Простите великодушно





НазваниеПростите великодушно
страница1/11
Дата публикации22.04.2015
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Галина Волина

ПРОСТИТЕ ВЕЛИКОДУШНО

Сюжет из жизни благотворительного фонда. Трагикомедия в четырёх действиях.
Действующие лица.

Пестова Ирина Эдуардовна, 48 лет, выглядит моложе, приятной внешности, оптимист по натуре, хотя и бита жизнью; любит искусство; образование – высшее, редактор по профессии. Президент благотворительного Фонда «Бригантина», опекающего юные дарования.

Пестов Герман Владимирович, её муж, 50 лет, офицер запаса, с высшим военным образованием, статный, интересный; характер спокойный, уравновешенный. Исполнительный директор Фонда.

Регина, дочь Пестовых, 26 лет, умная и красивая женщина, шатенка, часто общается с родителями по телефону, а приезжает редко; психолог по профессии, с высшим образованием; живёт с мужем и ребёнком по другому адресу. Домашнее прозвище – Кошка.

Лизонька Милограй, юное дарование 15 лет, необыкновенно хороша собой, стройная, тоненькая, большеглазая, русоволосая, волосы вьются крупными волнами. Живёт в Якутии, в городе Токмакане, в Москву переезжает лечиться и учиться.

Кузьма Милограй, её брат 18 лет, переезжает в Москву вместе с сестрой поступать в вуз; имеет первый спортивный разряд в беге.

Милограй Вианор Кирович, отец Лизоньки и Кузьмы, 40 лет, инвалид 3 группы, образование высшее педагогическое (русский язык и литература), занимается торговлей как частник. Торговый маршрут – Токмакан-Москва и обратно.

Милограй Инна Игоревна, жена Вианора Кировича, 38 – 39 лет, мать Лизоньки и Кузьмы, многогранный талант. В пьесе не показывается, но играет важную роль.

Ольга Павловна, соседка Пестовой, работница кондитерской фабрики, 46 лет, здоровая, крепкая женщина, с простым лицом, прямого нрава, мать двух сыновей. Замужем. Пишет искренние, но несовершенные стихи.
Действие происходит в Москве, в начале 21-го века, в 2003 – 2004 годах, на протяжении года и восьми месяцев.

В пьесе использованы некоторые «крутые мысли» Бориса Крутиера. Стихи-буриме написаны Ириной Егоровой. Стихотворение о ёжике – Светланой Трагоцкой. Другие стихи – Элеоноры Иоффе, Дины Бурачевской, Галины Волиной.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена 1-ая, февраль 2003 года.

Поздний вечер. Зима. Трёхкомнатная квартира Пестовых в «хрущёвке», рабочая комната, она же служит офисом. Здесь уютно, тепло. Играет тихая музыка, Бах или Шуман. На рабочем столе – компьютер, на стенах – картины, цветы, полки с книгами, вазами, шкаф с документами фонда. Пестова работает за компьютером, заглядывает в толстый словарь, в какие-то брошюры, книги.

Раздаётся телефонный звонок. Музыка замолкает.

Пестова. Аллё! Я вас слушаю. Аллё, аллё! (Дует в трубку.) Вас не слышно, перезвоните! Что за связь?! (Снова телефонный звонок.) Аллё! Я вас слушаю. (Весь разговор слышен зрителям.)

Милограй. Добрый вечер! Простите великодушно за столь поздний звонок. Я попал в благотворительный Фонд «Бригантина»?

Пестова. Да...А с кем я…

Милограй (перебивает). Вы Ирина Эдуардовна?

Пестова. Я …а вы…

Милограй (перебивает). Ваш Фонд покровительствует одарённым детям, не так ли? И я хотел бы представить вам супер-талантливую девочку пятнадцати лет. У неё хрустальное сопрано, пластика, как у Дункан…у Айседоры, играет на фоно… Но главное – с 4-х лет пишет такие… стихи, что уже издала в Москве два поэтических сборника, с собственноручной графикой. Рисунки обалденные, уж вы поверьте! Недавно написала научный реферат, знает языки, английский на разговорном уровне и… якутский, со словарём. Не считая русский.(Замолк.)

Пестова (с иронией). Она ещё не в книге Гиннеса? А вообще я вас внимательно слушаю. Пожалуйста, представьтесь и скажите, где девочка живёт и как её зовут.

Милограй (поспешно). Её зовут… Лизонька! Её уже хотят принять в Московский Союз писателей, во главе с очень известной поэтессой Риммой Казаковой, вы с ней случайно не знакомы?

Пестова. Случайно нет. Но стихи её люблю. Назовите фамилию девочки и представьтесь, наконец.

Милограй. Фамилия Лизоньки – Ми-ло-грай, а я её спонсор, Вианор Кирович.

Пестова. Как-как?

Милограй. Ви-а-нор Ки-ро-вич. Все говорят, что у меня очень редкое и звучное имя. Не так ли?

Пестова. Точно так. Ну и…

Милограй. Дело в том, дражайшая Ирина Эдуардовна, что я попал в пиковую ситуацию. Звоню с вокзала. Промёрз до костей… Мне совершенно необходимо с вами встретиться. Я вам книжки Лизонькины привезу. Ваш адрес я знаю. И даже дверной код.

Пестова. А кто вам дал телефон и адрес?

Милограй. В справочнике нашёл.

Пестова (безапелляционно). Ни в одном справочнике нашего Фонда нет. Тем более, дверного кода.

Милограй (замявшись). Мне крайне неудобно называть источник информации.

Пестова. Называйте. Иначе повешу трубку.

Милограй. Ыа-а-а…Мне о вас рассказали… Благовы, ваши подопечные. Я некоторым образом…тоже из Токмакана.

Пестова (меняя интонацию). Да что вы?! Из Токмакана? А что же сразу не сказали? Я же спрашивала! У вас там таланты самосевом растут, что ли?

Милограй. Так я подъеду? Через час…

Пестова. Как через час? Скоро полночь, я спать собираюсь. И вставать рано – дела. Давайте лучше завтра днём, часов в 12.

Милограй. Умоляю, давайте не откладывать! Мне сообщить вам надо нечто архиважное.

Пестова. А по телефону никак?

Милограй. Исключено, это не телефонный разговор. Вы, кажется, мне не совсем доверяете? А хотите, я вам имена Благовых назову? Чтобы вы убедились в моей… идентичности.

Пестова (весело). Ну что ж, назовите, а то время тёмное, мало ли что…

Милограй. Лена и Надя – пианистки, Пётр – будущий певец, а самый младший – Юрик, по прозвищу Рюрик, на скрипочке играет. А хотите, скажу, где они учатся в Москве? Хотите?

Пестова. Отставить, Вианор Кирович. Так уж и быть, подъезжайте. А почему вы не хотели назвать Благовых?

Милограй. Они очень просили на них не ссылаться – и я им… слово дал.

Пестова (хмыкает).Типичный случай. Слово дал, да выдал. Ладно, жду вас.

Милограй. О, моя радость не знает границ! Я счастлив, как дитя, верьте мне! Лечу!

Пестова. До встречи. (Вешает трубку.) Поглядим, что это за дитя…летающее.

Готовится к приходу ночного гостя. Накрывает маленький столик, приносит посуду и еду к чаю.
Сцена 2-ая.

В прихожей квартиры Пестовых. Мелодия какого-нибудь шлягера.

Перед Пестовой – высокий человек с густой, средней длины, седеющей живописной бородой и с усами. Волосы на голове русые, тоже длинные, вьющиеся, с сединой. Щёки и нос – покрасневшие, с мороза. Одет в старую тёплую куртку неопределённого цвета, на ногах – оленьи унты. На голове – собачья шапка, на спине – огромный рюкзак. Вошедший улыбается и кланяется беспрерывно, одновременно извиняясь.
Милограй. Я причиняю вам неудобства... приношу извинение… 1000 раз!

Пестова разглядывает его с любопытством.

Пестова. Вот сюда – куртку, шапку можно на полку, вот тапочки…

Милограй. Благодарствую!

Он раздевается, ловко снимает набитый чем-то неподъёмный рюкзак. Под курткой гостя надет свитер серого цвета, грубой вязки, несвежего вида, джинсы тоже грязноватые, как и унты. Надевает тапочки, на его носках видны дырки. От ног пахнет, Пестова морщит нос. Музыка замолкает.

Пестова (Вианору). Давайте поздороваемся. ( Она протягивает ему правую руку, он как будто в замешательстве. Потом лениво протягивает ей левую и пожимает.) Вы что – левша?

Милограй (подчёркнуто-печально, отрицательно качая головой). Инвалид… 3-ей группы.

Пестова. А с виду Геркулес…Такой сундук на спине таскать! И что же у вас с правой?

Милограй. Случилась авария в цехе. У меня повреждён локтевой нерв. (Высокопарно.) Я был когда-то сталеваром.

Пестова. Легендарная мужская профессия!

Милограй. Пришлось уйти на вольные хлеба…А где ваш супруг, если не секрет?

Пестова (весёлым тоном). В секретной командировке. Садитесь-ка за стол. И давайте скорее к сути, а то поздно, устала я, ей-богу…

Милограй (голодным глазом оглядывая стол). Понимаю – мой визит не ко времени, но – се ля ви…Только поздно вечером смог вам позвонить. А так… целый день крутился по Москве, аки заводной.

Пестова. Как?! А я думала – вы только что с поезда…

Милограй. Ну что вы! У меня в Москве дел по горло. Я в столицу частенько наведываюсь. В издательство заглянул – в разведку, насчёт третьей Лизонькиной книжки, в Союз писателей забегал, ещё там…в разные нужные точки. А рюкзак закинул в камеру хранения. Потом на хребет – и к вам.

Пестова. Руки будете мыть?

Милограй. А горячая вода у вас есть?

Пестова. Что за вопрос?

Милограй. А мы в Токмакане с колонкой нагревательной живём…

Пестова. А мы долго в деревянном доме жили и за водой на колонку ходили…

Милограй. В каких же краях?

Пестова. В послевоенной Москве таких краёв хватало…

Милограй. Шутница вы!

Пестова (хмыкнув). Местная я. На Яузе родилась… Горячая вода и (цитируя гостя) «разные нужные точки» – у входной двери налево.
Сцена 3-я. Рабочая комната Пестовых.

Пестова и Вианор садятся пить чай, она кладёт на его тарелку бутерброды. Вианор сначала ест жеманно, потом всё убыстряя темп, поедает бутерброд за бутербродом, пьёт чашку за чашкой.

Милограй. Верите ли, маковой росинки с утра во рту не было. Проголодался, аки волк.

Пестова. Чего ж себя голодом морить?

Милограй. Минутки не нашлось забежать в кафе. Так и терпел. (Выбирает крошки из бороды, вытирает салфеткой рот, приглаживает рукой волосы, прихорашивается, играет глазами.)

Пестова. Вы обещали Лизонькины книжки показать. (Уносит посуду, вытирает столик.)

Милограй. Сей момент, они в рюкзаке. Только вторично руки помою, чтобы не запятнать. (Выразительно смотрит на руки Пестовой.) Уж и вы потрудитесь! (Пестова снова хмыкает, но послушно идёт мыть руки. Вслед за ней – Вианор. Потом он лезет в свой рюкзак и достаёт две книжки в полиэтиленовом пакете.) Газетку чистую подстелите, будьте любезны.
Пестова взглядывает на гостя с весёлым смешком – и стелет на столик газету.

Милограй. Вот…Смотрите, читайте, дивитесь.

Пестова (медленно листает, смотрит то одну книжку, то другую). Да-а-а, поразительно… «Серый день, скулящий ветер, И такая в небе муть, Что в куски тумана эти Палку хочется воткнуть!»…А это вот – как сильно: «Фары встречно летящих машин Ослепляют внезапно, как выстрел! Ты один, ты один на один С этим страха мельканием быстрым!» И ещё: «…Мимо сирых полей и равнин, И селений безлюдных, забытых – Ты один, ты один на один С этой ночью, дождями размытой…» Жутко взрослые мысли, а образы! Но что-то уж очень трагично. «Больничной прозрачною ночью, Очнувшись, я вижу воочию, Что кто-то, неясный, приник к окну И смотрит мне прямо в очи. Но это шестой этаж, о Боже! Кто же там, кто же?» А концовка – о-о! «Кто в душу мою пожелал смотреть? Жизнь? Смерть?»

Милограй. Болела тяжело, вирусным гриппом, вот и стихи такие мрачные.

Пестова. А в более ранних другой настрой. «Гам, веселье, птичьи трели! Лето красное пришло! Хватит спать! Вставай с постели! Посмотри, как хорошо И на речке, и за домом, И на скошенном лугу! Хочешь – праздник мы устроим на зелёном берегу…» Или вот, про медведя: «Отыскал он сосну И готовится ко сну В нише под корнями. Сухо там и тепло, Ворох листьев намело – Славно Мишке в яме!»…Ритм интересный. И вот мажор: «В мае мир глядится новым: Небо в цвете васильковом, Переполнились пруды, Заневестились сады». Отлично. А «Гимн пельменю»? (Читает про себя, хохочет.) «Оставьте глупые насмешки – Безумно я люблю пельмешки! Оставьте мелкие дела – Я гимн пельменю создала!.. Наполнены мечтой и негой, Пельмени кружат вместо снега, И проплывают облака, надув пельменные бока…И вместо солнца целый день Гуляет по небу пельмень!..» Молодец! Умница! Вот это я понимаю!

Милограй. Но это же закономерно – юные поэты созревают умственно много раньше своих сверстников! Вспомните Цветаеву!

Пестова (взглянула на Милограя, не отвечая, читает дальше). «В реке купались мы вдвоём, Наш смех летел за окоём. Вдруг небо тучами закрыло. Гром разорвался в высоте, И захлестали по воде Грозы размашистые крылья. И предков страх нас обуял, И мальчик тоненький обнял Меня впервые дерзновенно… Глядели мы глаза в глаза, Пока ревущая гроза Нас отрезала от вселенной»… У меня аж мурашки… « О, этот взгляд! Он вопрошал, Ласкал, врагов на битву звал! Он полон был великой тайны… Я верю: там, во тьме веков, Была нам явлена любовь Грозой и громом – не случайно»… А вот это – опять больничное? «Мне жить обычной жизнью не дано, А я хочу скакать по летним лужам, Как воробьи, галдящие снаружи, Глядящие в стерильное окно…»

Милограй. Да. Тогда она тоже в больнице лежала. С воспалением лёгких…

Пестова. Вы так хорошо всё про неё знаете, вы ей кто?

Милограй. Я же сказал – спонсор.

Пестова. А…как ваша фамилия? (Гость молчит.) Почему вы молчите, господин спонсор?

Милограй. Моя фамилия, как ни странно, совпадает с Лизонькиной…

Пестова (с хитрецой). А не совпадает ли отчество Лизоньки с вашим именем?

Милограй (помолчав, со вздохом). Вы угадали.

Пестова. А почему вы стесняетесь своего отцовства?

Милограй (с раздражением). Потому что по опыту знаю, что к родителям, продвигающим своё чадо к Олимпу, так сказать, отношение неприязненное. Даже глумливое. И оно тотчас переходит на ребёнка.

Пестова. А вот я считаю, что родители – лучшие спонсоры своим детям.

Милограй. Вы тысячу раз правы! Наконец-то я вижу единомышленника! Это воодушевляет!.. А как Вам рисунки?

Пестова. Признаюсь, такой графики я не ожидала. Как верны и всё же по-детски трогательны пропорции… а эстетика линий, динамика…А фантазия – это ж с ума сойти! Как она это делает? Технически, я имею в виду.

Милограй. Пером. Как Надя Рушева, царство ей небесное. (Крестится.)

Пестова. Но у Нади был абсолютно другой стиль!

Милограй. Ну да! У Лизоньки своя манера. Её рисунки похожи на офорты. Но есть с Надей одно общее: никаких черновиков. Когда рисуешь пером, ошибки непоправимы, пошла линия не в ту степь – и весь рисунок насмарку. У Лизоньки глаз – алмаз. Увидела раз – и… как отпечатала. Сперва её моя супруга учила, Инна Игоревна, а теперь Лизонька в студию ходит.

Пестова. Ваша жена – художница?

Милограй. Ну да! Только она масляную живопись предпочитает, а Лизонька – графику. Супруга моя рассказы публикует, а Лизонька – стихи. Вот такое семейное разделение труда…

Пестова. Здесь на фото (показывает на обложку) Лизе лет 9, а здесь (показывает на вторую книжку) – лет 14.

Милограй. Угадали с абсолютной точностью. Ну, какова?

Пестова. Хороша, ничего не скажешь. А улыбка у неё…грустная не по-детски… и чуть загадочная.

Милограй. Ну да! Как у Моны Лизы. (Выделяет слово Лиза.) Все так говорят.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Простите великодушно iconПростите нас за может и сверхуверенность в наших возможностях, но...

Простите великодушно iconНина Павлова красная пасха
Простите меня, о. Василий, о. Трофим, о. Ферапонт, если по немощи духовной написала о вас что-то не так, и молите Господа о нас,...
Простите великодушно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В которой, собственно, и нахожусь. С голубем, пистолетом и подружкой, ага. Причем все это сложилось в довольно сложную – сложились...
Простите великодушно iconПростите нас, Семён Степанович, что Вас от лжи нам не спасти!
Среди последних появились настоящие «очернители» С. Гейченко. То они посылают его в штрафной батальон, сражавшийся неизвестно где,...
Простите великодушно icon«Чудеса» в школе на Ленинском
«Школьное телевидение». И первым среди них был директор школы Григорий Исаакович Липман. Вы можете подумать, что наступило время...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск