Скачать 473.3 Kb.
|
Городской конкурс конспектов уроков по литературе 2011 Управление образования г.Волгодонска [Введите подзаголовок документа] Муниципальное учреждение информационно-методический (ресурсный) центр г. Волгодонска Управлением образования г. Волгодонска и МУ информационно – методическим (ресурсным) центром г. Волгодонска с 17 января по 18 февраля 2011 года среди учителей общеобразовательных учреждений города проводился городской конкурс конспектов уроков по литературе «Урок литературы XXI века»Цели конкурса
Задачи конкурса
На конкурс было представлено 13 работ из 11 общеобразовательных учреждений: МОУ СОШ № 7, 8, 13, 22, гимназий №1 «Юнона», №5, «Юридическая», лицеев №11, 24, «Политэк», центра образования. Жюри конкурса определило победителей и призеров конкурса: I место – Заболотнова О.И., учитель МОУ лицея №11; II место – Карсина Т.В., учитель МОУ центра образования; III место – Матвеева А.Н., учитель МОУ лицея «Политэк»; Воронцова А.Н., учитель МОУ лицея №24. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №11 Заболотнова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 11. Общий стаж педагогической работы – 31 год Имеет высшую квалификационную категорию. В 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование» В совершенстве владеет дидактическими и методическими основами преподавания, разрабатывает рабочие программы по предмету и программы дополнительного образования в соответствии с современными требованиями, использует инновации в образовательной деятельности. Учитель осуществляет коммуникативно-деятельностный, диалоговый подход в обучении русскому языку на текстовой основе. В целях повышения интереса к предмету, углубления знаний учащихся, стимулирования к самостоятельной исследовательской деятельности Ольга Ивановна использует проектный метод обучения, защиту творческих работ (докладов, рефератов, презентаций, исследовательских работ), практикует рейтинговое оценивание, которые расширяют возможности индивидуализации образования с позиции личностно-ориентированного обучения. Итоговый урок по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс. Тема: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»? Тип урока – урок комплексного применения ЗУН. Методы обучения: проблемный, исследовательский, с использованием ИТ. Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, учебники, презентация. Оформление доски: эпиграф …край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода. Л.Н.Толстой ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
ХОД УРОКА I. Оргмомент. II. Постановка целей. Вступительное слово. Учитель: Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным: этот – друг, он хороший, а тот - враг, он плохой. Однако, поставив себя на место противника, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение. Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких? III. Проверка домашнего задания. Ученики: - Автор создает образ каждого персонажа с помощью портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми. - Иногда автор использует «говорящие» фамилии. Мы на предыдущих уроках говорили об этом. Учитель: О чём же нам «говорят» фамилии главных героев рассказа «Кавказский пленник»? Ученики: - «Жила» – прочное окончание мыщц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин. - «Костыль» - палка для хромых или больных людей. Таким образом, автор словно подсказывает, что Костылин слабый, нуждающийся в помощи и поддержке человек. Учитель: Правильно. Наша задача - научиться видеть в тексте эти авторские средства, чтобы понимать мысли и чувства героев, объяснять мотивы их поступков. Дома вы составляли по группам синквейны на героев рассказа. Представьте их вниманию своих товарищей. Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста. Самые удачные записываются на доске (от каждой группы): 1 группа – пленники; 2 группа – Дина и её отец; 3 группа - «красный татарин» и старик-татарин Жилин Смелый, добрый, трудолюбивый. Помогает, лечит, рукодельничает. Он не привык отступать перед трудностями. Герой! Костылин Дина Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая. Ноет, спит, ждёт (денег). Помогает, рискует, грустит. Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту. Эгоист! Преданный друг! Абдул Мурат Красный татарин Гостеприимный, добрый, смелый. Сильный, воинственный. Смеётся, хвалит, торгуется. Ненавидит, кричит, ругается. Способен понять и оценить человека. Презирает всех русских. «Твоя хорош!», «Моя хорош!». Он враг. Старик-татарин Одинокий, злой. Кричит, смотрит волком, убил сына. Настаивает на убийстве пленников. Несчастный! IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст. Обсуждение синквейнов. Учитель: Какие качества характера в Жилине вы считаете главными? - Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена. Учитель: Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей? - Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар. Учитель: Как называют татары Костылина? - Татары называют Костылина «смирный». Учитель: А Жилина? - А Жилина татары называют «джигит». Учитель: Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают? - Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком. Учитель: Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны? - Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими. Учитель: Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина? - Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным. Учитель: Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки? - Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга. - У Дины можно поучиться смелости, доброте, предусмотрительности. Учитель: Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина? - Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Учитель: Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев? - Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть. - Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие. - Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём. - Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям. Учитель: Третья группа назвала старика-татарина «несчастным». А ведь именно он требовал убить русских пленников. Как вы прокомментируете своё отношение к этому персонажу? - Мне жалко старика, потому что он очень несчастен: война отняла у него всех сыновей! - Я думаю, что последний сын очень не хотел погибнуть в бессмысленной войне и поэтому перешёл на сторону русских, а отец от горя стал очень озлобленным и убил его. Я думаю, что он даже сошёл с ума от горя, потому что в каждом русском видел врага. V. Закрепление литературоведческих понятий. Учитель: На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас в тетрадях. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой? Система образов в рассказе (слайд презентации) Учащиеся: - Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война. - Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу по - человечески. - Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской. - Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками. Учитель: Я думаю, что каждый из вас прав: война делает людей жестокими, она несёт с собой смерть, ненависть к людям. Она бесчеловечна, так как губит в душах самое святое: любовь к ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, возможные в мирное время. Кроме того, желая выжить любой ценой, слабый человек поддаётся больше инстинктам, чем разуму, в нём проявляются все самые плохие, низменные качества: ненависть, жадность, эгоизм, трусость, предательство и др. Это мы наблюдали, анализируя поведение Костылина, Абдул Мурата и старика-татарина. VI. Этап осмысления. (Работа с презентацией) Учитель: Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель. Проблемные вопросы к рассказу:
VII. Этап рефлексии. Учитель: Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях? - Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин. - Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать. - Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы. - Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни. - Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными. Учитель: Я рада, что вы сумели разобраться с основными идеями рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит, проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном рассказе «Кавказский пленник». VIII. Домашнее задание: Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»? В стилистике русского языка выделяется три типа текстов: повествование описание рассуждение Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения? В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений, слайд резентации)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования» Карсина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Центр образования». Общий педагогический стаж – 18 лет. Имеет высшую квалификационную категорию. Есть в мире понятие преданности, преданности своей стране, преданности родным и близким. Татьяна Викторовна предана своей профессии. Постоянно в творческом поиске, стремится каждый свой урок сделать уроком- открытием, где сам ученик становится исследователем и первооткрывателем. Ее можно назвать настоящим педантом – но во всем положительном смысле этого слова. В любом изучаемом вопросе пытается дойти до самой сути этого вопроса и этому же учит своих детей. Это не мешает ей быть творческой личностью и столь же творчески проводить свои уроки, совмещая реальность с фантастикой и сказкой. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре... | Наши достижения городской конкурс проектов уроков с использованием икт Конкурс лучших учителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" | ||
Э. Ш. Перегудова английский язык книга для учителя к учебник Разработка конспектов уроков по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» | Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок Разработка конспектов уроков по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» | ||
Конкурс уроков по русскому языку / литературе с использованием эор МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | Представленная на городской конкурс мультимедийных пособий для учителей... В пособии рассматривается методика проведения 6 уроков обучения основам языка гипертекстовой разметки документов | ||
О проведении городского конкурса конспектов уроков «Урок биологии XXI века» Управления образования г. Волгодонска и му информационно – методического / ресурсного/ центра г. Волгодонска на 2011 – 2012 учебный... | Конкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу... | ||
Конкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро «фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической... | Конкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро «фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической... | ||
Электронные образовательные ресурсы Язык программирования Pascal 30 видеоуроков, 30 конспектов уроков, программа «Поурочный контроль ученика» | Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класс Проверка конспектов и собеседование по теме самостоятельного изучения «Алкадиены» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Городской конкурс разработок уроков на тему: «Словари на уроках русского языка» проводится с 19 по 28 ноября 2013 года в рамках ежегодного... | Название мероприятия Ко городской смотр-конкурс учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2011 года в номинации «Лучший оздоровительный... | ||
Конкурс Кубышка Медиа Уроков Учрежденый Отделом Образовательных Проектов компании "Кирилл и Мефодий" в феврале 2001 года для оказания содействия тем педагогам,... | Межмуниципальный конкурс конспектов Актуализировать знания учащихся по теме «Корень» в предметных областях математика, русский язык, окружающий мир |