Литература 5-9 классы





НазваниеЛитература 5-9 классы
страница1/4
Дата публикации30.06.2015
Размер0.62 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4
Аннотация к рабочей программе  дисциплины «Литература»

5-9 классы.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012), учебного плана МКОУ «Большелеушинская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год и обеспечена УМК для 5–6-го классов под редакцией В,Я. Коровиной ( авторы – составители В.П. Полухина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин, В,Я. Коровина), УМК для 7-9-го классов под редакцией В,Я. Коровиной ( авторы – составители В.П. Полухина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин, В,Я. Коровина)

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью историзма;

1 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение

линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй полови-ны XIX в. - литература XX в. - современная литература).

В программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9. Зарубежная литература.

10. Обзоры.

11. Сведения по теории и истории литературы.

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Специальный раздел 10, предоставляющий свободу выбора литературных произведений для чтения и анализа, ставит задачу расширения круга чтения школьников, знакомства с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.

В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем.

Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к

многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.

На изучение литературы в основной школе в 5-8 классах согласно федеральному компоненту отводится 2 учебных часа, в 9 классе - 3 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Распределение учебных часов по разделам программы:

5 класс (70 часов)

Введение - 1 час.

Устное народное творчество — 7 часов.

Из древнерусской литературы — 1 час.

Из русской литературы XVIII века - 2 часа.

Из русской литературы XIX века - 32 часа.

Из русской литературы XX века — 19 часов.

Из зарубежной литературы — 6 часов.

Итоговый урок -2 часа.

6 класс (70 часов)

Введение - 1 час.

Устное народное творчество - 3 часа.

Древнерусская литература -2 час.

Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 30 часов.

Произведения русских писателей XX века -20 часов.

Из зарубежной литературы - 9 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

7 класс (70 часов)

Введение - 1 час

Устное народное творчество - 5 часов.

Древнерусская литература - 3 часа.

Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 28 часов.

Произведения русских писателей XX века -23 часа.

Зарубежная литература - 5 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.

8 класс (70 часов)

Введение - 1 час;

Устное народное творчество – 3 часа;

Из древнерусской литературы -2 часа;

Из русской литературы 18 века – 3 часа;

Из русской литературы 19 века – 32 часа;

Из русской литературы 20 века – 22 час;

Из зарубежной литературы - 5 часов;

Итоговые уроки – 2 часа.

9 класс (105 часов)

Введение – 1 час

Из Древнерусской литературы – 3 часа.

Из русской литературы 18 века – 8 ч.

Из русской литературы 19 века – 55 ч.

Из русской литературы 20 века – 30 ч

Из зарубежной литературы – 6 ч.

Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.

Содержание основного общего образования по учебному предмету

Раздел 1. Русский фольклор

Малые жанры фольклора

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных) Сказка как выражение народной мудрости и нрав-ственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Обрядовый фольклор

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Народные песни. Частушки

Отражение жизни народа в народных песнях (исторических и лирических). Частушки как малый песенный жанр.

Раздел 2. Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской об-разности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты) Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

Раздел 3. Русская литература XVIII в.

Д. И. Фонвизин Комедия «Недоросль» (фрагменты).

Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.

Н. М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза».

Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Г. Р. Державин Стихотворение « Памятник ».

Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии.

Раздел 4. Русская литература XIX в. (первая половина)

И. А. Крылов Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

В. А. Жуковский Баллада «Светлана».

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета.

Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского.

Стихотворения «Море», «Невыразимое».

Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мири. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтики к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.

А. С. Грибоедов Комедия «Горе от ума».

История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума н пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

А. С. Пушкин

Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Анчар», «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Осень», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни и пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы н мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народ-ной поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в русской поэзии XIX—XX вв.

Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни...». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Роман «Дубровский».

История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Роман «Капитанская дочка».

История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II). Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения.

Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вы-мышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести. Роман в стихах «Евгений Онегин».

Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических

отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен йогов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике.

Трагедия «Моцарт и Сальери».

Цикл маленьких трагедий пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

М. Ю. Лермонтов

Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», «Три пальмы».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта.

Стихотворение «Бородино».

Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен, Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Роман «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

Н. В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством».

Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Повесть «Тарас Бульба».

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого

строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

Повесть «Шинель».

Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным ища (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном смысле произведения. Гуманистический пафос повести.

Комедия «Ревизор».

История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское Чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности навязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения ангорской позиции. Гоголь о комедии.

Поэма «Мертвые души».

История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, • то связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом путешествием. Причины незавершенности поэмы. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художестнвенные средства и приемы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике.

Раздел 5. Русская литература XIX в. (вторая половина)

Ф. И. Тютчев

Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан».

Философская проблематика стихотворений Тютчева. 11араллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

А. А. Фет

Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...» «Учись у них — у дуба, у березы...».

Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

И. С. Тургенев Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Рассказ «Певцы».

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача».

Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

Н. А. Некрасов Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Л. Н. Толстой Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных

характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

А. П. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия.

Раздел 6. Русская литература XX в. (первая половина)

II. А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции и пейзажной лирике поэта.

Рассказ «Подснежник».

Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

А. И. Куприн Рассказ «Чудесный доктор»,

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

М. Горький Рассказ «Челкаш».

Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу.

И. С. Шмелев Роман «Лето Господне» (фрагменты).

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности |повествования.

А. А. Блок Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Родина».

Лирический герой поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины. Уникальность лирики Блока.

В. В. Маяковский Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

С. А. Есенин Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

А. А. Ахматова Стихотворения «Перед весной бывают дни такие...», «Родная земля».

Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, ее многозначность. Тема Родины в стихотворении.

А. П. Платонов Рассказ «Цветок на земле».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

А. С. Грин Повесть «Алые паруса» (фрагменты).

Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

М. А. Булгаков Повесть «Собачье сердце».

Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения.

Раздел 7. Русская литература XX в. (вторая половина)

А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца»).

История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца».

М. А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».

Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа.

II. М. Рубцов Стихотворения «Звезда полей», «В горнице».

Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

Н. М. Шукшин Рассказ «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

Н. Г. Распутин Рассказ «Уроки французского».

Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения.

Н. П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

А. И. Солженицын Рассказ «Матренин двор».

Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе.

Раздел 8. Литература народов России

Г. Тукай Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

М. Карим Поэма «Бессмертие» (фрагменты).

Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы А. Т. Твардовского.

К. Кулиев Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.

Р. Гамзатов Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...».

Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

Раздел 9. Зарубежная литература

Гомер Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).

Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

Данте Алигьери Поэма «Божественная комедия» (фрагменты).

Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

У. Шекспир Трагедия «Гамлет» (сцены).

Трагический характер конфликта. Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.

Сонет № 130 «Ее глаза на звезды не похожи...».

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

М. Сервантес Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.

Д. Дефо Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира кик жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

И.-В. Гете Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретации в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.

Ж.-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображении комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Дж. Г. Байрон Стихотворение «Душа моя мрачна...».

Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.

А. де Сент-Экзюпери Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты).

Постановка «вечных» вопросов в философской сказке, Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.

Р. Брэдбери Рассказ «Все лето в один день».

Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения.

Раздел 10. Обзор

Героический эпос

Карело финский эпос «Калевала» (фрагменты).

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).

Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.

Литературная сказка Х.-К. Андерсен Сказка «Снежная королева».

А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

А. Н. Островский «Снегурочка» (сцены).

М. Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок.

Жанр басни Эзоп Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».

Ж. Лафонтен Басня «Желудь и Тыква».

Г. Э. Лессинг Басня «Свинья и Дуб».

История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

Жанр баллады И.-В. Гете Баллада «Лесной царь». Ф. Шиллер Баллада «Перчатка». В. Скотт

Баллада «Клятва Мойны».

История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе.

Жанр новеллы

П. Мериме «Видение Карла XI».

А. По Новелла «Низвержение в Мальстрем».

О. Генри Новелла «Дары волхвов».

История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость ее построения.

Жанр рассказа Ф. М. Достоевский

Рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Л. П. Чехов Рассказ «Лошадиная фамилия».

М. М. Зощенко Рассказ «Галоша».

История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный.

Сказовое повествование II. С. Лесков Сказ «Левша».

II. П. Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 5-9 классы iconЛитература 5-11 классы. Учебник
Планирование составлено на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»
Литература 5-9 классы iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена к учебнику...
Стандарты второго поколения. Литература. 5-9 классы (М: Посвещение. 2010 год), Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Литература 5-9 классы iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература 5-9 классы iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....
Литература 5-9 классы iconТерентьева Н. П внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А. С. Пушкина. 5-8 классы
Планирование составлено на основе Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение,...
Литература 5-9 классы iconЛитература Проектная деятельность учащихся. Литература. 1 Литература....
Литература. 5-11 классы. Дрофа. Вся школьная программа. Чтение стихов, рефераты, сочинения
Литература 5-9 классы iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...
Литература 5-9 классы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...
Литература 5-9 классы iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием...
Фгос, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект М.: Просвещение, 2011г и в соответствии...
Литература 5-9 классы iconРабочая программа Наименование учебного предмета литература
Планирование составлено на основе Программы по литературе для средних общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы /В....
Литература 5-9 классы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...
Литература 5-9 классы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...
Литература 5-9 классы iconПояснительная записка Статус документа
Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной....
Литература 5-9 классы iconРабочая программа по литературе 5-9 классы тематическое планирование;...
В издательстве «Русское слово» выходит учебно-методический комплекс «Литература. 5-9 класс» в составе учебников
Литература 5-9 классы iconУчебного курса литература для 6 класса
Литература 5-11 классы (М.: Просвещение, 2011), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного...
Литература 5-9 классы iconРабочая программа по предмету «Литература» (8 класс)
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск