Скачать 105.82 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Аннотированная программа дисциплины/ модуля Б3.КВ3 «Функциональная стилистика» Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: 050100 Русский язык и литература Квалификация: бакалавр педагогического образования Составитель:Ерофеева Е.А, к.ф.н., доцент Москва -2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Курс «Функциональная стилистика» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком бакалавров филологического профиля. Стилистика показывает функционирование русского языка в письменной и устной его разновидностях, знакомит с принципами целесообразного отбора языковых средств, их организации и использования в конкретных речевых ситуациях. Цель учебного курса – повышение культуры речи слушателей, овладение функциональными стилями русского языка. Задачи курса: - дать характеристику функциональных стилей речи и основных жанровых разновидностей текстов, необходимых для профессиональной деятельности слушателей; - рассмотреть языковую организацию текстов различной жанровой принадлежности; - ознакомить с основными понятиями стилистики языковых средств, с нормированным использованием единиц с функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраской в речи; - сформировать практические навыки и поисково-аналитические умения работы со справочной литературой; - выработать умение оценивать синонимические варианты и выбирать те из них, которые диктуются условиями контекста; - нацелить слушателей на самостоятельное, творческое осмысление коммуникативных ресурсов; - активизировать участие в дискуссиях по вопросам культуры речи. Таким образом, изучение методики стилистического анализа текста дает знания в области теоретической и практической подготовки квалифицированного специалиста-филолога. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______2_____семестр_______4__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Современный русский язык, Филологический анализ художественного текста, Риторика Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка (ПК ПедБ 10 И 07) Владеет основными понятиями и терминами филологической науки (ПК ПедБ 10 И 01); Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - знать функциональные стили современного русского языка и стилистические возможности единиц разных языковых уровней. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Содержание модуля/ дисциплины Тема 1. Предмет и задачи стилистики. Современное состояние стилистики как науки Цели и задачи: познакомить слушателей с многозначным термином «стиль»; определить предмет и задачи стилистики; показать, что каждая сфера общения имеет свои цели и задачи, отсюда и различия в языке, речевых формах, дифференциация на функциональные стили. Проанализировать современное состояние стилистики как науки. Рассматриваемые вопросы: Соотношение понятий современный русский язык и литературный язык. Важнейшие признаки литературного языка. Нормированность как один из главных признаков литературного языка. Типология норм. Понятие кодификации. Противопоставленность литературного языка просторечию, территориальным и социальным диалектам (жаргон, арго). Тема 2. Понятие функционального стиля. Дифференциальные признаки функциональных стилей. Вопрос о составе функциональных стилей. Цели и задачи: познакомить слушателей с понятием функционального стиля; рассмотреть экстралингвистические и собственно языковые средства функциональных стилей современного русского языка. Рассматриваемые вопросы: Понятие функционального стиля. Экстралингвистические факторы функционального стиля. Книжные функциональные стили. Разговорный стиль. Вопрос о языке художественной литературы. Тема 3. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Разновидности научного стиля. Жанры. Цели и задачи: дать общую характеристику научного стиля речи; выявить стилеобразующие черты; выявить жанровое многообразие научного стиля. Рассматриваемые вопросы: Определение научного стиля. Сфера употребления и основные функции. Форма реализации. Основные черты научного стиля. Подстили научного стиля: собственно-научный, учебно-научный, научно-популярный, научно-деловой, научно-информативный, научно-справочный. Жанры научного стиля. Тема 4. Официально-деловой стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Разновидности и жанры. Цели и задачи: дать общую характеристику официально-делового стиля речи; выявить стилеобразующие черты; выявить жанровое многообразие официально- делового стиля. Рассматриваемые вопросы: Определение официально-делового стиля. Сфера употребления и основные функции. Форма реализации. Основные черты официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля: собственно официально-деловой, или канцелярский; юридический; дипломатический. Жанры официально-делового стиля. Тема 5. Публицистический стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Разновидности и жанры. Цели и задачи: дать общую характеристику публицистического стиля; выявить стилеобразующие черты; выявить жанровое многообразие публицистического стиля. Рассматриваемые вопросы: Определение публицистического стиля. Сфера употребления и основные функции. Форма реализации. Основные черты публицистического стиля. Подстили публицистического стиля: 1) газетно-публицистический; 2) радио-тележурналистский; 3) ораторский. Жанры публицистического стиля. Тема 6. . Разговорный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Разновидности и жанры. Цели и задачи: дать общую характеристику разговорного стиля; выявить стилеобразующие черты; выявить жанровое многообразие разговорного стиля. Рассматриваемые вопросы: Основная функция разговорного стиля. Условия функционирования разговорного стиля. Языковые особенности разговорного стиля. Речевые жанры разговорного стиля. Тема 7. Фонетическая стилистика. Стили произношения. Стилистические возможности интонации Цели и задачи: рассмотреть стилистические возможности единиц фонетического уровня. Рассматриваемые вопросы: Стили произношения. Стилистические возможности интонации. Тема 8. Слово в лексико-семантической системе языка. Типичные ошибки в словоупотреблении. Стилистический потенциал фразеологии Цели и задачи: уметь дать оценку использованию слова в различных ситуациях; уметь объяснить, насколько оправдано применение слова в каждом конкретном случае; выработать навык найти и исправить ошибки в употреблении слов и их сочетаемости. Рассматриваемые вопросы: Выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Выбор слова в зависимости от лексической сочетаемости. Выбор слова в зависимости от стилистической принадлежности. Понятие социолекта. Использование жаргонизмов, слов из криминальной и молодежной среды в средствах массовой информации. Явление демократизации языка. Тема 9. Стилистические ресурсы грамматики Цели и задачи: расширить представление о стилистических возможностях русской грамматики Рассматриваемые вопросы: Общая характеристика грамматической системы русского языка. Проявление современных тенденций в грамматике. Стилистическая характеристика словообразовательных аффиксов. Словообразовательная синонимия. Стилистическая окрашенность словообразовательных типов. Функции имени существительного в различных стилях. Типичные ошибки в употреблении морфологических категорий существительного. Основные ошибки при использовании прилагательного. Виды числительных и местоимений и особенности их использования. Стилистическое использование глагола и глагольных форм. Частотность употребления различных частей речи как один и стилеобразующих факторов. Основные понятия синтаксической стилистики. Основные понятия Стилистика, стилистика текста, стилистика художественной речи, функциональная стилистика, функциональный стиль, стилеобразующие факторы, разговорная речь, книжная речь, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы, язык радио, язык рекламы, стилистическое и стилевое, активный и пассивный фонд русского языка, актуализированные слова, амфиболия, анафора, антитеза, архаизмы, варваризмы, выбор слова, градация, диалектизмы, заимствование, жаргонизмы, каламбур, контаминация, контекст, контраст, сочетаемость, метафора, метонимия.Тематика рефератов
(прагматический аспект стилистики).
Вопросы к зачету
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная:
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=2735 http://slovari.yandex.ru/ www.gumer.info/…/Literat/Lotman/_01.php snoistfak.mgpu.ru/…/methodology/me21.html www.finam.ru/…/wordf030E0/default.asp?n=2 |
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2012 г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |