Скачать 466.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.3.1 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 071401 Социально-культурная деятельность (код и наименование специальностей) Утверждено на заседании кафедры русской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 1 от 27.09.2012 г.) Зав. кафедрой ______________________________ Л.В. Горбань Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: к.п.н., доцент В.Б. Литвин 1.2. Рецензенты: к.фил.н., доцент кафедры филологических дисциплин МОИПКРО, Ротаряну Л.А., к.фил.н., доцент кафедры русского языка МГГУ Антошина С.А. 1.3. Пояснительная записка. Детская литература – один из самых значительных курсов по своему эстетическому и воспитательному потенциалу. Программа определяет содержание курса детской литературы, который усваивается студентами в процессе лекций, практических занятий и в процессе самостоятельного изучения текстов, учебных пособий и дополнительной литературы. В процессе своего развития литература вступает в очень сложные, связи и отношения: контактные и типологические. Контактные связи – это прямые взаимодействия, влияния (например: Пушкин и поэты его времени). Типологические связи объединяют художественные произведения теми или иными компонентами по сходству и подобию. Эти сходные свойства проявляются в жанрово-видовых и иных формообразованиях, стилевых особенностях, заимствованиях и подражаниях. Раскрытие контактных и типологических связей дает живую картину историко-литературного процесса. Из вышеизложенного вытекают конкретные цели и задачи овладения материалом курса: - получить целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой литературы, а также педагогической мысли; - монографически изучить творчество выдающихся детских русских и зарубежных авторов; - выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, адресованному читателю-ребенку; - продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором детского литературного издания. 4. Требования к уровню освоения учебного материала: 1. Студенты должны знать: - основные этапы развития литературы в целом, в связи с историческими процессами, происходящими в обществе - разделы детской литературы - тематику детского чтения - необходимые биографические данные - содержание произведений русских, зарубежных писателей в объеме программы - основные издания современной детской периодической печати. - основные библиотечно-библиографических пособий, рассчитанные на читателей младшего школьного возраста 2. Студенты должны уметь: - самостоятельно анализировать произведения детской литературы разных жанров - ориентироваться в потоке книг, уметь определять, для какого возраста они предназначены, каково их содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение - пользоваться справочниками и словарями - самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая книги и литературу о нем; составлять книжную выставку (авторскую, тематическую). 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. 1.Детская литература как учебный предмет. Понятие о детской литературе как органической части общей литературы. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником. Понятие о детской книге как особой форме издания. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников. 2. Произведения устного народного творчества в детском чтении. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, песенки. Русские народные сказки, их классификация и жанровые особенности. 3. Развитие детской литературы в Х11-ХУ11 вв. Первые детские учебные книги (буквари, азбуки, азбуковники), потешные листы. Произведения древнерусской литературы, адаптированные для детского чтения: жития, хожения, воинские и бытовые повести. Первые переводные произведения для детей. Светский характер книгопечатания в эпоху петровских реформ, реформа кириллицы. Появление детских книг, прямо адресованных читателям-детям (1717 – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»; «Атлас», «Руководство по географии»). Тенденция включения произведений русских писателей – классиков в детское чтение. Развитие энциклопедической книги для детей; «Мир в картинках» Я.А.Коменского. Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова. 4. Детская литература 1 пол. Х1Х века. Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: Басни (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов). Классика детской литературы: сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.А. Ершова, стихи и сказка М.Ю.Лермонтова, исторические повести А.О.Ишимовой для детей. Автобиографическая повесть в творчестве писателей Х1Х в. (С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.И.Свирский и др.). В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения. 5. Детская литература 2-ой половины Х1Х века. Темы, жанры, герои и специфические особенности детских книг русских писателей-классиков (Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.М. Станюкович, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, А.П.Чехов, Н.Д.Телешов). Поэты-лирики – А.В.Кольцов, И.С.Никитин, А.К.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др. Писатели-педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Новые типы учебных книг. Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов). 6. Детская литература советской эпохи. Первые советские книги для детей, вошедшие в золотой фонд детской литературы: Проза: П.Бляхин «Красные дьяволята», Ю.Олеша «Три толстяка», Б.Житков «Морские истории», В.Бианки «Лесные домишки», М.Ильин «Который час?» Поэзия: С.Я.Маршак, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский. Вопрос о возможной классификации детской литературы советской эпохи:
4. Научно-художественная проза: Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий и др. 5. Историческая книга: В.Панова, Е.Озерецкая, Я.Гордин, О.Тихомиров. Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др. 7. Современная детская литература. Общая характеристика состояния современной детской литературы: виды, жанры, темы, типы изданий. Развитие профессиональной критики детской литературы. 8. История развития зарубежной детской литературы. Произведения европейского фольклора в детской чтении. Переводы С.Маршака английской детской поэзии. Сборники сказок в авторской обработке (В.и Я.Гримм, Ш.Перро и др.). Английская детская литература: О.Уайльд, Л.Кэррол, Р.Киплинг, Дж. Барри, Р.Р. Толкиен. Немецкая детская литература: бр. Гримм, Э.Гофман, В.Гауф и др. Французская детская литература: В.Гюго, А.де Сент-Экзюпери и др. Литература писателей скандинавских стран: Г.-Х.Андерсен, С.Топелиус, Т.Янсон, С.Лагерлеф, А.Линдгрен. Американская детская литература: Ф.Баум, А.Милн, М.Твен, Дж.Харрис и др. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Практическое занятие №1. Тема: Малые жанры фольклора. План: 1.Жанры фольклора и их классификация. 2. Загадки. Классификация загадок по способу образования. 3. Пословицы и поговорки. Выражения пословичного типа. 4. Воспитательное значение малых жанров фольклора. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
Выявить основные жанровые признаки в выбранных определениях.
ЛИТЕРАТУРА: Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М., 1983 Бахтин В. От былины до считалки.-Л.,1982 Практическое занятие №2. Тема: Народная сказка в детском чтении. План: 1 Определение сказки. Жанровые особенности сказок о животных, волшебных сказок, сатирических. 2.Миф и сказка: соотношение собственно мифологического и метафорического в прочтении сказки. 3. Изба — символическое и мифологическое (метафорическое) ее значение. Функция избы-дома в сказках разных жанров. 4. Оппозиция изба — избушка на курьих ножках в волшебной сказке; дом — лес; Петух — Лиса: мифологическое, символическое, аллегорическое.
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы. 1.Лиса и ее антагонисты в сказках о животных и в социально- бытовых. 2.Медведь в различных сказочных жанрах. 3.Зло в волшебных сказках и способы его преодоления. 4.Добро и его помощники в различных сказочных жанрах, 5.Красота в народных сказках. 6.Образ жены-хозяйки в народных сказках. 7.Герой, народных сказок; путь к самому себе обновленному. ЛИТЕРАТУРА: 1.Сказки о животных и волшебные сказки (по выбору студентов) 2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. 3.Пропп В. Я. Морфология сказки... 4.Он же. Исторические корни волшебной сказки... 5.Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики (Л., 1986). Главы «Человек», «Пространство», «Время» Практическое занятие №3. Тема: Развитие детской литературы в XVIII веке. План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения. Роль Н.Н. Новикова, Н.Г. Курганова, A.M. Болотова, Н.М. Карамзина в демократизации детской литературы. ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 4. Тема: Развитие детской литературы в 1 пол. XIX века План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Значение произведений авторов 1 пол. XIX века для нравственно-эстетического воспитания современного подрастающего поколения ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 5. Тема: Сказки и стихи А.С.Пушкина в программе начальной школы. План:
а) сходства и различия в сюжетах; б) образная система сказок; в) особенности стилистики сказок.
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 6. Тема: Социальная проблематика в детской литературе 2 пол. XIX века. План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Композиционный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Л. Андреева «Петька на даче» ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 7. Тема: Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения. Принципы использования произведений данного рода в художественном образовании школьников. ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы. Подготовить сообщения: Функция цветописи у одного из писателей (по выбору студента). Фольклорно-мифологическое в произведениях П.П. Бажова. ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие №8. Тема: Историческая книга в детском чтении. План: 1 История в художественном произведении: документ и сюжет. 2. Способы живописания одной исторической личности в разных литературных жанрах. Формирование образа героя. 3. Историческая правда и правда вымысла: пределы художественной условности. 4. Описание и повествование в историческом жанре. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Реализация принципов научности, занимательности, доступности в «истории России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. 2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000. 3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997 Практическое занятие №9. Тема: Христианские мотивы в детской литературе. План: 1. Евангельский календарный круг от Рождества Богородицы к Успенью Богородицы. Символика праздников: Покров Богородицы. Введение Богородицы в храм (детско-родительский праздник). Рождество и Святки. Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Пасха. Отражение данной семантики в поэзии и святочной литературе. 2. Календарная христианская праздничная поэзия в детском чтении. 3. Образ Рождества в христианском искусстве и в поэзии: Пастернак Б., Рождественская звезда, С. Черный. Пространство Рождества: мистерия и литургия в духовной жизни и художественном творчестве. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: 1. Святочная литература. Обязательные составляющие жанра святочного рассказа, повести:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы. А. И. Куприн и Л. Н. Андреев и их Святочные рассказы: черты сходства и различия. ЛИТЕРАТУРА: 1. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969 2. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. 3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997 Практическое занятие №10. Тема: Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. План: 1. Особенности жанрообразования в природоведческой книге:
2. Сравнительный анализ статьи из энциклопедии Брэма и Акимушкина.
Лирическое и научное в «Красной горке». Сюжет и пейзаж. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы: Разработать тематику творческих заданий для младших школьников по изучаемым произведениям. ЛИТЕРАТУРА: 1. Одоевский В. Ф. Червячок. 2. Бианки В. В. Красная горка. Кто чем поет. Лесная газета 3. Пришвин М.М Кладовая солнца. Миниатюры. 4. Брагин В.Т. В стране дремучих трав. 5. Гродненский В. В. Бианки: Критико-биографический очерк. Изд. 2. - М.: Дет. Лит., 1966. 6. Ивич А. Природа. Дети. Очерки. — М.: Дет. лит., 1975. 7. Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература: 1917-1967; - М.: Дет. лит., 1969. Практическое занятие № 11. Тема: К. Чуковский – поэт и исследователь детской речи План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения Позиция К. Чуковского в дискуссии педагогов 30-х гг. о сказке ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы. Конспектирование: К. Чуковский «От двух до пяти» - люб.издание. Глава «Заповеди для детских поэтов» ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 12. Тема: Фантастические жанры в детском чтении. План: 1.Фантастическое и художественное: принципы взаимодействия.
6.Устаревание технической идеи, изложенной в произведении, и «бессмертие» художественного открытия. 7.Жанровые составляющие научно-фантастического рассказа, повести, романа. Причины популярности жанра в определенные эпохи. ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения. Проблемы нравственности в научно-фантастической литературе ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 13. Тема: Парадокс и нонсенс в детской литературе. План:
ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения: Математическое, логическое и собственно художественное в произведениях зарубежных писателей и способы их воплощения на русской почве. ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы. Подготовить сообщения:
ЛИТЕРАТУРА: Сивоконь С. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2. - М.: Дет. лит., 1986. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Детская литература, 1971. Практическое занятие № 14. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |