Скачать 149.03 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова" Утверждаю: зав.кафедрой русской и зарубежной литературы д.ф.н.Котовчихина Н.Д. ______________________ Решение заседания кафедры Протокол № 4 «5» декабря 2013 г. Аннотированная программа дисциплины / модуля (Б3. КВ5) «Драматургия М.А. Булгакова: поэтика и проблематика» Направление: Педагогическое образование Профиль: Литературное образование Квалификация: бакалавр Составители: к.ф.н., доцент Гаврилов В.А. Москва-2013 г. Цель: изучение жанрового состава драматургии Булгакова, изучение в ней комических, драматических, трагических и фарсовых начал; изучение национально-исторического, романического, социокультурного и философского аспекта проблематики. Задачи целостный анализ одиннадцати пьес Булгакова. Освещение их стилевого своеобразия, изучение форм выражения авторской позиции, типологии характеров; анализ классических традиций в драматургии Булгакова. Объем в ЗЕ: ____________2____________________________ Время изучения: курс______4______семестр______7-_8__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Введение в литературоведение, История русской литературы Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: - Знать особенности драматургии М.А. Булгакова Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Использование активных методов обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой заданий, опрос, классификация. 2 уровень сложности: Реферирование. Составление рефератов по основным монографиям о творчестве Булгакова. Составление рефератов в форме очерка критических и научных работ по одной из пьес Булгакова или по одному из жанров. 3 уровень сложности: Эссе. Предлагается тема эссе по проблематике булгаковской драматургии, по сопоставительному анализу булгаковских драм или по сопоставительному анализу булгаковских драм с творчеством других авторов. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Краткое содержание курса В курсе «Драматургия М.А. Булгакова. Проблематика и поэтика» изучаются булгаковская интерпретация национальной истории периода революции и гражданской войны. Раскрываются такие темы как интеллигенция и революция в драмах Булгакова, трагическое и комическое, прогресс и цивилизация, авантюрный и отрицательный типы в драмах Булгакова, тема науки. Предлагается жанровая классификация драм Булгакова. Основные разделы, их краткое описание Учебная дисциплина включает 3 раздела:
В разделе освещаются нравоописательный и романический аспект в драме дни Турбиных. Раскрывается художественный конфликт в пьесе Бег. Анализируются жизненная основа и форма условности в комедии «Багровый остров». Анализируется проблематика и авторская позиция в пьесе «Батум».
Раздел направлен на интегральное изучение таких пьес как «Кабала святош», «Пушкин», «Дон Кихот».
В разделе предусматривается целостный анализ пьес «Зойкина квартира», «Блаженство». «Адам и Ева», «Иван Васильевич». Выясняется соотношение юмора и сатиры, роль гротеска, фантастики, художественного парадокса в названных пьесах. Основные понятия Драма как род литературы, трагедия, комедия, фарс, героический тип, комический тип, гений и бессудная власть, автор и персонаж, гротеск, фантастика, юмор, сатира, ирония, художественный конфликт, формы условности. Темы контрольных и курсовых работ
Вопросы к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. В курсе предлагается современная научная интерпретации драматургии Булгакова. Пьесы Булгакова рассматриваются в свете классических традиций и в контексте развития русской драмы 1920 х годов. Пьесы Булгакова рассматриваются в единстве содержания и формы. Рекомендуемая литература. Основная:
Дополнительная:
ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю). ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 ЗАДАНИЕ Тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа) УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (1) ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Задания представлены в виде закрытых тестовых вопросов. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ Для правильного ответа на них необходимо знать систему персонажей в пьесах Булгакова, ориентироваться в сюжетах, необходимо знать художественные приемы, определять по высказыванию персонажа его имя, знать жанровые признаки пьес Булгакова, определять принадлежность важнейших эпизодов к тем или иным элементам сюжета. Задания Тест №1
Тест № 2
Тест №3
Тест №4
Тест №5
Ответы на тестовые вопросы Тест №1
Тест № 2
Тест №3
Тест №4
Тест №5
ФУНКЦИЯ Ф06ПедБ-10 (Организация учебного материала по профилю). ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 ЗАДАНИЕ Реферирование УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (2) ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Составление рефератов по основным монографиям о творчестве Булгакова. Составление рефератов в форме очерка критических и научных работ по одной из пьес Булгакова или по одному из жанров. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ В реферате должна быть обозначена главная проблема или несколько проблем, разрабатываемых в булгаковедении. Студент должен представить обзор критических и научных мнений по данной проблеме. Установить близость или расхождение по приводимым точкам зрения. Задания № 6 Рефераты по книгам:
№ 7 Проблемные рефераты
№ 8 Рефераты по проблемам поэтики и стиля в драматургии Булгакова
ЗАДАЧА Ф03ПедБ-10/02 ЗАДАНИЕ Эссе УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (3) ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ Предлагается тема эссе по проблематике булгаковской драматургии, по сопоставительному анализу булгаковских драм или по сопоставительному анализу булгаковских драм с творчеством других авторов. ОПИСАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ В рамках поставленной темы студенты должны уметь проблематизировать материал, указать главный и второстепенные аспекты в этом материале. Описать соотношения этих аспектов, выяснить динамические связи и соотношения между компонентами исследуемого материала. Задания №9 Эссе по различным аспектам проблематики булгаковской драматургии
№ 10 Эссе сравнительно-аналитического типа
|
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по модулю «Драматургия М. А. Булгакова:... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2011 г. Аннотированная... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |