Внеклассная работа по русскому языку





Скачать 270.55 Kb.
НазваниеВнеклассная работа по русскому языку
Дата публикации03.04.2015
Размер270.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Внеклассные мероприятия по русскому языку и строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

Основным следует считать принцип добровольности.

Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.

Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.

Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.

Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.

При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.

Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.

Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы.

Главным на внеклассных занятиях по русскому языку является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий.

Виды и формы работы по русскому языку и необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные.

Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
«Ежели вы вежливы»
Цель: формировать уважительное отношение к товарищам, друзьям, взрослым.
Задачи:

- познакомить с правилами этикета разных стран;

- заставить задуматься над отношениями в классе, семье;

- на примерах показать формы вежливого отношения друг к другу
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о вежливости, хороших манерах и этикете. Что такое вежливость, знают все. А вот что такое хорошие манеры? Что такое этикет?

Итак, хорошие манеры и этикет- это почти одно и то же. Разница в том, что хорошие манеры – это правила того, как вести себя, чтобы с тобой было приятно общаться окружающим. А этикет рассказывает, какие именно манеры в данном обществе считаются хорошими.

Как вы думаете, если бы Золушка, придя на бал, села на стул по-турецки, как на нее посмотрели бы гости и сам принц? Понравилась бы ему девушка? А вот дома такое поведение вполне допустимо.

Манера поведения, нормы этикета в разных странах зависят от культуры народа, его традиций.

Мало кто из нас сидит дома, положив ноги на стол, а в Америке такая поза хозяина никого не удивит и не возмутит.

Во всех странах люди здороваются и прощаются, ходят в гости, отмечают праздники. Но делают они это по-разному. У одних народов ритуал приветствия ,например, занимает несколько часов, а другим достаточно нескольких секунд.

Существует огромное количество самых невероятных, с нашей точки зрения , правил, которые другим кажутся единственно возможными.

Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак в 1973 году. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и доброжелательности в отношениях между народами.

Сегодня более140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как угодно, главное – искренность.
Предлагаю вам игру.

Задаю вопросы по этикету разных стран. Три варианта ответа. Вы выбираете один и обосновываете его. ( Варианты ответа на экран)


  1. Монголы при встрече спрашивают:

А) А где бабуля?

4

Б) Как поживаешь?

В) Здоров ли ваш скот?


  1. Молодой американец, приветствуя приятеля:

А) Хлопает по своей коленке;

Б) По спине приятеля

В) По мягкому месту приятеля.


  1. Папуасы при встрече произносят:

А) Дай я тебя обнюхаю!

Б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!

В)Вот ты мне и попался!


  1. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:



А) Я тебя вижу!

Б) Я тебя не съем!

В) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!

5. Тибетцы, здороваясь:

А) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.

Б ) Снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.

В) Пожимают руки друг другу.


  1. Знатные особы в 17-18 веках при встрече:

А) Закрывались веерами.

Б) Обменивались визитками.

В) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.


  1. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга таким образом:

А) Протягивали друг другу левую руку.

Б) Протягивали друг другу правые руки.

В) Пожимали руки сами себе.
Итак, мы познакомились с некоторыми манерами поведения людей в других странах. А теперь я предлагаю вам посмотреть, как ведут себя наши учащиеся в различных ситуациях., соблюдают ли они этикет и просто вежливы ли они по отношению друг к другу , к взрослым, умеют ли разговаривать по телефону и вести себя в автобусе. 6 В класс подготовил для вас мини-спектакль.
Сережа. Добрый день, Анечка!

АНЯ. Добрый день, Сережа. Что это с тобой?

Сережа. Надо же быть вежливым. А что это ты без теплой кофты? Ты ведь недавно болела.

Аня. Я тебя не узнаю, Сережа.

Сережа. Как не узнаешь? С уроками справилась? А то помогу.

Аня. Спасибо, справилась

Сережа. А ты реферат по истории написала?

5
Аня. Конечно, даже два.

Сережа. Анечка, дай мне один. Я учительнице сдам. Перехитрим.
Аня. Это будет не хитрость, а обман.

Сережа. Тебе жалко! Я с тобой здоровался, самочувствием интересовался, а ты…

Аня. Теперь мне понятно, почему ты был таким вежливым. (Уходит)

Сережа. Ну, Анька, жадина! На перемене получишь! ( Уходит)

Аня. Тогда лишь вежливости жесты хороши, когда они у человека от души.
СЦЕНКА «Несуразные вещи»

- Здравствуй!

-Привет!

-Что это ты несешь?

-Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…

_ Что не сумел?

- Отстань!

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел» Что не сумел-то

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет..

- Ну если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится , значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

_ Тамарка?

- Ага.

- И- ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая…

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее … волосы, что ли, зеленые?

У кого- волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая.. Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
( На сцену под музыку «Вежливого вальса» Дунаевского выходят Марина, Ирина и Галина. Они устраивают «Пункт вежливой помощи». Приносят стол, стулья,

два телефона, книги, вешают объявление. Когда все расставлено, берутся за руки и представляются зрителям.)
Марина. Здравствуйте!

Ирина. Здравствуйте!

Галина. Здравствуйте, друзья!

Марина. Меня зовут Марина!

Ирина. А меня – Ирина!

Вместе. А это наша подруга Галя.

Марина. Дело в том, что у нас в классе…

Ирина. (перебивая). И не только в классе, но и во всей школе

Марина. Ребята не всегда бывают воспитанными…

Галина. И вежливыми.

( С шумом, криком, толкая друг друга, дерясь портфелями, врываются на сцену несколько ребят. Кто-то сбрасывает книги, кто-то лезет под стол, раскидывает стулья. Потом убегают.)


Марина. Ну вот вы и видели, что такое невоспитанные ребята. Конечно, таких не очень много, но еще встречаются. Что мы теперь будем делать?

Ирина. Давайте скорее наведем порядок. Галя, расскажи обо всем ты.

Галя. Дело в том, что мы решили установить дежурство, чтоб ребята, когда они не знают, как себя вести, обращались к нам за советом. Мы основательно подготовились ( показывает на книги) и постараемся помочь вам быть вежливыми и вести себя так, как полагается школьникам.

Марина. Я ужасно волнуюсь! Вдруг мы не сможем дать правильный совет!

Галя. А я боюсь – вдруг к нам никто не придет и не позвонит.

Марина. А сама-то ты умеешь разговаривать по телефону?

Галя. Конечно, что тут сложного, набрал номер и разговаривай.

Марина. Хорошо. А вот если ты звонишь Ирине, она не слышит звонка, и к телефону подойдет ее мама. Как ты будешь с ней разговаривать? Покажи. А я буду за маму.

Галя. (Звонит). Алло! Ирину!

Марина. Вот уже невежливо – «Ирину»1

Галя. А кого же? Зину, что ли?

Марина. Нет, Ирину, но нужно попросить вежливо. Давай сначала.

Галя. Будьте любезны, Ирину, пожалуйста! Теперь вежливо?

Марина. Вежливо, но не совсем! Ты ведь узнала голос мамы Ирины7

Галя. Конечно, узнала.

Марина. А почему же с ней не поздоровалась?

Галя. Но мне же Ира нужна, а не ее мама.

Марина. Значит, ты здороваешься только с теми, кто тебе нужен7 А если мама обидится и не позовет Иру к телефону? Тем более она не знает, с кем разговаривает.

Галя. Понятно. Давай я попробую еще раз. Алло! Здравствуйте, Ольга Ивановна. Это Галя.

Марина. Здравствуй, Галя.

Галя. Позовите, пожалуйста, Ирину.

Марина. Хорошо, сейчас позову. Ну вот теперь все правильно. И запомните, ребята, говорить по телефону нужно вежливо, кратко и по делу. Не отнимайте чужое время и не тратьте зря деньги родителей
(За кулисами раздается шум, слышны крики: «Не пойду!» - «Пойдешь, раз мы тебя задержали.» Входят двое дежурных с бейджиками. Они ведут Сашу за руку.)
1-й дежурный. Задержан нарушитель порядка и дисциплины ученик 5 класса Колесников Саша.

Саша. За что они меня? Я ничего плохого не делал.

2-й дежурный. Задержан за неправильное поведение в школе и в автобусе. Хлопал входной дверью и чуть не ушиб первоклассницу – раз!

Саша. Я же не виноват, что там сквозняк и не двери, а просто звери, любого с ног сшибить могут.

Марина. Раз такие двери, нужно посмотреть, не идет ли кто за тобой, и вежливо дверь придержать.

1-й дежурный. Ел в автобусе мороженое – два! Уселся на свободное место и никому не хотел уступать его – три!

Ирина. Какой ты невоспитанный! Разве можно так себя вести? Запомни раз и навсегда: в метро, в автобусе, трамвае нельзя есть мороженое. Потому что можно испачкать пассажиров. И еще запомни: мальчик всегда должен уступать место пожилым людям, маленьким детям, женщинам и девочкам.

Саша. Девочкам? С какой стати? Чем они лучше меня?

Галя. Но ведь ты же сильнее девочек, и вообще каждый мальчик должен вести себя по-рыцарски.

Марина. Но смотри, чтобы не получилось как у Павлика в электричке.

(Марина, Ирина и Галя разыгрывают сценку по стихотворению А.Барто «Было лето»)
Марина. Было лето.

Ирина. Пели птички

Марина. Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

Ирина. Не толкаются девчонки,

Скромно встали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке

Галя (за Павлика). Павел понял:

«Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки!

В первый раз у нас в стране!

И с трудом он по-английски

Произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью,

Ну а сам я постою!»

Марина. Было лето.
Ирина. Пели птички…

Две девчонки

В электричке

Сели около окна

Марина. Между прочим,

Мы москвички, -

Улыбается одна.

Галина. Павлик крикнул:

- Как же так?

Значит, я попал впросак!

Ирина. И теперь не ест, не пьет он

Марина. Посочувствуем ему

Вместе. Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Саша. Ладно, теперь мне все понятно. Буду вести себя по-рыцарски.
( входит 3-я дежурная, аккуратная, воспитанная девочка, за ней идет Ваня, улыбается.)
3-я дежурная. Понимаете, произошел такой случай… Я даже не знаю, что и думать… Он меня понимает, а я его нет. У меня есть предположение, что он снежный человек … или… пришелец из космоса….Словом, выслушайте его и разберитесь во всем.

Ирина. Что произошло?

Ваня. Да она ничего не сечет. Я ей долблю, долблю, как один фитиль такое сморозил!

Марина. Что, что?

Ваня. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнится. Сам с фингалом, а велик гикнулся!. Вот ржачка! Клево, да?

3-я дежурная. А что там лошадь была?

Ваня. Какая лошадь?

3-я дежурная. Ну, которая ржала. Или я не поняла ничего.

Ваня. Ну я же говорил, что она ничего не сечет.

Галя. Ну-ка давай все сначала.

Ваня. Ну, давай. Значит один фитиль…

3-я дежурная. Без свечки?

Ваня. Без. Ой уберите ее от меня!.Ну парень один. Длинный такой, подкатил к шкету..

Марина. Он на чем подкатил, на велосипеде?

Ваня. Нет, велосипед у шкета был.

Марина. У какого шкета?

Ваня. Есть тут один, вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем…

Ирина. С кем, с кем?

Ваня. Да не с кем, а с чем. Нос у него большой. Ну, вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

3-я дежурная. У него что, чесалось что-нибудь?

Ваня. Да нет, попилил он.

3-я дежурная. Ну и как, распилил?

Ваня. Что распилил?

3-я дежурная. Ну, велик7
Ваня. Чем?

3я дежурная. Да этим самым шнобелем7

Ваня. Да нет. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

Ирина. А при чем здесь варежка? Он что, зимой дерябнулся?

Ваня. Да не было никакой зимы.! Что вы ничего не понимаете?

Галя. Теперь мне все понятно. Ты совершенно не знаешь русского языка. Представляешь, если бы все так разговаривали! Какая бы путаница была! Вот сиди и учись по-русски

правильно разговаривать. Ребята, а среди вас есть такие, чья речь состоит в основном из жаргонизмов? ( Молодцы или нужно исправляться. ( в зависимости от ответа). Не нужно засорять русскую речь ненормативной лексикой.

Ирина. Ребята, надеюсь, вы запомнили все, о чем мы вам здесь рассказали. Сделайте выводы и не поступайте так, как некоторые наши герои. И постарайтесь быть вежливыми каждый день и каждый час со всеми знакомыми и незнакомыми.
Учитель. У всех у нас день рождения - это самый любимый праздник. И, вероятно, каждый был приглашен и приглашал на праздник друзей. Сейчас ребята покажут сценку «Как на Танечкины именины». А вам, друзья, предстоит ответить на вопрос «Почему обе девочки отказались идти на день рождения?»

Танечка. Оля, у меня к тебе дело.

Оля. Не могла в классе сказать?

Танечка. Нет, там Лена была.

Оля. Ну, говори, только быстрее.

Таня. Оля, у меня в субботу день рождения. И я приглашаю…

Оля. Спасибо, придем.

Таня. С кем?

Оля. Как с кем? С Леной.

Танечка. Понимаешь, Лену я не смогу пригласить: у нее тройки и поведение не очень. Потом она в музыкальную школе не учится.

Оля. Зато она ходит в спортивную А тройки у всех случаются.

Танечка. И еще Лена такая невыдержанная – может что-нибудь сказать за столом, а потом красней за нее. Помнишь, у Веры на дне рождения она сказала Сереже, что он зазнайка?

Оля. А разве это не правда?

Танечка. Ну, все равно ты приходи одна. Ладно? И Лене – ни слова, а то обидится.

( Вбегает Лена)

Лена. Извините, ребята. Я там помогала скрипку настроить.

Танечка. Как же ты помогала, если в музыкальную школу не ходишь?

Лена. Зачем мне это? Я у соседа-скрипача уроки беру.

Танечка. А тройки у тебя есть?

Лена. Есть, по пению. У меня в тот день горло болело.

Танечка. Ой как меня напугали! Я уже хотела одну Олю на день рождения пригласить! Представляешь, мне сказали, что ты троечница и вдобавок в музыкальной школе не учишься

.Хорошо, что все не так. В общем, ребята. субботу я вас приглашаю на день рождения.

Оля. Я.,наверное, не смогу.

Лена. А я, наверное, не захочу. Пригласи лучше мой дневник или футляр от скрипки. ( уходит)

Танечка. Слышишь, Оля? Все-таки правду говорят, что она всякое сказануть может.
Ребята, ответьте, почему девочки не захотели идти на день рождения к Тане?
А теперь я проведу викторину «Лучший знаток правил поведения» по классам.

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе?

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как?

3. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

4. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил?

5. Катя , Зина и Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же?

6. Если вы пришли к кому-то в гости случайно и вас приглашают пообедать . Отказаться или принять приглашение?

7. Если на дне рождения кто-то из гостей случайно разобьет чашку, как должна поступить хозяйка?

8. Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

9. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здоровы»? Что можно?

Ребята, мы заканчиваем наше мероприятие. Надеюсь, что после нашей встречи вы станете боле вежливыми, воспитанными и не будете причинять другим неудобств, обижать товарищей

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.
Этикет – не этикетка

И не новенький костюм

Это жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.


Он всегда и всюду нужен,
На любой твоей тропе

С этикетом если дружен,

Будешь принят ты везде.
Вместо окрика злого –

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо беречь,

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно -

Берегите, пожалуйста, речь!

КВН

(6 класс)
ЦЕЛЬ: привитие интереса к русскому языку

ЗАДАЧИ:

- разнообразить формы работы по предмету;

- расширить знания учащихся по русскому языку.
Ребята, сегодня мы проводим КВН по русскому языку. Русский язык – великий, могучий язык. Он таит в себе много интересного, удивительного, загадочного. Мы с вами сегодня попробуем разгадать некоторые его тайны, а также проверим ваши знания по предмету.

Участники, возьмите жетончики. Цвет жетончика - цвет команды. Придумайте название и девиз.
Разминка. Кто быстрее

  1. Фамилия известного автора- составителя словаря. ( В.И. Даль)

  2. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? ( заимствованные)

  3. Каких звуков больше в русском языке? ( согласных)

  4. Какая буква в русском алфавите всегда под ударением? ( ё)

  5. Как называется разговор двух или нескольких лиц? ( диалог )

  6. Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение)

  7. Раздел науки о языке, изучающий правила написания слов (орфография )

  8. Слова с противоположным лексическим значением ( антонимы)

  9. Сколько склонений в русском языке? ( три )

  10. Как изменяются наречия? ( наречия не изменяются)

( За каждый правильный ответ – 1 балл)
1 задание

( Вопросы каждой команде. 1 балл )

Что означают выражения? Как они называются?

А) шиворот – навыворот (наоборот, наизнанку )

Б) спустя рукава ( работать плохо )

В) точить лясы ( без пользы проводить время )
2 задание ( каждой команде)
Отгадайте фразеологизм по картинкам (

3 задание

А теперь задание наоборот. Нарисуйте фразеологизм денег куры не клюют

4 задание

А)Поставьте правильно ударение:

Красивее, изобретение, августовский, балуясь, намерение, звонят, газопровод, начал, километр

Б).Запишите 5 слов с корнем «ход»

В) Подберите синонимы

Антракт-

Учитель-

Держава-

Арбитр-

5 задание. Конкурс капитанов

Продолжите пословицу
Делу время, …

Рано пташечка запела…

Что посеешь…

Дурная голова…

Не плюй в колодец..

Не было бы счастья….

6 задание

Я читаю предложение. У вас в руках карточки с членами предложения. Встать в том порядке, в каком расположены эти члены.

1. На берегу реки резвились неуклюжие медвежата.

2. Могучий дуб рос на опушке леса.

3. Вдруг огромная туча закрыла небо
7 задание

Составить как можно больше слов из слов из слова ТЕЛЕГРАММА

Задание болельщикам

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и несла сушки.

На дворе трава, на траве дрова.
8 задание (Каждой команде поочередно )

Ответь одним словом. Объясни правописание.

Глухой шум от трения ( шорох)

Место соединения сшитых кусков ( шов)

Сделанный из холста ( холщовый )

Детеныш галки ( галчонок)

Стержень для чистки оружия ( шомпол)

Ощущение жжения в пищеводе ( изжога)

Колючий кустарник с ягодами зеленого цвета (крыжовник )

Плоскодонная китайская лодка ( джонка )

Несвежий хлеб ( черствый )

9 задание ( на листочках, каждой команде)
А)Поставьте правильно ударение:

Красивее, изобретение, августовский, балуясь, намерение, звонят, газопровод, начал, километр

Б).Запишите 5 слов с корнем «ход»

В) Подберите синонимы

Антракт-

Учитель-

Держава-

Арбитр-
Подведение итогов.

" Учимся благодарить".

( 5 класс)

Цель:1) обеспечить усвоение учащимися речевых формул благодарности,
познакомить со структурой ситуации благодарности;
2) развить умение употреблять слова благодарности в речи;
3) воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,
культуру поведения в целом.
Оборудование: 1) фрагмент из мультфильма «Вини Пух и день за днем»
2) компьютерные задачи по речевому этикету;


Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте!
Я начинаю нашу встречу этим словом.
-Здравствуйте!
Пускай звучит оно для вас не новым,
Но вам его я повторяю снова:
« Здравствуйте!»-
Так друг другу желает быть здоровым.
(Повторение сведений, известных ребятам.)
Вступительное слово учителя.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных слов, употребление которых обязательно для всех членов общества. Дело, конечно не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать, как теперь принято говорить, « душевный комфорт». Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:

Д х У+ЗПП= КП

Т. е. Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют Культуру Поведения.
Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями – всегда происходит чудо. Помните, как поётся в известной песенке об улыбке: « От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Нам ничего не стоит сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600 человек.
Послушайте, как красиво и точно в книге « Успех жизни» сравниваются волшебные слова с цветами: « …рассыпайте ваши цветы, где вы сейчас идёте: вам никогда уже не придётся идти той же дорогой, а если бы и пришлось, то эти цветы, цветущие сегодня, к тому времени уже завянут».
Работа микрогруппах.
- Вы, конечно, помните историю про девочку Женю, у которой был удивительный цветок. Его семь лепестков выполняли любое желание. Надо было лишь оторвать один из них и произнести:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по–моему вели…
- Наш цветик–семицветик не волшебный, но если вы правильно его заполните такими качествами характера, которые надо в себе воспитать, чтобы стать культурным человеком, он вам очень поможет.
(Каждая пара получает модель цветка, с заданной буквой в центре: Д, В,С,Т). Дети должны вписать слова, обозначающие качества на заданную букву .По окончании работы каждая группа знакомит со своим цветком).


1. Переход к теме
Вы сказали соседу: «Доброе утро!», тем самым показали своё уважение к человеку. Вы произнесли: « Извините меня, пожалуйста!» – это значит, вы признали свою вину и просите извинить вас. « Благодарю вас!» - это значит, что вы заметили услугу (и это собеседнику тоже очень приятно) и готовы к ответному, доброму действию.
Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл. – Здравствуйте « будьте здоровы. – Благодарю вас – « дарю благо, благополучие, успех». – Всего доброго – пожелание всего хорошего, как и в приветствиях – добрый день, доброе утро, добро пожаловать.
Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом нам напоминает поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор.
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века « Спасибо» -
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива.
И из старинных русских пожеланий
Кроятся наши русские слова.
- Что означает это слово буквально?
Вот из такого старинного русского пожелания « спаси Бог» и родилось слово « спасибо» - одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов.
-А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? (дети отвечают).
Конечно, в ситуации благодарности.

Объявление темы и целей.
-Итак, это и есть тема нашего занятия.
«УЧИМСЯ БЛАГОДАРИТЬ»
А чему бы вы хотели научиться?
а) Мы будем рассматривать ситуации благодарности и учиться благодарить.
- А каково значение слова благодарность?

б)- Спасибо. А какое толкование даётся в словаре С.И.Ожегова.).
БЛАГОДАРНОСТЬ – чувство признательности
к кому–нибудь за оказанное добро,
внимание.
А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их.
Вы назвали несколько слов. Как вы считаете, много это или мало?
в) - Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки.
1 группа – исследовать употребление слов благодарности в общественном транспорте.
2 группа – понаблюдать, как используются слова благодарности в родной школе: столовая, буфет, библиотека.
3 группа – общение в магазине: как используются слова благодарности.
-Благодарю вас, ребята за предоставленный материал.
г) А вот исследователь русского речевого этикета Н. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Некоторые из них я выписала. Послушайте– и постарайтесь запомнить.
- Смотрите, какое богатство, и им мы будем постепенно овладевать. Конечно же, за одно занятие нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь. Ведь можно знать десятки вежливых слов, а в жизни не применять их, т.е. быть невежливым человеком.
Я хочу обратить ваше внимание на слова таджикского поэта 10 века Фирдоуси:
« Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава»
- Как вы считаете, актуальны эти слова сегодня, спустя 10 веков. (Дети отвечают).

( Конечно. Если человек злой, грубый, невнимательный к другим, то все его достоинства: ум, образованность, талант не будут оценены людьми. С ним никто не захочет общаться)

3. Знакомство со структурой ситуации благодарности.
- Скажите, ребята, за что мы можем еще благодарить человека? (Дети отвечают). Хорошо.

Но всегда ли наша благодарность по достоинству оценивается другими? Давайте посмотрим.

( Сценка «Телефонный разговор» )

- Алло. Привет, Кирилл.

-Привет,Саша.

-Кирилл, скажи, пожалуйста, домашнее задание по математике, а то я проболел неделю.
- Хорошо, сейчас, только дневник возьму. Записывай: примеры № 124, задача №126.

- Спасибо.

- «Спасибо» в карман не положишь. Завтра дашь задачу списать.
- Дайте оценку этому разговору. Как бы вы ответили, будь вы на месте Кирилла? ( Не стоит благодарности. Да ладно, пустяки, обращайся, когда надо будет. Даже просто пожалуйста)
- А вот еще одна ситуация. Сценка « В электричке»

Марина. Было лето.

Ирина. Пели птички

Марина. Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

Ирина. Не толкаются девчонки,

Скромно встали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке

Марина (за Павлика). Павел понял:

ПАВЕЛ. «Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки!

В первый раз у нас в стране!

Марина. И с трудом он по-английски произнес:

Павел. «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью,

Ну а сам я постою!»

Марина. Было лето

Ирина. Пели птички…

Две девчонки

В электричке

Сели около окна

1-я девочка. Вам спасибо за внимание,-

Улыбается одна.

Марина. Павлик крикнул:

Павел. - Как же так?

Значит, я попал впросак!

Ирина. И теперь не ест, не пьет он

Марина. Посочувствуем ему

Вместе. Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!
- Как вы оцениваете поведение пассажиров электрички?
- Несмотря на то что не все герои наших сценок вели себя достойно, ситуация благодарности была. Давайте разберем, из каких компонентов она состоит.

- Сколько участников в первой ситуации? А во второй?

Во-первых, участники: их два. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за…
Итак, в ситуацию благодарности входит 3 компонента:

человек, которого благодарят;

человек, который благодарит;

услуга.
4.Практическое занятие, цель которого учиться благодарить, учитывая особенности ситуации благодарности.
Задача 1: Вы едете в автобусе и попросили соседа передать деньги на билетик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека? Выберите из двух вариантов правильный:
- Благодарю.
- Моя благодарность не знает границ.
Задача 2: Вашей маме удачно сделали сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
- Спасибо, доктор.
- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность.
5.Не должны мы забывать и об участниках ситуации общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?
-Я вам чрезвычайно признательна;
-Примите мою благодарность;
-Вы очень внимательны;
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
-Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого происходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.
- Как и с помощью чего можно усилить благодарность. Посмотрите фрагмент мультфильма про Вини Пуха, Пятачка и ослика Иа
6.Закрепление.
А сейчас, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составьте диалоги:
1). Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.


2). Благодарите товарища, который помог подготовиться к контрольной работе.
3). Пожилой человек благодарит девочку, которая уступила место в автобусе.
- Давайте посмотрим, что получилось? Хорошо.

7. Но благодарить можно не только за добрые дела, но и за жизненные уроки.
(Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова « Благодарность».)
8. Заключение. Итоги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассная работа по русскому языку iconВнеклассное мероприятие по русскому языку Раздел: внеклассная /внеурочная...
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям
Внеклассная работа по русскому языку iconVi тур. Внеклассная работа по информатике в школе Чернобабова К. В
С развитием электронных коммуникаций неотъемлемой частью предмета информатика и информационные технологии является внеклассная работа:...
Внеклассная работа по русскому языку iconУрок; внеклассная работа по предмету в однопредметной и интегрированной...
В системе воспитательной работы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации воспитательных задач: ключевые творческие...
Внеклассная работа по русскому языку iconВнеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе
Внеклассная работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие...
Внеклассная работа по русскому языку iconПорядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Внеклассная работа по русскому языку iconСистема оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе Часть 1
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
Внеклассная работа по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Внеклассная работа по русскому языку iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования
Внеклассная работа по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,...
Внеклассная работа по русскому языку iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Внеклассная работа по русскому языку iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
Внеклассная работа по русскому языку iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
Внеклассная работа по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Внеклассная работа по русскому языку iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального обязательного экзамена по русскому языку в 7 классе
Внеклассная работа по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского...
Внеклассная работа по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск