Скачать 156.04 Kb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Составитель: Спивак Т.Д. Шахты 2008 Самостоятельная работа – важный существенный этап в обучении студентов. Она нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, которую они выполняют по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия. Самостоятельная работа студентов необходима не только для овладения дисциплины «Русский язык и культура речи», но и для формирования навыков самостоятельной работы как в учебной, так и профессиональной деятельности. Каждый студент учится самостоятельному решению проблем, нахождению верных решений. Самостоятельная работа выполняется студентами с использованием предложенной им методической литературы и необходимых дидактических материалов, что позволяет облегчить работу и совершенствовать ее качество.
Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Из истории русского языка. Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII-XIX веков: положение русского языка в XVIII веке; роль М.В.Ломоносова в развитии русского языка. А.С.Пушкин – создатель современного литературного языка. Русский язык конца XX века. Положение русского языка в современном мире. Язык как универсальная знаковая система. Основные функции языка. Формы существования языка. Диалекты – система местных говоров. Просторечие – отклонение от литературной нормы. Жаргон. Литературный язык – высшая форма национального языка. Функциональные стили русского языка закрепленность слов за определенным стилем речи. Сфера функционирования. Самостоятельная работа – 6 часов. Литература [1,3,5,6,9]. Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Понятие языковой нормы. Признаки нормы: устойчивость, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Языковые нормы – явление историческое. Три степени нормативности. Вариативность и развитие языковой нормы. Характеристика основных норм литературного языка. Нормы произношения (орфоэпические нормы). Произношение гласных (закон редукции). Оглушение и употребление – законы произношения согласных. Частные нарушения правил литературного произношения. Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления. Значение слова и лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Лаконизм, плеоназм, тавтология. Паронимы. Нарушение нормы в употреблении слов, близких по звучанию, но различных по значению. Морфологические нормы и правильность их употребления. Употребление имен существительных и прилагательных. Трудные случаи именного глагольного управления. Выбор правильного падежа и предлога. Употребление деепричастных оборотов. Нормы русского ударения (акцентологические нормы). Особенности русского ударения (силовое, свободное, разноместное, подвижное, неподвижное). Варианты ударений. Стилистические нормы выбора средств в соответствии с условиями и целями общения. Самостоятельная работа – 6 часов. Литература [1,2,3,4,5,6,9]. Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативность литературного языка
Самостоятельная работа – 4 часа. Литература [1,2,3,4,6,9]. Тема 4 . Речь и речевое взаимодействие. Основные качества речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность).Точность речи: знание предмета, логика мышления, умение выбирать нужные слова. Выразительность речи: изобразительные и выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры). Устная и письменная речь. Разновидности устной речи. Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения. – 4 часа. Самостоятельная работа Литература [1,2,3,4,6,9]. Тема 5. Общение и его слагаемые. Общение и его слагаемые. Классификация общения. Бытовое общение. Условия эффективности разговора. Выбор темы разговора. Нахождение общего языка. Народные раздумья о собеседовании. Деловое общение, его особенности. Соблюдение принципов эффективного слушания. Виды делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, телефонные разговоры. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении. Классификация жестов. Понятность речи: отбор речевых средств (лексика неограниченной сферы и лексика ограниченного словоупотребления: профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, термины, иностранные слова). Способы объяснения слов. Богатство и разнообразие речи: достаточный запас слов, смысловая насыщенность слова – многозначность, синонимы эмоционально-экспрессивная лексика, образная фразеология, неологизмы, грамматический строй языка, пословицы, поговорки, крылатые слова. Устранение словесных штампов, однообразия языка.. – 6 часов. Самостоятельная работа Литература [1,2,3, 6,9]. Тема 6. Устная речь и публичное выступление. Особенности устной речи. Понятие ораторской речи и ее особенности. Роды и виды ораторской речи. Информативные жанры. Реферативное сообщение. Лекция. Доклад. Устная публицистическая речь. Убеждающие жанры. Дискуссия и диспут. Ораторская речь. Собрание. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Самостоятельная работа – 2 часа. Литература [1,2, 4,6,9]. Тема 7. Деловое общение и его разновидности. Особенности делового общения: партнерские отношения; регламентированность; соблюдение речевого этикета; соблюдение принципов эффективного слушания. Виды делового общения: деловая беседа; деловые переговоры; телефонные разговоры. Самостоятельная работа – 4 часа. Литература [1,2, 4,6,9]. Тема 8. Официально - деловая письменная речь Особенности письменной речи. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Общие и специальные функции документа и требования к нему. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Реклама в деловой речи. Требования к рекламному тексту- запоминаемость, способность вызвать коммерческий интерес. Требования, предъявляемые к составлению резюме. Язык и стиль распорядительных документов: постановление, приказ, решение, указание. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Самостоятельная работа – 2 часа. Литература [1,2,3,5,6,8,9].
Реферат – это одна из форм организации самостоятельной работы студентов. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации. Он состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. Студент имеет право самостоятельного выбора темы реферата в соответствии с примерной тематикой. В своем реферате студент излагает различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и полемику ведущих специалистов по изучаемой теме, делает соответствующие выводы и определяет свое мнение по указанной проблеме. Объем реферата должен составлять примерно 12-15 листов печатного текста. План реферата студент разрабатывает самостоятельно или использует образцы примерных планов рефератов. В конце реферата приводится список используемой литературы (не менее пяти источников). План реферата обязательно содержит введение и заключение. Студент защищает реферат в аудитории перед группой на практических занятиях. 2.2 Перечень рекомендуемых тем рефератов. Темы рефератов:
Тест для самопроверки Выбери правильный ответ из трех предложенных (только один вариант правильный). Выпиши букву выбранного варианта (а, б, в) справа. Образец выполнения: 1а (б, в).
а) требование выразительности, целесообразности и уместности речи; б) речевой этикет; в) единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.
а) накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения; б) предполагает правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка; в) вырабатывает навыки общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
а) относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность; б) несоответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы; в) ограниченная сфера употребления, распространения, стабильность.
а) звук; б) слово; в) фонема.
а) познавательную; б) волюнтативную; в) коммуникативную.
а) речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения; б) речь сельских жителей определенной территории; в) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения.
а) привада; б) клёво; в) резетка.
а) серники; б) полуклиника; в) бабло.
а) грин; б) чирик; в) делов.
а) официально-делового; б) публицистического; в) научного.
а) просторечие; б) жаргонизм; в) диалектное.
а) акцентология; б) морфология; в) орфоэпия.
а) более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм; б) строгая, жесткая, не допускающая вариантов; в) нейтральная, допускает равнозначные варианты.
а) омонимы; б) антонимы; в) синонимы.
а) синекдоха; б) аллюзия; в) метафора.
а) противопоставление; б) повторение слов; в) явление, основанное на смежности.
а) горчи[шн]ик; скворе[шн]ик; яи[шн]ица; б) Никити[чн]а; но[чн]ой; зада[чн]ик; в) ябло[чн]ый; ску[чн]о; шапо[чн]ый.
а) посе[ф]; демаго[к]; репорта[ш]; на[т]пись; б) докла[д]; деви[з]; у[з]кий; бумеран[г]; в) монта[ш]; сою[с]; бума[ж]ка; [ф]чера.
а) одиновременно; б) радушный; в) облегчить.
а) кафе, алиби, ателье, бюро; б) мозоль, туфля, салями, авеню; в) тюль, толь, кофе, Шахты.
а) Элен, цеце, Янцзы, ООН; б) бра, Перу, алиби, вето; в) мямля, рева, дылда, злюка.
а) Сейчас растет заболеваемость инфекционными заболеваниями; б) Система кондиционирования позволит вам чувствовать себя удобно и комфортно; в) Меню ресторана изобилует деликатесами.
а) Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состояние вызывает тревогу. б) Решительность поступков президента вызывает уважение. в) Инспектор осудил неправоту арбитра. 24. Укажите предложение, свободное от речевых штампов и канцеляризмов: а) Знакомство с данными материалами поможет вам в деле укрепления здоровья. б) Этот памятник русской архитектуры поражает своими размерами. в) И даже в свои 89 лет дядя Иван упорно трудился на посту дворника. 25. В каком предложении нарушена лексическая словосочетаемость? а) Именно при нем расцвела финансовая пирамида. б) С тех пор его рейтинг практически никогда не падал. в) От этой ситуации волосы встают дыбом. 26. Укажите правильные формы родительного падежа множественного числа существительных: а) апельсинов, ботинок, вафель, полотенец; б) апельсин, ботинков, вафель, партизанов; в) апельсинов, ботинков, вафлей, полотенцев. 27. Отметьте наименования профессий и должностей, которые не имеют родовых пар: а) секретарша, солистка, студент, велосипедистка; б) юрист, доктор наук, маникюрша, мастер спорта; в) ткачиха, фельдшерица, учитель, портной. 28. Укажите ошибочное употребление полной и краткой формы имени прилагательного: а) Он был очень похожий на отца. б) Наш сад красив осенью. в) Ваш интерес к нему вполне понятен. 29. Укажите неправильное употребление предлога: а) Он сегодня рано пришел со школы. б) Из зала на сцену вышел мужчина. в) Утренняя зарядка необходима для укрепления здоровья. 30. Отметьте словосочетания, которые являются свободными: а) Завязать узел, выйти из комнаты, падать в яму; б) Завязать переписку, выйти из себя, падать в обморок; в) Сбивать с толку, сойти с ума, нести потери. 31. Слово «очи» относится к: а) разговорной лексике; б) стилистически-нейтральной лексике; в) книжной лексике. 32. Градация – это: а) противопоставление; б) расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения; в) суждение, резко расходящееся с общепринятым. 33. Согласный перед е произносится твердо в слове: а) тезис; б) термин; в) Одесса. 34. Согласный перед е произносится мягко в слове: а) сервис; б) декада; в) менеджер. 35. Буква е произносится как [е] в слове: а) белесый; б) бытие; в) маневры. 36. Буква е произносится как [о] в слове: а) желчь; б) житие; в) афера. 37. Термин «этикет» был введен: а) Людовиком XIV; б) Карлом XII; в) Петром I. 38. Выражение «Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать» является: а) инверсией; б)гиперболой; в) метафорой. 39. Выражение «Его пример – другим наука» - это : а) фразеологизм; б) пословица; в) крылатое выражение. 40. Крылатое выражение: «О времена! О нравы!» принадлежит: а) Вольтеру; б) Цицерону; в) Ломоносову. 41. Слова матрос, зонтик, галстук относятся: а) к голландскому языку; б) к испанскому языку; в) к немецкому языку. 42. Найдите слово с неверным толкованием: а) инцидент – происшествие, недоразумение; б) консенсус – собрание, организация; в) инфляция – повышение общего (среднего) уровня цен в экономике. 43. Ошибочное, неправильное употребление слова резетка фиксирует нарушение: а) лексических норм; б) орфоэпических норм; в) грамматических норм. 44. Найдите слово с неправильным ударением: а) завороженный; б) умерший; в) разомкнутый. 45. Употребление следующего слова (выражения) является неуместным: а) таким образом; б) дали отпор; в) стало быть. 46. Выберите нужное слово: «Свободные экономические зоны могут содействовать … стратегических планов России»: а) реализации; б) выполнению; в) осуществлению; 47. Найдите словосочетание, в котором встречается плеоназм: а) самый наилучший; б) памятный сувенир; в) красное солнышко. 48. Найдите выражение, которое является поговоркой: а) Что на уме, то на языке. б) Цыплят по осени считают. в) Любви все возрасты покорны. 49. Кому принадлежит это крылатое выражение: «Сейте разумное, доброе, вечное»: а) Н.В. Гоголю; б) Н.А. Некрасову; в) И.А. Крылову. 50. Фразеологизм [форс мажор] обозначает: а) легкость необыкновенная; б) красота неописуемая; в) сила непреодолимая (созданная стихией). 51. Какой категории нет в других языках, она есть только в русском языке: а) категория времени; б) категория рода; в) категория вида. 52. Укажите неверно употребленную фразу: а) У стены стоял черный рояль. б) Я кладу книгу на стол. в) Я скучаю по вам. 53. Что означает диалектное слово жито: а) пшеница; б) рожь; в) овес. 54. Найдите словосочетание с неправильным использованием связи слов: а) тревога о ком-нибудь; б) любовь к женщине; в) знание правил. 55. Найдите словосочетание, связанное с нарушением грамматических норм: а) согласно проекта; б) благодаря помощи; в) вопреки непогоде. 56. Речевые ошибки допущены в предложении: а) К нему на ум пришло древнее изречение. б) Комбинат досрочно выполнил план по поставке сырья. в) В детстве мы жили бедно: не было ни валенок, ни сапог. 57. Укажите словосочетания, в которых неправильно употреблен род существительных: а) лечебная шампунь, быстроногая гну; б) старинное танго, ночное такси; в) новый тюль, черный кофе. 58. Укажите правильное образование сравнительной степени имени прилагательного (наречия): а) Я стал читать книги более внимательно. б) Наиболее высочайшие здания находятся в Нью-Йорке. в) Наш преподаватель литературы кажется более образованнее. 59. Укажите ошибочное употребление числительного: а) Буря свирепствовала в течение трех суток. б) У обоих подружек одинаковые сумки. в) Пять человек поспешили ему на встречу. 60. Укажите ошибочное употребление причастий: а) Уберите все лопнувшие стаканы. б) Видневшиеся горы были покрыты снегом. в) Разрушенные лома вновь восстанавливаются. Ответы: 1в, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7а, 8в, 9б, 10б, 11б, 12в, 13б, 14б, 15в, 16в, 17а, 18а, 19а, 20в, 21б, 22а, 23а, 24б, 25а, 26а, 27б, 28а, 29а, 30а, 31в, 32б, 33а, 34б, 35б, 36а, 37а, 38б, 39в, 40б, 41а,42б, 43б, 44а, 45в, 46б, 47б, 48а, 49б, 50в, 51в, 52в, 53б, 54а, 55а, 56а, 57а, 58а, 59б, 60а. Библиографический список Литература. Основная:
Дополнительная:
– 576 с. |
Методические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» инаправлению... | Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Студенты, обучающиеся по специальности 080507 «Менеджмент организации», выполняют контрольную работу по проблемным вопросам курса... | ||
Методические указания по дисциплине «управление персоналом» Специальность... Управление персоналом. Методические указания по дисциплине. Факультет заочного обучения. Для студентов, обучающихся по специальности... | Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности: 080200. 62 Менеджмент, профиль/специализация: Менеджмент... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 080507 Методические указания предназначены для выполнения выпускной квалификационной работы по специальности (080507) «Менеджмент организации»,... | C. М. Марков Е. А. Яковлева дипломное проектирование методические... Дипломное проектирование. Методические указания для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... «Маркетинг», 032301. 65 «Регионоведение», 080507. 65 «Менеджмент организации», 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике», 030501.... | Рабочая программа по курсу «История стран Западной Европы» содержит... Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения | Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | ||
Методические указания для студентов 27 1 По подготовке к семинарским и практическим занятия 27 Дисциплина «Бюджетное право» входит в учебный план дисциплин специальности 080507 «Менеджмент организации»и изучается студентами... | Методические указания по самостоятельной работе для студентов по... Специальности «Клиническая психология», «Социальная работа», «Биология», «Менеджмент» | ||
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации" | Учебно-методическое пособие по теории статистике для студентов направления... Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом» | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии... Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент... |