Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс





Скачать 305.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс
страница1/2
Дата публикации23.05.2015
Размер305.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете Директор школы:

школы Н.Б.Александрова

Протокол № Приказ №

от _________________ от ___________________

Рабочая программа

по музыке

для базового уровня изучения музыки в средней школе

7 класс

Срок реализации – 1 год

Разработчик рабочей программы:

Наливайко Марина Анатольевна, учитель музыки высшей квалификационной категории

Год разработки программы – 2014


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО «Развитие» зам. директора по УВР

А.В. Голубицкая

Председатель МО ________________ 2014

М.А. Наливайко

Протокол №

от _____________

Оглавление.

п/п

Название раздела

стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание тем учебного курса

4

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся по музыке (7 класс, базовый уровень)

7

4.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы по музыке

8

5.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

10

6.

Ресурсное обеспечение программы

13


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка 5-9 классы» под редакцией Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. Москва, «Просвещение», 2007 год.

Рабочая программа реализуется на основе следующих документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании».

2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

3.Типового положения об образовательном учреждении.

4. Программы «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

6.Устава ГБОУ № 490 средней школы Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

7.Примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения.

8.Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.

9.Учебного плана ГБОУ средней школы № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (федерального и регионального компонента, компонента ОУ) на 2014-2015 учебный год.

10.Годового календарного учебного графика на 2014-20145учебный год

11.Основной образовательной программы ГБОУ средней школы № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год.

12.УМК: «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Цель уроков музыки: — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкально­го искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной выра­зительности разных видов искусства.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му­зыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений), самостоятельной индивиду­альной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.
2.Содержание тем учебного курса

Содержание тем программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам акаде­мика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкаль­ного искусства) — показатель культуры всего общества в це­лом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной сре­ды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся

Содержание учебного материала:

Особенности драматургии сценической музыки-17 часов

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.- 18 часов

Всего: 35 часов

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.

Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч).

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по музыке (7 класс, базовый уровень).

- Понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

- умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;

- осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).

Ученик 7 класса должен знать:

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

  • понимать роль музыки в жизни человека

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы по музыке.

Вид деятельности

«5»

«4»

«3»

«2»

Хоровое пение

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.


-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.


-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;


-исполнение неуверенное,фальшивое.


Слушание музыки

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств, музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.


-ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.


-ответ правильный ,но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.


ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Музыкальная викторина,

тест.

80% правильных ответов

70%-60% правильных ответов

60%-50% правильных ответов

Менее 50% правильныхответов

Творческая работа (реферат, презентация)

-полностью раскрыта тема работы, эстетическое оформление, творческий подход

-хорошо раскрыта тема работы, эстетическое оформление, творческий подход

-тема раскрыта частично

-тема не раскрыта или не соответствует данному заданию

Тетрадь

-ведение тетради(эстетическое оформление;)

наличие всех тем;

аккуратность.


-ведение тетради( менее эстетическое оформление;)

наличие не всех тем;

аккуратность.


-ведение небрежно, отсутствие эстетического оформления

-отсутствие тетради
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Кт для 5-7 классов II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПримерная программа по русскому языку для базового уровня представляет...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая программа по музыке для 5 класса Составитель: учитель начальных классов
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 69...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 34...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая программа по географии для базового уровня 10 класс 2014-2015 уч год
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconРабочая программа по музыке в 5 классе Челноковой Татьяны Павловны
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т
Министерства образования от 05. 03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И....
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе
Рабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс iconПояснительная записка рабочая программа по физике 10 класса умк авторов...
Рабочая программа по физике 10 класса умк авторов Генденштейна Л. Э. и Дика Ю. И. для базового уровня составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск