Министерство образования российской федерации





Скачать 81.25 Kb.
НазваниеМинистерство образования российской федерации
Дата публикации10.04.2015
Размер81.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины

Ф.А.Елоева




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

________________________

протокол от ­­________№___

Заведующий кафедрой

________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан филологического факультета

профессор С.И. Богданов

«___»_________________200 г.

(подпись)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
" Норма и узус

(в контексте разных культурных традиций)
Программа дисциплины составлена

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 021700 – Филология

Санкт-Петербург

2005

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



  1. Цель курса состоит в том, чтобы дать достаточно детальное и полноценное представление об особенностях формирования литературной нормы в контексте разных языков, рассмотреть философские основы проблемы кодификации, рассмотреть проблему « языковой правки», соотношение языка и власти, проблему власти и солидарности, проблему эталонных текстов

  2. Задачи курса: сформировать у студентов отчетливое представление о специфике формирования литературного стандарта в контексте разных культур

  3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит характер подготовки к трудовой деятельности в различных сферах науки, образования и т.д. Он рассчитан на широкий круг студентов-гуманитариев и призван дать им разносторонние знания об особенностях формирования литературной нормы в разных странах, а также отчетливое представление о специфике формирования литературной нормы русского языка




  1. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь ясное представление об специфике кодификации, проблеме соотношения языка и власти, проблеме формирования литературной нормы в условиях двуязычия, соотносить проблему формирования языковой нормы с философской проблематикой


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса:




  1. Языковая норма . Понятие языковой нормы и языкового узуса в их взаимосвязи.

  2. Языковая норма в ситуации двуязычия и диглоссии

  3. Язык и власть


Языковая норма и литературный стандарт



2.1.1. Понятие литературной нормы и языкового узуса в их взаимодействии

2.1.2. Проблема кодификации нормы. Коммуникативная целесообразность нормы.

2.1.3. Устный идиом и письменная норма.

Литературный язык и язык литературы

2.1.4.Норма « в широком смысле» и норма в « узком смысле» в соответствии с концепцией Э.Косериу

Норма прескриптивная и норма дескриптивная

2.1.5.Возможность построения типологии языковой нормы. Вариативность и синонимические способы выражения.

2.1.6.Дифференциация вариантов письменной и устной форм литературного языка

Китайская языковая ситуация.

2.2.Языковая норма в условиях двуязычия и диглоссии

2.2.1 Понятие двуязычия и диглоссии. Теория Фергюсона.

Формирование литературной нормы в различных языковых ситуациях.

«Письменность» и «устность» – orality and textuality

      1. Латынь в средневековой Европе. Понятие lingua franca

      2. Роль эталонных текстов. Формирование литературной нормы в Италии.

      3. Выработка литературного языка в Германии.

      4. Выработка литературной нормы в идише.

      5. Скандинавская языковая ситуация.

2.2.7.Новогреческая языковая ситуация в контексте программной статьи Фергюсона, посвященной явлению диглоссии. История греческого языка под знаком диглоссии Двуязычие и литературный процесс в Греции

.2.2.8 Соотносимость решения “языкового вопроса” с определенной политической позицией на примере греческого языка. Аттикистическая норма, условия ее формирования, ее воздействие на развитие языка, характеристика грамматических особенностей важнейших памятников.

2.2.9 Морфологические различия кафаревусы и димотики. Степень их подверженности внешнему влиянию. Реальность их функционирования и употребления. Промежуточные и дополнительные стили речи, их влияние на грамматическую норму. Языковой континуум.



      1. Испанская языковая ситуация

      2. Проблема диглоссии в Древней Руси – pro и contra

      3. Формирование литературного стандарта русского языка.

Русско-французское двуязычие

2.2.13.Явление диглоссии и двуязычия в разных культурных контекстах

Многоязычная поэзия на примере константинопольской традиции.

      1. Пражский лингвистический кружок и проблема литературного языка.

Взгляды Б.Гавранека, В. Матезиуса, Я. Мукаржевского, Й.Вахека, А .Едлички, пражская теория литературного языка.
2.3. Язык и власть.

2.3.1 Язык и власть. Значение гипотезы Сепира-Уорфа. «Правка языка» в понимании Л.Витгенштейна, представителей Венского философского кружка

2.3.2 Критическая лингвистика и критический анализ дискурса. Работы Т.ван Дейка, Н.Фэрклоу, Р.Водак, понятие политической корректности

2.3.3 Работа Клемперера « Язык третьего рейха»

Язык советской прессы. Сопоставление советской и немецкой языковой ситуации.

«Новояз» Оруэлла

2.3.4 Корреляция политической ориентации и функционального стиля

( на примере современных греческих газет)

2.3.5 Понятие « языковой правки»


  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.



Примерный перечень тем рефератов


  1. Основные теории развития и изменения языковой нормы.

  2. Наддиалектное койне

  3. Диглоссия и двуязычие в контексте разных культур.

  4. Проблема диглоссии в Древней Руси. Теория Б.А.Успенского.Pro et contra

  5. Становление литературной нормы в русском языке.

  6. Дифференциация норм письменной и устной речи.

  7. Формирование литературной нормы на примере разных культур.

  8. Эталонные тексты и их роль в разных культурах.

  9. Язык и власть ( на примере разных культур)

  10. Языковая ситуация постреволюционной России


  1. Перечень примерных контрольных заданий для самостоятельной работы:


1. Что такое литературный язык и язык литературы?

  1. Что такое « языковая правка»?

  2. Что такое диглоссия и двуязычие?

  3. Какова роль эталонных текстов в формировании литературного языка?

5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.



  1. Языковая норма и узус

  2. Двуязычие и диглоссия

  3. Философские основы «правки языка»

  4. Понятие политической корректности

  5. Формирование литературной нормы в Германии

  6. Формирование литературной нормы в Италии

  7. Формирование литературной нормы в Греции

  8. Проблема диглоссии в Древней Руси.

  9. Становление литературной нормы в русском языке

  10. Многоязычные поэтические традиции

  11. Русско-французское двуязычие

  12. Чешско-немецкое двуязычие

  13. Финско-щведское двуязычие

  14. Гипотеза Фергюсона –pro и contra

  15. «Письменность» и «устность»



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ




п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

В том числе

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинары

1.

Языковая норма и языковой узус в их взаимосвязи

8

8







2.

Двуязычие и диглоссия

16

12

4




3.

Язык и власть

12

8

4







ИТОГО:

36

26

10





IV. Форма итогового контроля: ЗАЧЕТ
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

. .

2. Wienreich U., Languages in contact , findings and problems, N.Y.,1953

3. Ferguson Ch.A., Diglossia, “Word” ,1959, vol.15

4. Ferguson Ch.A., Language structure and language use , Stanford, 1971

5. Щерба Л.В., Избранные работы по русскому языкознанию, М.1957

6. Косериу Э., Синхрония, диахрония и история, в кн. Новое в лингвистике,.1963

7. Леонтьев А.А., Слово в речевой деятельности, М., 1965

  1. Havranek B., Zur Problem der Norm in der heutigen Sprachwissenschaft und Sprachkultur, в кн. A Prague school reader in linguistics, Bloomington ,1964

  2. Теория литературного языка в работах ученых ЧССР,

в кн. Новое в зарубежной лингвистике, вып.XX, М.1988

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы , М.,Наука 1977

  2. Беликов В.И., Крысин В.П. Социолингвистика, М.,2001

  3. Вежбицкая А. Язык, культура, познание

  4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно М. « Высшая школа», 2001

  5. Кронгауз М.А. Семантика. М. 2001

  6. Степанов Г.В. К проблемам языкового варьирования, М.1979



  1. Успенский Б.А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для русского литературного языка

  2. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XYIII- начала XIX вв.

. 15.Белл Р.Т., Социолингвистика. Цели, методы и проблемы, М.,1980

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство образования российской федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования российской федерации iconПрограмма дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления...
Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации
Министерство образования российской федерации iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Министерство образования российской федерации iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство образования российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Министерство образования российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования российской федерации iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации инструктивное письмо
Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 2003 годы
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Министерство образования российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск