Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок





Скачать 460.49 Kb.
НазваниеПопова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок
страница1/3
Дата публикации14.10.2013
Размер460.49 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
  1   2   3
МОУ Калининская основная общеобразовательная школа»

Разработка конспектов уроков по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Автор: учитель начальных классов

высшей категории

Попова Галина Михайловна

Калининская 2013

Содержание.

Введение

1. Структура урока введения нового знания по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...
2.План- конспект урока введения нового знания по русскому языку в 3-м классе.

3. Структура урока развивающего контроля по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...» 

4. План-конспект урока развивающего контроля по по русскому языку в 3-м классе.

5. Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы

«Школа 2000...»

6. План-конспект урока рефлексии по окружающему миру в 2-м классе.

7. Структура урока общеметодологической направленности по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...» 

8. План-конспект урока общеметодологической направленности по литературному чтению в 3-м классе.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

УРОК - это зеркало общей и пе­дагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

пока­затель его кругозора и эрудиции.

Сухомлинский В.А.

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, ме­тоды, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть ус­воены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

  • на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

  • на уровне применения знаний по образцу;

  • на уровне применения знаний в новой ситуации. Современное содержание обра­зования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, опреде­ляются непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе само­стоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько поиск таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы дея­тельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

3. Изложение учебного материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях материал изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой ло­гикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической це­лью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не тра­диционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного и т.д., а шаги, обусловливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания.

5. На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизве­дения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных ус­ловий эффективности урока.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.

  2. Урок решения учебной задачи.

  3. Урок моделирования и преобразования модели.

  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


Структура урока введения нового знания по технология деятельностного метода программы «Школа 2000... (Л. Г. Петерсон)

Основные цели:

1. Формирование способностей к основным видам деятельности
2. Усвоение содержания учебной программы.

Структура урока :

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется со­держательная область («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
 
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к про­ектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, доста­точных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствую­щих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.  
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым спо­собом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фик­сируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуни­кативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постанов­кой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме моз­гового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После постро­ения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков  о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В за­вершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

5.
Первичное закрепление во внешней речи.  
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые за­дания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма рабо­ты: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового спосо­ба действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организа­ции ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую по­знавательную деятельность.

7.
Включение в систему знаний и повторение. 
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходи­мости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и под­готовку введения нового знания на последующих уроках.
8.
Рефлексия деятельности (итог урока).  
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уро­ке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и резуль­татов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме моз­гового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После постро­ения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков  о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В за­вершение устанавливается, что учебная задача разрешена.4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме моз­гового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После постро­ения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков  о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В за­вершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

План-конспект урока введения нового знания по технология деятельностного метода


Род имён существительных.



  1. Предмет: Русский язык

  2. Класс: 3

3.Тема и номер урока в теме: Род имён существительных

4.Базовый учебник: Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях.

Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2010 г

5.Цель урока: Организовать работу по освоению учащимися знаний и первичных умений работы по определению рода имени существительного.

6.Задачи:

- образовательные – развивать умения и навыки устной речи: монологической и диалогической на основе изученного материала, дать представление об определении рода имени существительного

- развивающие – содействовать развитию умения определять род

- воспитательные – развивать умение организовывать, планировать работу в группах, организовывать рефлексию самостоятельной и групповой деятельности, содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной самореализации

7. Тип урока: Структура урока введения нового знания по технология деятельностного метода

8. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная

9.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска или проектор.

компьютер, дидактический материал, «монеты» разного достоинства для рефлексии.

10.Структура и ход урока
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconУрок по теме «Квадратные уравнения» проводится в форме игры
Авторы: Владимирова Ольга Григорьевна, Кирьянова Галина Михайловна, Сахарова Лидия Ивановна
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconИ. О. Попова Галина Николаевна Предмет: русский язык Класс 5 Тип урок
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconЯндараева Ольга Михайловна с. Юнга 2009г. Содержание паспорт программы...
Паспорт программы 2
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconУрок математики в школе примерное содержание: Урок, его структура....
Примерное содержание: Урок, его структура. Основные требования к уроку. Построение уроков основных типов. Система подготовки учителя...
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Галин, Г. С. Галина, М. Х. Идельбаев, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова, А. М. Сулейманов
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconСодержание Введение 6 Положения, выносимые на защиту 13 Глава Обзор...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconУмберто Эko Отсутствующая структура Введение в семиологию ббк 87....
...
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconРабочая программа По предмету геграфия. 6 9 класс. Учитель Попова Вера Михайловна
Программа реализуется в учебниках по географии для 6—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconСодержание обращение к читателям 3 Введение 6 раздел 1
Урок Что такое экономика 15 Урок Основы хозяйственной жизни человечества 19
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconУрока: Воспитывающие
Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф)
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель обществознания моу «сош №3» г. Южноуральска Челябинской области Абросимова Галина Михайловна
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бувдевскя Галина Михайловна, учитель английского языка гбоу 210, г. Санкт-Петербург
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бувдевскя Галина Михайловна, учитель английского языка гбоу 210, г. Санкт-Петербург
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconПротокол Оценочных листов Секция Филология (русский язык и литература)
Ф. И. О (полностью) членов жюри: Нефедова Галина Михайловна, Сорочинская Валентина Николаевна, Проскурнина Елена Александровна
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconДисциплина: «Социальная психология» (зачет) Группа: 4зупп темы рефератов
Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии
Попова Галина Михайловна Калининская 2013 Содержание. Введение Структура урок iconДисциплина: «Психология общения» (зачет) Группа: 2зэ темы рефератов
Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, словарь терминов, персоналии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск