуры: переход от мимесиса (подражания) к фантазии (вымыслу). Мировоззренческая парадигма Средневековья как отражение религиозной дихотомии земное - небесное. Символико-аллегорическая образность средневековой литературы.

Лирика Средневековья. Общечеловеческие ценности рыцарской лирики: поэтизация любви взаимной, высокая степень продолжительности любви, любовь как высший нравственный критерий. Возникновение средневековой драмы и театра. Традиции средневековой драмы в возрожденческой драматургии. Своеобразие жанровых форм: миракль, мистерия, моралите, фарс.

"Божественная комедия" как итог словесной художественной культуры средневековья и как предвозвестник литературы Возрождения. Смысл названия. Жанровая природа поэмы. "Божественная комедия" и средневековое видение. "Божественная комедия" и традиции литературного эпоса (Гомер, Вергилий, Овидий).

Эпоха Возрождения. Социально-экономические и политические предпосылки западноевропейского Ренессанса. Роль личности и христианства в формировании ренессансного типа культуры. Философские основы возрожденческого антропоцентризма. Раннее и Высокое Возрождение. Возрожденческие черты личности Петрарки. Универсальность интеллектуальных интересов. Индивидуализм Петрарки и проблема личной свободы. Пафос самопознания. Пластичность, живописность, пространственная определенность лирики. Категория времени: единство вечности и мнгновения. Образ Лауры. Лирический герой как новый тип человека, противостоящий аскетическому самоотречению средневековья.

Личность Бокаччо и основные вехи его жизненного пути. «Декамерон». Смысл названия. Композиция «Декамерона». Роль обрамления. Автор и его художественная функция в книге. Боккаччо как создатель новеллы классического типа.

Миросозерцательная природа возрожденческого смеха. Врачующее значение смеха - "комический катарсис". Природа смеха Рабле. Художественный мир Рабле в трактовке Бахтина ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса"). Карнавальная амбивалентность смеха Рабле.

Этапы творческого пути Шекспира. Вопрос о художественном методе Шекспира. Недраматические произведения Шекспира. Тема дружбы и любви в сонетном цикле. Комедии Шекспира. Грани комического. Играющая природа. Карнавальность комедийного мира. Мир как театр. Ранние комедии и их особенности. ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь"). Своеобразие поздних комедий ("Венецианский купец", "Двенадцатая ночь"). Трагическое начало в комедийном мире Шекспира.

Шекспир-трагик. Трагедия "Ромео и Джульетта": система образов, основные проблемы, смысл финала. Высокие трагедии Шекспира. Природа трагического. Человек и его место в обществе и миропорядке. Трагедия всеобщего распада и разлада: в самом человеке, в семье, обществе, природе, мироздании. Переход космоса в хаос.

«Гамлет». Трагическая страсть Гамлета и ее философско-исторический смысл. Трагедия сознания Гамлета. Трагедия "Отелло". Философская основа конфликта Яго и Отелло. Дездемона и Яго как ангельское и дьявольское начало. Величие героя и трагическая вина Отелло. Трагедия "Макбет". Макбет как возрожденческий человек. Нравственный урок жизненной судьбы Макбета. Проблема Зла в трагедийном искусстве Шекспира. Трагедия "Король Лир". Мудрость и безумие Лира. Лик Времени и Природы.

Сервантес. Роман "Дон Кихот" как роман нового типа. Характер пародии на рыцарскую литературу и рыцарские институты в романе. Рыцарственность Дон Кихота как источник его силы и слабости. Автор и герой. Функция образа Санчо Панса. Пасторальные идеалы в гуманистической программе героя. Характер смеха и природа трагического в романе.


Новое время как особый историко-культурный феномен: слом традиционалистских культур, становление «современного» мироощущения. Осознание кризиса идеалов Возрождения как составная часть нового менталитета. Секуляризация научного знания. Научная революция XVII века и ее роль в становлении новой, механической картины мира, концепции человека в Новое время. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке. Спор о литературных направлениях XVII столетия в современной науке. Критика концепции реализма XVII века. XVII век – эпоха барокко и классицизма. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, актуализация средневекового тезиса «жизнь как сон». Мир как театр. Тема лица и маски. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Полисемантичность мира и языка барокко, «расточительность» художественных средств. Творчество Джона Донна и поэтов-метафизиков. Монументальные эпосы Д. Мильтона.

Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Споры о классицизме в современной литературной науке. Классицизм и рационалистическая философия. Эстетическая «преднамеренность» классицизма: примат замысла над воплощением, осознанность художественных принципов и приемов, развитость теории классицизма. Нормативные поэтики европейских классицистов. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства. Иерархическая система жанров в классицистической теории. Сосредоточенность литературы классицизма на нравственно-психологической проблематике.
Французская классицистическая драма. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. «Сид»: симметрия и рационализм в конфликте, образной системе, композиции; специфика корнелевских характеров. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Жанровые и биографические истоки «высокой комедии». «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» как вершины творчества Мольера: современное и вечное в комедиях, история их интерпретаций. Художественное и теоретическое наследие Д. Драйдена. Эссеистика эпохи Просвещения.
«Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как эстетические критерии классицизма XVIII века. Состояние проблемы сентиментализма в современной литературной науке, ее дискуссионные аспекты. Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм и предромантизм. «Предромантизм» как термин, объединяющий такие тенденции внутри различных художественных направлений, которые свидетельствуют о зарождающихся элементах романтического мироощущения. Сентиментальный роман Л. Стерна, С Ричардсона, Ж-Ж Руссо. Сенсуализм как философский исток сентиментализма. Категория «морального чувства» и ее роль в раннем сентиментализме. Проблема воспитания личности, идеи совершенствования общества, жизнестроительства, демократические симпатии «просветительской» сентименталистской литературы.
Английская литература 1690–1730-х гг. Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Д. Дефо. Место «Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других английских романов первой трети века. Д.Свифт. «Сказка бочки», «Путешествия Гулливера» - первая критика Просвещения изнутри. Поэтика раннепросветительского романа. Пародия как механизм развития жанра романа. «История Тома Джонса» Г. Филдинга: особенности поэтики и утверждение равноправия нового жанра, романа, в литературе XVIII века.

Своеобразие французского Просвещения. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо. Драматургия французского Просвещения: от просветительского классицизма в трагедиях Вольтера к теории драматургии и драме Дидро. Проза. Жанр философской повести как центральный жанр просветительской прозы.

Разнообразие литературных течений и вариантов внутри немецкого классицизм. Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. «Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия». Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением, как развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Бунтарский характер и жанровое новаторство ранней драматургии Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»). Формирование концепции «мировой литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения.

Западноевропейская и американская литература эпохи романтизма. Смена поэтологической парадигмы: от канона стиля и жанра к поэтике творческой индивидуальности. Романтический и классический (реалистический) тип творчества. Философские основы романтического мировоззрения. Романтизм как творческий метод и литературное направление. Мировоззренческая концепция романтиков и принципы ее художественной реализации. Тип романтического героя. Мотивная структура романтизма. Жанровые предпочтения романтизма. «Протеистичность» романтизма и проблема вычленения романтизма как эстетической системы.

Корни иенского романтизма. Разработка теоретических основ новой литературы Ф. Шлегелем. Творчество Новалиса. Философские основы иенского романтизма. Жанровые предпочтения, стилевые искания. Творческая индивидуальность Г. Клейста. Драматические произведения Клеста: специфика конфликта, тип героя. Новеллистика Клейста: человек в борьбе с обществом и судьбой.

Многогранность таланта Гофмана. Жанровые эксперименты. Особенности конфликта идеала и действительности в произведениях Гофмана. Гротеск и фантастика в каприччио и романах Гофмана.

Специфика мировоззренческой программы Блейка: мир Невинности и Опыта в лирике поэта; диалектика Блейка; божественное и демоническое в произведениях Блейка. Пророческие книги Блейка. Блейк как художник. Лирика У. Водсворта, предисловие к «Лирическим балладам» как романтический манифест. Балладное творчество С.Кольриджа. «Баллада о старом мореходе» как романтическое произведение.

Лирическое наследие Китса. Своеобразие художественного метода поэта. Жанры оды и сонета в лирическом творчестве Китса. Романтические поэмы. Споры о художественном методе Д.Г. Байрона. Эстетическая программа Байрона. Гражданские мотивы в лирике Байрона. Лирика любви. Мифологические сюжеты в интерпретации Байрона. Тип романтического героя в поэмах и драматических произведениях. Лирическое наследие В. Скотта. Вальтер Скотт-романист. Жанр исторического романа в творчестве Скотта. Исторические реалии и художественный вымысел в произведениях Скотта.

Специфика французского романтизма: активность социальной тематики, сосуществование романтических и реалистических тенденций в литературе Франции. Психологические романы Шатобриана. Романтический герой в изображении Шатобриана. Ж.Санд: личность и судьба. Романы Ж.Санд как отражение социально-утопических взглядов писательницы. Ж.Санд - романистка. Лирическое наследие В. Гюго. Философичность поэзии Гюго. Романы писателя. Художественное воплощение эстетических принципов романтизма в романе. «Собор Парижской Богоматери». Поэтологический синтетизм романа «Отверженные».

Периодизация американского романтизма, специфика исторического развития страны и характер романтического двоемирия в творчестве американских романтиков. Поэзия Э.А. По: своеобразие эстетической программы и ее художественная реализация. Эвфонические эксперименты, поиски в области жанра. Новеллистика По. Аболиционистские мотивы в позднем американском романтизме. Углубление трагизма мироощущения. Человек и Судьба в романе Мелвилла «Моби Дик». Сборник стихотворений У. Уитмена «Листья травы».

Реалистическая литература второй половины XIX века.

Реализм как литературное направление, его хронологические рамки.

Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, роль, отводимая воображению. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.

Особенности реализма во французской литературе: тесная связь с романтизмом; более ярко выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление «школы» в связи с борьбой направлений.

Стендаль. Формирование его философских взглядов и общественной позиции в годы империи. «Красное и черное». Критическое изображение Франции последних лет Реставрации. Трагическая судьба простолюдина. Итальянская тема в творчестве Стендаля. «Пармский монастырь». Обличение итальянской политической действительности. Новаторство Стендаля в изображении войны.
Бальзак – «историк современности». Значение просветительских идей, роль естественных наук в формировании мировоззрения и творческих принципов Бальзака. Творчество до «Человеческой комедии». «Человеческая комедия» как вершина классического реализма. Роман «Шагреневая кожа». Место «философских этюдов» в системе «Человеческой комедии». Проблема поэта в современной жизни.

П.Мериме как явление переходного характера. Роль Мериме в утверждении романтизма во Франции. «Хроника времен Карла IX». Новеллы Мериме.
Флобер – крупнейший французский реалист второй половины XIX века. Принцип «искусство для искусства» и общественная позиция Флобера. Роман «Мадам Бовари». Критическое изображение провинциальных нравов. Концепция образа Эммы Бовари. Своеобразие психологического мастерства Флобера; принцип перевоплощения. Исследование современных нравов в романе «Воспитание чувств». Тема «утраты иллюзий». Критика буржуазной идеологии.
Ги де Мопассан – крупнейший французский реалист последней четверти XIX века. Социальная и этическая проблематика романа «Жизнь». Новеллы Мопассана; их художественное своеобразие. Бурное капиталистическое развитие Англии в 1830-1840-е годы. Обострение социальных противоречий. Пути развития английского реализма.
Ч.Диккенс – крупнейший представитель английского реализма XIX века. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»). Диккенс – юморист. Углубление социальной проблематики в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Рождественские повести. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Проблема положительного героя в творчестве Диккенса. Эволюция мировоззрения писателя после 1848г. Социальные романы начала 1850-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). Художественный гротеск. Лиризм и патетика.
У.М.Теккерей. Формирование реализма в ранних произведениях Теккерея. «Книга снобов» – сатира на английское общество. Обличение британского шовинизма. Роман «Ярмарка тщеславия». Особенности типизации в романе, мастерство реалистической сатиры. «Большие романы» Теккерея как цикл. Роман «История Пенденниса» как «роман воспитания». «Ньюкомы» как семейная хроника. Совершенствование приемов психологического анализа в романах Теккерея. Эссеистика 1850-х годов («Английские юмористы XVIII века», «Четыре Георга»).
Понятие викторианства и позднего викторианства. Эволюция английского романа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 03 Литература...
Научная специальность: 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)»
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconЛитература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 04 Германские языки (немецкий язык)
Тгу имени Г. Р. Державина на основе типовой программы кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 04 – германские языки. В ней...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПерспективы развития ит в изучении литератур народов стран зарубежья
Реферат на тему «Перспективы развития ит в изучении литератур народов стран зарубежья» 4
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Спец семинар по языку» для специальности
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; влияние наследие завоеваний на формирование культурных особенностей,...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право»....
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 08. 00....
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в Московском университете им. С. Ю. Витте по специальности...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconВ соединенном королевстве великобритании и северной ирландии
Информация о контактных данных дипломатических представительств в Великобритании 5
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconВ соединенном королевстве великобритании и северной ирландии
Информация о контактных данных дипломатических представительств в Великобритании 5
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена Научная специальность
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 05. 13. 10 -управление в социальных и экономических системах. М.: Му имени...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право составлена в соответствии с паспортом научной специальности...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче...
Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература народов стран зарубежья» (Великобритании и Ирландии) iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск