Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 466.89 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер466.89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.3.1 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
071401 Социально-культурная деятельность

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

русской филологии

факультета филологии, журналистики

и межкультурных коммуникаций

(протокол № 1 от 27.09.2012 г.)
Зав. кафедрой

______________________________ Л.В. Горбань

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: к.п.н., доцент В.Б. Литвин
1.2. Рецензенты: к.фил.н., доцент кафедры филологических дисциплин МОИПКРО, Ротаряну Л.А., к.фил.н., доцент кафедры русского языка МГГУ Антошина С.А.
1.3. Пояснительная записка.

Детская литература – один из самых значительных курсов по своему эстетическому и воспитательному потенциалу.

Программа определяет содержание курса детской литературы, который усваивается студентами в процессе лекций, практических занятий и в процессе самостоятельного изучения текстов, учебных пособий и дополнительной литературы.

В процессе своего развития литература вступает в очень сложные, связи и отношения: контактные и типологические. Контактные связи – это прямые взаимодействия, влияния (например: Пушкин и поэты его времени). Типологические связи объединяют художественные произведения теми или иными компонентами по сходству и подобию. Эти сходные свойства проявляются в жанрово-видовых и иных формообразованиях, стилевых особенностях, заимствованиях и подражаниях.

Раскрытие контактных и типологических связей дает живую картину историко-литературного процесса.

Из вышеизложенного вытекают конкретные цели и задачи овладения материалом курса:

- получить целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой литературы, а также педагогической мысли;

- монографически изучить творчество выдающихся детских русских и зарубежных авторов;

- выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, адресованному читателю-ребенку;

- продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором детского литературного издания.
4. Требования к уровню освоения учебного материала:

1. Студенты должны знать:

- основные этапы развития литературы в целом, в связи с историческими процессами, происходящими в обществе

- разделы детской литературы

- тематику детского чтения

- необходимые биографические данные

- содержание произведений русских, зарубежных писателей в объеме программы

- основные издания современной детской периодической печати.

- основные библиотечно-библиографических пособий, рассчитанные на читателей младшего школьного возраста

2. Студенты должны уметь:

- самостоятельно анализировать произведения детской литературы разных жанров

- ориентироваться в потоке книг, уметь определять, для какого возраста они предназначены, каково их содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение

- пользоваться справочниками и словарями

- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая книги и литературу о нем; составлять книжную выставку (авторскую, тематическую).


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

071401 Социально-культурная деятельность

5

10

52

32

20

12




20

зачет


1.6. Содержание дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела, темы


Кол-во часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам.

раб.

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам.

раб.

1.

Детская литература как учебный предмет

3

2

1

2













2.

Произведения устного народного творчества в детском чтении

3

2

1

2













3.

Развитие детской литературы в ХУ-ХУ111 веках

4

2

2

2













4.

Детская литература 1 пол.Х1Х века

4

2

2

2













5.

Детская литература 2 пол.Х1Х века

3

2

1

2













6.

Детская литература советской эпохи

3

2

1

2













7.

Современная детская литература

6

4

2

4













8.

История развития зарубежной детской литературы.

6

4

2

4
















Всего:

32

20

12

20















1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1.Детская литература как учебный предмет.

Понятие о детской литературе как органической части общей литературы. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником. Понятие о детской книге как особой форме издания. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках.

Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников.

2. Произведения устного народного творчества в детском чтении.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, песенки. Русские народные сказки, их классификация и жанровые особенности.

3. Развитие детской литературы в Х11-ХУ11 вв.

Первые детские учебные книги (буквари, азбуки, азбуковники), потешные листы. Произведения древнерусской литературы, адаптированные для детского чтения: жития, хожения, воинские и бытовые повести. Первые переводные произведения для детей.

Светский характер книгопечатания в эпоху петровских реформ, реформа кириллицы. Появление детских книг, прямо адресованных читателям-детям (1717 – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»; «Атлас», «Руководство по географии»).

Тенденция включения произведений русских писателей – классиков в детское чтение. Развитие энциклопедической книги для детей; «Мир в картинках» Я.А.Коменского.

Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.

4. Детская литература 1 пол. Х1Х века.

Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: Басни (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов).

Классика детской литературы: сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.А. Ершова, стихи и сказка М.Ю.Лермонтова, исторические повести А.О.Ишимовой для детей.

Автобиографическая повесть в творчестве писателей Х1Х в. (С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.И.Свирский и др.).

В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения.

5. Детская литература 2-ой половины Х1Х века.

Темы, жанры, герои и специфические особенности детских книг русских писателей-классиков (Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.М. Станюкович, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, А.П.Чехов, Н.Д.Телешов). Поэты-лирики – А.В.Кольцов, И.С.Никитин, А.К.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др. Писатели-педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Новые типы учебных книг.

Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).

6. Детская литература советской эпохи.

Первые советские книги для детей, вошедшие в золотой фонд детской литературы:

Проза: П.Бляхин «Красные дьяволята», Ю.Олеша «Три толстяка», Б.Житков «Морские истории», В.Бианки «Лесные домишки», М.Ильин «Который час?»

Поэзия: С.Я.Маршак, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский.

Вопрос о возможной классификации детской литературы советской эпохи:

  1. Художественные повести и рассказы: Л.Кассиль, В.Катаев, Н.Богданов, Ю.Коваль и др.

  2. Поэзия для детей: Е.Благинина, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер и др.

  3. Литературная сказка, приключения: А.Толстой, А.Некрасов, А.Волков, Е.Шварц, В.Губарев, и др.

4. Научно-художественная проза: Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий и др.

5. Историческая книга: В.Панова, Е.Озерецкая, Я.Гордин, О.Тихомиров.

Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др.

7. Современная детская литература.

Общая характеристика состояния современной детской литературы: виды, жанры, темы, типы изданий.

Развитие профессиональной критики детской литературы.

8. История развития зарубежной детской литературы.

Произведения европейского фольклора в детской чтении. Переводы С.Маршака английской детской поэзии. Сборники сказок в авторской обработке (В.и Я.Гримм, Ш.Перро и др.).

Английская детская литература: О.Уайльд, Л.Кэррол, Р.Киплинг, Дж. Барри, Р.Р. Толкиен.

Немецкая детская литература: бр. Гримм, Э.Гофман, В.Гауф и др.

Французская детская литература: В.Гюго, А.де Сент-Экзюпери и др.

Литература писателей скандинавских стран: Г.-Х.Андерсен, С.Топелиус, Т.Янсон, С.Лагерлеф, А.Линдгрен.

Американская детская литература: Ф.Баум, А.Милн, М.Твен, Дж.Харрис и др.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.


3.
4.

5.
6.
7.


8.

Детская литература как учебный предмет. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником.
Произведения устного народного творчества в детском чтении.

Развитие детской литературы в Х11-ХУ11 вв.

Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.
Детская литература 1 пол. Х1Х века. В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения.
Детская литература 2 пол. Х1Х века. Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).
Детская литература советской эпохи. Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др.
Современная детская литература. Развитие профессиональной критики детской литературы.
История развития зарубежной детской литературы. Произведения европейского фольклора в детской чтении. Переводы С.Маршака английской детской поэзии.

Составление рабочих записей по книге Романовской «Чтение и развитие младших школьников»
Выборочное конспектирование книги В. С. Бахтина «От былины до считалки»

Конспектирование соответствующей главы учебника
Конспектирование статьи В.Г. Белинского «О детских сказках»

Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену

Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену

Конспектирование соответствующей главы учебника
Составление рабочих записей по учебнику


2
2

2
4

2
2
2


4

Проверка рабочих записей

Проверка конспекта
Проверка конспекта


Проверка конспекта

Экзамен
Экзамен
Проверка конспекта


Проверка конспекта


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

Практическое занятие №1.

Тема: Малые жанры фольклора.

План:

1.Жанры фольклора и их классификация.

2. Загадки. Классификация загадок по способу образования.

3. Пословицы и поговорки. Выражения пословичного типа.

4. Воспитательное значение малых жанров фольклора.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

  1. Приемы различения пословиц и поговорок.

  2. Принципы отбора загадок, пословиц и поговорок для младших школьников.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  • Найти определения загадок, пословиц и поговорок по следующим источникам:

  1. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка (любое издание)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание)

  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М., 1983.

Выявить основные жанровые признаки в выбранных определениях.

  • Охарактеризовать основные сборники загадок, пословиц и поговорок.

ЛИТЕРАТУРА:

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М., 1983

Бахтин В. От былины до считалки.-Л.,1982
Практическое занятие №2.

Тема: Народная сказка в детском чтении.

План:

1 Определение сказки. Жанровые особенности сказок о живот­ных, волшебных сказок, сатирических.

2.Миф и сказка: соотношение собственно мифологического и метафорического в прочтении сказки.

3. Изба — символическое и мифологическое (метафорическое) ее значение. Функция избы-дома в сказках разных жанров.

4. Оппозиция изба — избушка на курьих ножках в волшебной сказке;

дом — лес;

Петух — Лиса: мифологическое, символическое, аллегорическое.

  1. Функция пути-дороги в народных сказках, характер препятствий в пути.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

  1. Принцип кумулятивности в сюжете сказок о животных и волшебных сказках.

  2. Инициация в волшебных сказках. Образ мира и дома в волшебных сказках.

  3. Основные составляющие стилизации народного в собственно
    литературных сказках.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

1.Лиса и ее антагонисты в сказках о животных и в социально-
бытовых.

2.Медведь в различных сказочных жанрах.

3.Зло в волшебных сказках и способы его преодоления.

4.Добро и его помощники в различных сказочных жанрах,

5.Красота в народных сказках.

6.Образ жены-хозяйки в народных сказках.

7.Герой, народных сказок; путь к самому себе обновленному.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Сказки о животных и волшебные сказки (по выбору студентов)

2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

3.Пропп В. Я. Морфология сказки...

4.Он же. Исторические корни волшебной сказки...

5.Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики (Л., 1986). Главы «Человек», «Пространство», «Время»
Практическое занятие №3.

Тема: Развитие детской литературы в XVIII веке.

План:

  1. Рост культуры и просвещения при Петре I.

  2. «Юности честное зерцало» (1717г.) и «Краткая русская история» Феофана Прокоповича - книги, рассчитанные на воспитание молодежи.

  3. «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова.

  4. Издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю. Центральные идеи журнала - патриотизм, гражданственность, демократизм и гуманизм.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Роль Н.Н. Новикова, Н.Г. Курганова, A.M. Болотова, Н.М. Карамзина в демократизации детской литературы.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Познакомиться с первыми источниками детского чтения, с азбукой Ивана Федорова

  2. Подготовить сообщение о первопечатнике И. Федорове.

  3. Подготовить составление сообщения о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997

  2. Сетин Ф.И. История русского детской литературы. – М., 1990.

  3. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения /Сост. А.В.Дановский. – М.,1997.


Практическое занятие № 4.

Тема: Развитие детской литературы в 1 пол. XIX века

План:

  1. Басня как вид литературного произведения.

  2. Басни И.А. Крылова. Их идейно-тематическое богатство, классификация, композиционные особенности, мораль, аллегория, народность, всенародное признание басен. Разные издания басен И. А. Крылова для младшего школьного возраста

  3. Стихи, сказки, баллады, переводы В.А. Жуковского, вошедшие в круг детского чтения. Знакомство со сборниками и отдельными изданиями произведений Жуковского для детей. Своеобразие сказок, классификация, жанровые особенности.

  4. «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского как опыт создания научно-популярной сказки.

  5. Сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского как опыт создания литературной детской сказки.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Значение произведений авторов 1 пол. XIX века для нравственно-эстетического воспитания современного подрастающего поколения

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Анализ композиции, ведущих образов, языка произведений И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. Погорельского, В.Ф. Одоевского (по выбору).

  2. Обзор справочных литературных книг Крылова, Жуковского, Погорельского, Одоевского для детей (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА:

    1. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.

    2. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

    3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997


Практическое занятие № 5.

Тема: Сказки и стихи А.С.Пушкина в программе начальной школы.

План:

  1. Фольклорные истоки и авторские идеи в сказках А.С.Пушкина:

а) сходства и различия в сюжетах;

б) образная система сказок;

в) особенности стилистики сказок.

  1. Анализ по ассоциативным рядам стихотворений А.С.Пушкина, включаемых в программу чтения начальной школы.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Источники сюжетов сказок А.С.Пушкина (европейские и русские сказки; былины и др.)

  2. Вопрос о классификации сказок А.С.Пушкина.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Выписать произведения А.С.Пушкина, изучение которых предполагается в начальной школе (по всем действующим программам)

  2. Выполнить анализ 1 стихотворения А.С.Пушкина (по выбору студента).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. – М., 1981.

  2. Зуева Т.А. Сказки А.С.Пушкина: книга для учителя. – М., 1989

  3. Непомнящий В. Сказки А.С.Пушкина. – М.,1970


Практическое занятие № 6.

Тема: Социальная проблематика в детской литературе 2 пол. XIX века.

План:

    1. Характеристика социально-политической ситуации в России 2 пол.XIX века. Массовое обнищание крестьянства. Исход в города. Использование детского труда.

    2. Тема «Детства без детства» в творчестве А.П. Чехова («Беглец», «Ванька», «Спать хочется»)

    3. Социально-философская проблематика рассказов Л. Андреева о детях («Ангелочек», «Петька на даче»)

    4. Жизнь ребенка в изображении Д.Н. Мамина-Сибиряка («Вертел», «Богач и Еремка»)

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Почему тема защиты детства становится одной из ведущих в литературе этого периода?

  2. Насколько сейчас актуальными являются произведения названных авторов?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Композиционный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Л. Андреева «Петька на даче»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000.

  3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997

  4. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.


Практическое занятие № 7.

Тема: Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей.

План:

  1. Определение сказа как литературной формы (жанра). Состав­ляющие сказового повествования.

  2. Образ сказителя в произведениях П. Бажова и С. Писахова. Способы фор­мирования образа рассказчика:

  • интонационный строй;

  • строй образной речи; слово как произведение в произведении;

  • самохарактеристика рассказчика (сказителя): наличие-отсутствие;

  • иные способы (стилизация, пародирование, фельетонирование и др.).

  1. Способы живописания в произведении: колористика, фантастическое, юмористическое,

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Принципы использования произведений данного рода в художественном образовании школьников.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

Подготовить сообщения:

Функция цветописи у одного из писателей (по выбору студента).

Фольклорно-мифологическое в произведениях П.П. Бажова.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бажов П.П. Медной горы хозяйка. Малахитовая шкатулка.

  2. Шергин Б. Сказы о Шише.

  3. Писахов С. Г. Северное сияние. Звездный дождь. Баня в море. Са­харна редька.

    • Батин М.А. Павел Бажов. Изд. перераб. и доп. - М.: Современник, 1976.


Практическое занятие №8.

Тема: Историческая книга в детском чтении.

План:

1 История в художественном произведении: документ и сюжет.

2. Способы живописания одной исторической личности в раз­ных литературных жанрах. Формирование образа героя.

3. Историческая правда и правда вымысла: пределы художест­венной условности.

4. Описание и повествование в историческом жанре.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Реализация принципов научности, занимательности, доступности в «истории России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

      1. История в поэтических и прозаических произведениях Л С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000.

3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997
Практическое занятие №9.

Тема: Христианские мотивы в детской литературе.

План:

1. Евангельский календарный круг от Рождества Богородицы к Успенью Богородицы. Символика праздников: Покров Богородицы. Введение Богородицы в храм (детско-родительский праздник). Рождество и Святки. Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иеру­салим. Пасха. Отражение данной семантики в поэзии и святочной литературе.

2. Календарная христианская праздничная поэзия в детском
чтении.

3. Образ Рождества в христианском искусстве и в поэзии: Пастернак Б., Рождественская звезда, С. Черный. Пространство Рождества: мистерия и литургия в духовной жиз­ни и художественном творчестве.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

1. Святочная литература. Обязательные составляющие жанра святочного рассказа, повести:

  • святочный рассказ;

  • рождественский рассказ;

  • пасхальная история.
    2. Мистериальное в названных жанрах:

  • ярко выраженный конфликт Добра и Зла;

  • трехмерность пространства (мир реальный, мир горний, пре­исподняя);

  • нисхождение героя в начале повествования и восхождение в финале. (Анализ на примере произведений Г.Х. Андерсена, Л. Чарской, А.И. Куприна, Л, Н. Андреева.)

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

А. И. Куприн и Л. Н. Андреев и их Святочные рассказы: черты сходства и различия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969

2. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997
Практическое занятие №10.

Тема: Природоведческая книга в детском и юношеском чтении.

План:

1. Особенности жанрообразования в природоведческой книге:

  • энциклопедии, атласы;

  • рассказ, статья,

  • сказка;

  • приключение,

  • путешествие,

  • фантастический рассказ, повесть, роман.

2. Сравнительный анализ статьи из энциклопедии Брэма и Акимушкина.

  1. Календарный принцип в развертывании художественно-
    научных знаний о природе от фольклора до «Лесной газеты»
    В. В. Бианки.

  2. Художественно-научное в сказках В.В. Бианки.

  • Миф о сотворении мира у народов Севера и в сказке В.В. Бианки «Люля».

Лирическое и научное в «Красной горке». Сюжет и пейзаж.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Естественная история как жанр в детской литературе.

  2. Мифологическое, метафорическое и научное в сказках В.В. Бианки.

  3. М. М. Пришвин. Миф, метафора, научно-философское, поэтическое освоение мира в «Кладовой солнца».

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Разработать тематику творческих заданий для младших школьников по изучаемым произведениям.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Одоевский В. Ф. Червячок.

2. Бианки В. В. Красная горка. Кто чем поет. Лесная газета

3. Пришвин М.М Кладовая солнца. Миниатюры.

4. Брагин В.Т. В стране дремучих трав.

5. Гродненский В. В. Бианки: Критико-биографический очерк. Изд. 2. - М.: Дет. Лит., 1966.

6. Ивич А. Природа. Дети. Очерки. — М.: Дет. лит., 1975.

7. Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература: 1917-1967; - М.: Дет. лит., 1969.
Практическое занятие № 11.

Тема: К. Чуковский – поэт и исследователь детской речи

План:

  1. Деятельность К. Чуковского в области изучения детской речи. Закономерности развития детской речи в книге «От двух до пяти»

  2. К.Чуковский – поэт и сказочник. Вихревая композиция сказок. Особенности стихотворной строфы.

  3. Заповеди для детских поэтов и их отражение в творчестве К. Чуковского

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения

Позиция К. Чуковского в дискуссии педагогов 30-х гг. о сказке

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

Конспектирование: К. Чуковский «От двух до пяти» - люб.издание. Глава «Заповеди для детских поэтов»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Советская детская литература /Под ред. В.Д. Разовой. – М.,1978

  2. Чернявская Л.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература, - Минск, 1984.

  3. Баруздин С. Заметки о детской литературе. - М.: Детская литература, 1975.

  4. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969 Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература: 1917-1967; - М.: Дет. лит., 1969.

  5. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000.


Практическое занятие № 12.

Тема: Фантастические жанры в детском чтении.

План:

1.Фантастическое и художественное: принципы взаимодействия.

  1. Роль научной технической идеи в содержании произведения.

  2. Функция сюжета в научно-фантастическом произведении.

  3. Типы героев в научной фантастике.

  4. Идея ответственности за использование (распространение) от­крытия.

6.Устаревание технической идеи, изложенной в произведении, и «бессмертие» художественного открытия.

7.Жанровые составляющие научно-фантастического рассказа, повести, романа. Причины популярности жанра в определенные эпохи.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Проблемы нравственности в научно-фантастической лите­ратуре

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Взаимодействие научно-фантастического и собственно волшебно-сказочного в произведениях Кира Булычева.

  2. Робот как герой научно-фантастического произведения в со­ветской детской литературе и литературе зарубежной.

  3. Путешествие как составляющая жанра фантастической повес­ти (на материале творчества А. П. Казанцева, И. А. Ефремова, Л Я. и Б.Н. Стругацких и др.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Булычев Кир. Одна из повестей.

  2. Крапивин В. П. Одна из повестей,

  3. Беляев А. Р. Одна из повестей.

  4. Обручев В. А. Земля Санникова.


Практическое занятие № 13.

Тема: Парадокс и нонсенс в детской литературе.

План:

  1. Парадокс и нонсенс в сказках К.И. Чуковского.

  2. Игра-парадокс в произведениях К.И. Чуковского и обэриутов; обэриутов и поэтов юмористов 80—90-х гг. XX в. Портретирование различных литературных жанров, иных (не литературы) видов ис­кусств для создания юмористического.

  3. Анализ конкретных произведений К. И. Чуковского, Д.Хармса, Г. Остера и др. (сюжет — игра — пародия).

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Математическое, логическое и собственно художественное в произведениях зарубежных писателей и способы их воплощения на русской почве.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

Подготовить сообщения:

  1. Формы игрового в «Ане в Стране Чудес» В. В. Набокова,

  2. Д. Хармс и Г. Остер — традиции юмористического, «общий корень».

ЛИТЕРАТУРА:

Сивоконь С. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2. - М.: Дет. лит., 1986.

Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Детская литература, 1971.
Практическое занятие № 14.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск