Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя





НазваниеРабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя
страница1/4
Дата публикации03.07.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
c:\users\пользователь\documents\рус яз2.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



РЫСЕНКО ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

учителяI квалификационной категории

по литературе для 10 класса

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ______ от

«___» _________2013г.

2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса (специальной коррекционной школы IV вида) к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского1для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2, а также с учётом положений ст. 12 ч. 7 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основная задача обучения в 10 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 10 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Особенности программы
Данная рабочая программа адаптирована для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Из программы 9 класса в 10 класс перенесены следующие темы для изучения:

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»

  • Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

  • А.Н. Островский «Бедность не порок»

  • Л.Н. Толстой «Юность»

  • А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»

  • И.А. Бунин «Темные аллеи»

  • Лирика А. Блока

  • Лирика С. Есенина

  • Поэзия В. Маяковского

  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»

  • Поэзия М. Цветаевой

  • Лирика А. Ахматовой

  • Стихотворения Н. Заболоцкого

  • М.А. Шолохов «Судьба человека»

  • Поэзия Б. Пастернака

  • Лирика А.Т. Твардовского

  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

  • И.В. Гёте «Фауст»


Перераспределение учебного материала по годам обучения с 5 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в школе-интернате для слабовидящих детей.


Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальныепредставления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.


Учащиеся должны уметь:


  • прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы

Введение - 1 час.

Шедевры русской литературы XIX века - 37 часов.

Литература XX века - 56 часов.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков - 1 ч.

Из зарубежной литературы - 4 часа.

Итоговая контрольная работа – 2 часа.

Итоговые уроки - 1 час.
Используемый учебно-методический

комплекс

Учебник: «Литература» 9 класс в 2-х частях (часть I,II); «Просвещение» ОАО «Московские учебники», Москва 2006.

Поурочное планирование

урока

Тема урока

Тип

урока


Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям

и навыкам учащихся

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

1 четверть (27 часов), К.р. – 3 (сочинение) – 1, (контрольное тестирование) – 2


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Литература в духовной жизни человека

Урок-беседа, урок-практикум

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Знать:основную проблему изучения литературы в 10 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5—9 классах.

Понимать:роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы.

Уметь:строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки

Тест

Чтение отдельных глав поэмы Н.В.

Гоголя «Мертвые души»

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (37 часов)

2,3

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»

Урок изучения нового материала (лекция)

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В. Гоголя. Обзор содержания произведения. Своеобразие жанра и композиции поэмы. Портреты Н.В. Гоголя художников А.Г. Венецианова, А.А. Иванова

Знать:сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев ранее прочитанных произведений писателя; историю создания, сюжет и содержание поэмы «Мертвые души»; особенности жанра и композиции произведения.

Понимать:смысл названия поэмы; роль произведения в судьбе писателя.

Уметь:определять тему и идею произведения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; давать сравнительную характеристику героев; записывать основные положения лекции.


Сообщения, пересказ вступительной статьи о Н.В. Гоголе, вопросы и задания (с. 323), описание картин, конспект лекции

Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В. Гоголя» (с. 323-324), вопросы и задания (с. 324-325)

4,5,

6,7,8

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Уроки-беседы, уроки-практикумы

Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев («говорящие» фамилии, портрет, интерьер, детали, речевая характеристика, образ жизни, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова).Образ Манилова. Понятие о маниловщине. Тупоумная деловитость Коробочки. «Исторический» человек Ноздрев. Звероподобие и расчетливость Собакевича. История превращения Плюшкина в «прореху на человечестве». Понятие о типическом характере. Сравнительная характеристика персонажей. Художественные средства и приемы создания образов. Комментированное чтение эпизодов. Иллюстрации к поэме. Словарная работа

Знать:сюжет и содержание поэмы; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, типический характер, ирония, гротеск, сарказм.

Понимать:замысел автора; роль гротеска, портрета, интерьера, деталей, речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; социальную остроту.

и сатирический пафос поэмы.

Уметь:воспринимать, выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; определять способы создания образов, приемы сатирического изображения; выявлять особенности авторского стиля; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней; выяснять значение незнакомых слов и выражений.

Выборочный пересказ, характеристика героев, описание иллюстраций, вопросы и задания 1—4 (с. 324-325),

1-6, 10, 12 (с. 365-366)

Чтение статьи «О поэме "Мертвые души"» (с. 325-365), вопросы и задания 7—9 (с. 365)

9,10

Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Урок-беседа, урок-практикум

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города. Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Дамы губернского города. Реакция чиновников на сообщение об афере Чичикова. Смысл вставной «Повести о капитане Копейкине». Словарная работа. Иллюстрации к поэме

Знать:сюжет и содержание поэмы; приемы сатирического изображения (значимые фамилии, несоответствие, речевая характеристика, гротеск, сарказм, детали).

Понимать:позицию автора; роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии характеров; смысл «Повести о капитане Копейкине»; сатирический пафос поэмы.

Уметь:выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней

Характеристика чиновников и дам города N, вопросы и задания 7-9 (с. 365)

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»

11,12

Образ Чичикова в поэме

Урок-практикум, урок-дискуссия

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. Карьера Чичикова. Энергичность, предприимчивость, целеустремленность, настойчивость Чичикова. Чичиков и помещики. Чичиков и чиновники города N. Усредненное, обыденное, малоприметное зло в образе Чичикова. Слухи о Чичикове – от похитителя губернаторской дочки до Наполеона и даже до Антихриста. Дискуссия «Кто же он, Чичиков?»

Знать:сюжет и содержание поэмы.

Понимать:в чем новаторство образа Чичикова; сатирический пафос поэмы; отношение автора к герою.

Уметь:прослеживать развитие образа героя; выборочно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; определять способы сатирического изображения героя; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного; представлять и отстаивать свою точку зрения

Характеристика Чичикова, выступления по теме дискуссии

Вопросы и задания 11, 13 (с. 366)

13

Лирическое начало в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Уроки-семинары,

«Мертвые души» – поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Образ автора в поэме, его эволюция. Соединение сатирического и лирического начал в поэме. Широта и многообразие тематики лирических отступлений, их идейный смысл. Значение образа дороги. Символический смысл образа птицы-тройки. Поэма Н.В. Гоголяв оценке критики. В.Г. Белинский о поэме.


Знать:сюжет и содержание поэмы; оценку поэмы современниками; теоретико-литературные понятия лирические отступления, символический смысл.

Понимать:авторский замысел и его эволюцию; роль лирических отступлений в поэме; символический смысл образов дороги, птицы-тройки; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Уметь:определять тему и идею лирических отступлений; анализировать текст; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания 11, 13 (с. 366), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Составление плана, подбор материалов

14

Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Урок контроля знаний

Тестирование, развернутые письменные ответы на проблемные вопросы

Знать:содержание и героев поэмы «Мертвые души»

Понимать:роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию автора.

Уметь:характеризовать героев и их поступки; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения.


Контрольная работа

Не задано

15,16

Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Уроки развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2. Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

3. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

4. Анализ эпизода поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Составление плана, подбор материалов

Знать:содержание и героев поэмы «Мертвые души»

Понимать:роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы.

Уметь:писать творческие работы; анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи

Обсуждение тем сочинений, написание сочинения

Чтение статей о Ф.М. Достоевском, (с. 367-379), романа «Белые ночи», вопросы и

задания (с. 376, 379)-

17,18

Ф.М. Достоевский. Страницы жизни и творчества.

Сентименталь-ный роман «Белые ночи»

Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа

Слово о Ф.М. Достоевском. Обзор творчества писателя. В.Г. Белинский и М. Горький о Ф.М. Достоевском. Портрет Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развитие понятия о жанре романа. Особенности жанра произведения. Переплетение в романе сентиментального и романтического начал. Внутренний мир мечтателя

Знать:сведения о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского; сюжет и содержание романа «Белые ночи»; особенности жанра и композиции романа.

Понимать:смысл названия романа, подзаголовков и эпиграфа.

Уметь:определять тему и идею произведения; характеризовать героя и его поступки; описывать портрет; записывать основные положения лекции

Конспект лекции, описание портрета Ф.М. Достоевского, вопросы и задания 1-4 (с. 376), 1-2 (с. 379), 1-3, 7-8 (с. 389-390)

Вопросы и задания 4-6 (с. 389), 1-3 (с. 390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

19,20

История Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».Символические образы в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Урок-беседа

Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Значение Настеньки в жизни мечтателя. Символические образы в романе. Образ Петербурга. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Значение последней записи в дневнике мечтателя. Иллюстрации М.В. Добужинского к роману. Словарная работа

Знать:сюжет и содержание романа.

Понимать:позицию автора и его отношение к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь:выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Характеристика героев, выборочный пересказ, вопросы и задания 4—6 (с. 389), 1-3 (с. 390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

Чтение статей об А.Н. Островском (с. 391-395), сообщение о жизни и творчестве драматурга, вопросы и задания 1—7 (с. 395-396)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога рысенко елены владимировны
В. Я. Коровиной1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской...
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Большаковой Елены Владимировны учителя математики и информатики моу островской средней общеобразовательной школы
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога рудичевой Елены Серафимовны, учителя высшей...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В. Ф. Греков // Программно-методические материалы....
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя...
Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение»....
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены...
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconИванова К. А., учитель русского языка и литературы
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconУрока: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconТема урока: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconКонспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconУрок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога второй квалификационной категории иваковой-колесовой...
Данная рабочая программа по истории разработана для обучающихся 6 класса на основе
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconБородиной Елены Владимировны Тема: Зимняя прогулка Программное содержание
«Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога чичиленко Галины Владимировны
Критерии и нормы оценки знаний, умений навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны по учебному курсу «Русский язык»
Программа разработана на основе авторской программы Н. Г. Агарковой, М. Л. Каленчук
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconРабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс»
Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном...
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны учителя iconСписок опубликованных учебных изданий и научных трудов Шухман Елены Владимировны
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск