Литература 20 века





Скачать 334.59 Kb.
НазваниеЛитература 20 века
страница1/2
Дата публикации21.03.2015
Размер334.59 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2



Литература 20 века



Эта литература пока еще современная, но одновременно она уже прошла. Современность по определению – то, что еще не закончилось, оно не может быть предметом истории, а только предметом критической оценки.

Границы современности: по ту сторону, то, что уже завершилось (мифы, репутации), предел литературного рассмотрения - конец 60х – начало 70х гг. «Молодежная революция» 1968 г. 70х – 80х гг. – переход. 80е-90е гг. – современность.

1914-1918

Первая мировая война стала причиной глубоких изменений в сознании современников. Вера в разум и прогресс стала характерна для эпохи «нового времени». Человек верил, что руководствуясь разумом он может достичь гармонии, и в будущем человек создаст благополучное общество. Завершилась предыстория человечества, началась история человеческого духа. Вера в прогресс основана на вере в человека. Человек по природе предрасположен к добру, он во имя общих целей может отказаться от своих притязаний. Этому оптимистическому настроению в 20 веке пришел конец. Чем ближе мы к искомой гармонии, тем она от нас дальше.

В 20 веке была разрушена сама основа либерального оптимизма. Фрейд доказал, что сам человек существо иррациональное, потенциально опасное. Мораль и логика не имеют над ним абсолютной власти, инстинкты биологичны и естественны.

Культура до 20 века строилась на вере, после человек уже не верит, больше утопий нет. Никто не скажет что добро, что зло, что красиво, что безобразно. Человек должен разбираться в мире сам. Мир воспринимается как лабиринт, хаос. В мире – лабиринте все может быть всем или обернуться ничем.

Феномен массовой культуры создает особый образ реальности: динамичный, изменчивый. Возникает ощущение, что отменены привычные физические законы и категории (мужское и женское, низ и верх и т.д.) Действительность стала сомнительной и недостоверной.

Комфортная ли это ситуация для человека? Не очень, так как вера облегчает жизнь, она дает сознание правоты. Трудно не предпочесть сомнения вере. Сомневаться для человека – это нормально. Это все сообразил еще Паскаль. Паскаль хотел верить, что мир устроен умным и добрым Богом. Он не находил оснований для веры, но и не находил оснований для неверия.

Начало 20 века – сомнения становятся определяющим настроением духовной элиты общества. Вызревают те настроения, который сменили либеральный западный прогрессизм. Основные тенденции были вызваны импульсами, оформившимися в н.19-к.20 вв. В Первую мировую войну эти настроения становятся массовыми. Цивилизация оказалось соотнесенной с войной и со смертью. Так начался 20 век в общемировом масштабе. Вторая дата – май 1968 г. – волнения в Париже, август – восстание в Чехословакии (хиппи). Оформились главные идеи рокмузыки. Эти скульптурно-выразительные феномены существующего глобального процесса – масштабная смена культурной парадигмы.

Европейская цивилизация основана на диалектике просвещения, эта цивилизация целей, к ним стремиться, как один человек, так и все общество. Суть стремления в том, чтобы превзойти себя. Воплощение Европейской цивилизации - Фауст, который не удовлетворяется данным.

Цивилизация, утверждающая себя как цель, обозначает пренебрежение к тому, что есть. Эта цивилизация жесткая, абстрактная. Доминирование будущего над настоящим выражается в органических пороках цивилизации (социальная эксплуатация, культ силы, колониализм)

Бунт против этой рационалистической цивилизации был темой искусства «нового времени». Сентименталисты: критика просветительского рационализма (+романтики и декаденты). Критика этой цивилизации – тема писателей ХХ века. В искусстве бунт не может стать темой и только темой. Само искусство – институты той же цивилизации, против которой бушует художник. Эти институты легализуют бунт, включают его в рамки цивилизации. Так бунт утрачивает непосредственность и спонтанность, он тоже включается в категорию целей.

Поведение бунтарей 60-х не могло быть поставлено в контекст целей ( не измеряется категориями прогресса, гуманизма). Личность ограничивает себя артистическим самовыявлением. С точки зрения просветительской цивилизации так нельзя.

Самосожжение Яна Палоха в Праге 1968-69 гг. В его поступке – свобода не цель, а то, что он осуществляет этим актом. Человек – метафора большой силы. Он изобразил себя выразительно.

После этого предела нужно искать другие координаты для измерения времени.

Вторая Мировая война: два периода эпохи 20-40 гг. и 50-60 гг.

20-40 гг. – период преобладания тоталитарных государств (Германия, Италия Россия). Эпоха архаическая в технологическом отношении.

50-70 гг. – во время утверждения и господства демократии. Стремительное развитие техники. Формируется система электронных СМИ.

В литературе 20-40 гг. ведущие позиции занимают писатели «потерянного поколения» – опыт Мировой войны (Хэмингуей, Ремарк, Гашек) Их произведения обладают и идейным и стилистическим сходством.

После войны – картина пестрая и дробная.
ВОПРОС МЕТОДА

20-40 гг. Значима грань между авангардистской и традиционалистской литературой (модерн-реализм).

50-70 гг. Нет четкого противопоставления по признаку авангард –традиция. Вся литература включает момент экспериментаторства.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 20-40х гг.
Сложилась новая обстановка, мир изменился географически. Этот новый политический порядок не обеспечил стабильности.

Данная эпоха – буржуазно-викторианская (солидарность, благополучие, самоуверенность). Экстравагантность и не тривиальность осуждались . Стиль belle epok, с которым в годы войны было покончено. 20е годы принесли новую атмосферу и стиль. Сменилась система ценностей. Буржуазно-викторианская культура основывалась на общих ценностях. Это коллективистская эпоха. Новый век должен стать более индивидуалистическим. Герой 20х гг. – одиночка, устраивающий жизнь по своему разумению. Культ наслаждения Мир становиться более индивидуалистическим, более массовым. Викторианское общество – кастовое. Теперь все стали равны, общество превратились в массу отдельных единиц. Мода смешивает представления о мужском и женском, стираются национальных грани. Европейские границы прозрачны – толпы эмигрантов. Столицы Европы – мировые города (Цюрих, Париж, Берлин, Прага, Барсилона). Европа демократизировалась. Типа писателя меняется. Культура писателей конца 19 века – две маски: писатель-ученый (Золя), писатель-эстет. Эти маски теперь неприемлемы, новый писательский тип – человек из толпы, разделивший общую судьбу своего поколения (Хемингуэй, Ремарк, Гашек)

Изменяется язык и стиль – простота и безыскусность. Произведения 20 гг кажутся наивными и неумелыми
К.20- 30 гг.
На смену индивидуализма 20хгг. Приходят антииндивидуалистические тенденции. Популизм – ориентация на соединенную народную массу (Гитлер, Муссолини, Рузвельт). Усиление стремлений к коллективизму. Народные массы стремятся ощущать себя единством.

В литературе – прямое усвоение писателями тех или иных идей политических идей (коммунистических/фашистских). Движение католического возрождения (Ф.Мориак)

ЛИТЕРАТУРА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ

(20х годов)

Э. Хемингуэй: «Старый мастер бранил молодого и сказал: вы все потерянное поколение» – эпиграф к «Фиесте». Черты: нигилизм, индивидуализм, часто это разрешалось поиском нового времени. Часто это участники войны. Отступление «потерянных» было подготовлено Лоуренсом, Барбюсом. Они стали духовными лидерами для писателей потерянного поколения. Лоуренс, Барбюс, Андерсен были аутсайдерами, нарушающими правила. Для них близка позиция непринадлежности к литературному миру. Барбюс «Огонь» посвятил избранным словам, нет сюжета, автор – хроникер. Нарочитое нарушение норм стиля (Лоуренс) – залог искренности и честности. Характерен конструктивны и позитивный пафос. Они – проповедники новых ценностей.
Писатель, воплощающий среднюю норму «потерянного поколения»

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК

(1898-1970)

1916 г. добровольцем пошел на фронт (Западный фронт). Первые два романа провалились, появилась третья книга - (1929) «На западном фронте без перемен». Здесь есть отсылки и цитаты и другое к книге Барбюса «Огонь». Это не роман, а цикл очерков, нет единой интриги, организующей все действие.

Повествование идет от 1 лица – Пауль Боймер – молодой опытный солдат (прототип автора). Сменяются картины военных будней.

Ремарк изображает войну с позиции маленького человека, рядового участника событий. Технику изображения войны придумал Стендаль, Толстой. Цель приема – наивный свидетель воспринимает сражение неправильно. Это значит, что он воспринимает его с гуманистической позиции, то есть правильно. Абсурдности и жестокости происходящего удивляется Боймер как наивный свидетель. Стендаль и Толстой вели повествование в 3-м лице – впечатление наивных Фабрицио и Пьера накладываются на более объективное изображение автором данное самим автором. Объективный рассказчик наделяется более общим взглядом на весь мир. Автор-мудрец надстраивается над частным виденьем героя.

У Ремарка этого нет, герой сливается с автором, рассказ пишет герой, это исповедь, непосредственное излияние души. Это отличает «Западный фронт» от «Огня» Барбюса, где рассказчик не персонифицирован. Барбюс смотрит не все происходящее сверху, он утверждает ценности общечеловеческие, а герой Ремарка говорит от себя и за себя. Книга Ремарка стала Библией потерянного поколения. П. Боймер рефлексирует по поводу неприкаянности своего поколения. Его сверстники грубее и циничнее, чем надо. Они видят жизнь без иллюзий. Ремарк депоэтизирует облик войны. Ремарка – повествователь на нулевом уровне. Герой с удальством говорит об этом: «Мы больше не молодежь». Но они молоды. Герой Ремарка наделен острым моральным сознанием, чувством справедливости. Все окружающие либо хорошие, либо плохие и это не функция характера. Плохие – мир взрослых, обманувших молодежь ложными надеждами (отечество, нация). Поколение Боймера – молодые и хорошие.

Речь должна идти о том, что высокие чувства и идеалы подменяются и эксплуатируются миром взрослых. В фронтовом братстве эти чувства находят отклик – много сентиментальности. Ремарковская сентиментальность – способ ухода из холодного и враждебного мира взрослых. Позиция писателя – это позиция обиженного ребенка. Цинизм и грубость героя – маска, он таким хотел казаться. Но Ремарк рассказывает каким он является на самом деле. Личное человеческое содержание выражено более удачно. В других книгах вырастает писательское мастерство
БЕРТОЛЬД БРЕХТ

(1898-1956)

Родился в г. Аутсбург, в богатой семье, изучал медицину в Мюнхене. 1914- публикует стихи. 1918 – армейская служба – санитар. 1922 – постановка первой пьесы «Барабаны в ночи», пьеса получила широкий резонанс. 1924 – Брехт штатный драматург театра Ренхардта, сотрудничество Брехта с актером Бушем . 1926- ставится комедия «Что тот солдат, что этот», которую Брехт считал первым образцом эпического театра. Слава Брехта растет. Особенно после 1928 г., когда была поставлены «Трехгрошевая опера» . в 1933 году Брехт уезжает из Германии и до 1948 живет в эмиграции («Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человека из …»)

Брехт много выступает публично. Его выступления имеют просоветский и прокоммунистический характер. В 1949 году Брехт организует свой театр – Берлинер Ансамбль и осуществляет все свои идеи.

Его признавали едва ли не единственным театральным гением ХХ века.

ТЕОРИЯ Брехта

Идея эпического театра и эффект очуждения.

Брехт противопоставляет свой театр театру Аристотеля. У Аристотеля - сопереживание зрителя герою, через страх и сострадание зритель приходит к катарсису. По мнению Брехта катарсис действует как наркотик, так как он примеряет зрителя с действительностью. Театр должен не примирять зрителя с жизнью, а показывать нетерпимость, учить преодолевать действительность. Театральное произведение должно побеждать в зрителе соответствующие мысли, должно быть адресовано к интеллекту зрителя, который должен смотреть на сцену отстранено и холодно. Для этого используется прием очуждения:

  • Обращение к чужому литературному и театральному материалу - отношение к реальности и полемика с другим произведением, пародийное обыгрывание чужого материала.

  • Условная обстановка и условные декорации.

  • Игра актера допускает экстравагантное преувеличение.

  • Брехт практикует многочисленные выходы актера из роли. Обращаясь к зрителю актер объясняет что происходит на сцене. По оду действия актеры исполняют песни, дающие комментарии к действию.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 20 века iconЛитература 18 века. Литература 19 века (романтизм)
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Литература 20 века icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Литература 20 века icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература...
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»
Литература 20 века iconРеспублика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа...
«Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной...
Литература 20 века icon«Зарубежная литература ХХ века»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Литература 20 века iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Литература 20 века iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Литература 20 века iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Литература 20 века iconУтверждена
Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская...
Литература 20 века iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература 20 века iconЛитература 18 века цель урока
Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета «Писатели и поэты 18 века»
Литература 20 века iconЛитература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Литература 20 века iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть 2
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Литература 20 века iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Литература 20 века iconЛитература по курсу 22 Основная литература 22
...
Литература 20 века iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск