РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
РЫСЕНКО ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
учителяI квалификационной категории
по литературе для 7 класса
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______ от
«___» _________20 13г.
2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику В.Я. Коровиной1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2, а также с учётом положений ст. 12 ч. 7 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Учащиеся 7—8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Особенности программы Данная рабочая программа адаптирована для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перераспределение учебного материала по годам обучения с 5 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в школе-интернате для слабовидящих детей. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора (предания, былины, пословицы, поговорки (развитие представлений)); летопись (развитие представлений); роды литературы (эпос (развитие понятия)); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема и идея произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления);баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
писать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Место предмета
С учётом коррекционной направленности обучения слабовидящих школьников количество часов на изучение программного материала в 7 классе увеличено на 1 час в неделю.
На изучение предмета отводится не 2 часа в неделю, а 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Распределение учебных часов
по разделам программы
Введение – 1 час.
Устное народное творчество – 8 часов.
Древнерусская литература – 5 часов.
Произведения русских писателей XVIII века – 4 часа.
Произведения русских писателей XIX века – 42 часа.
Произведения русских писателей XX века – 32 часа.
Зарубежная литература – 6 часов.
Контрольное тестирование – 2 часа.
Итоговые уроки – 2 часа. Используемый учебно-методический
комплекс
Учебник: «Литература» 7 класс для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной; Москва, издательство «Просвещение» ОАО «Московские учебники», Москва 2006 год.
.
Поурочное планирование № урока
| Тема урока
| Тип
урока
|
Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся
| Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
| Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1 четверть (27 часов), К.р. – 2 (сочинение) – 1, (контрольное тестирование) – 1
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1
| Любимые книги
| Урок-беседа, урок-практикум
| Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3-5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы
| Знать:основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека); содержание и героев произведений, изученных в 5—6 классах.
Понимать:отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы.
Уметь:усваивать высказывания и советы мастеров слова; строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев
| Тест, вопросы и задания
(с. 5-6)
| Сочинение-рассуждение по восточному высказыванию, приведенному В.П. Астафьевым (с. 5)
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8 часов)
| 2
| Предания
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Чтение статьи Н.А. Криничной (с. 7—8). Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий
| Знать:особенности жанра предания.
Понимать:значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии.
Уметь:отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях
| Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10), вопросы 1—2 (с. 10)
| Задание 3 (с. 10), чтение статьи В.П. Аникина «Былины» (с. 11-15), вопрос и задание к ней (с 15)
| 3,4
| Былины. «Вольга и Микула Селянинович»
| Урок
изучения нового материала, урок-беседа
| Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин» (с. 15-17). Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула – носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.
| Знать:особенности жанра былины; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка).
Понимать:значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти.Уметь:выразительно читать былину, определять ее тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
| Составление тезисного плана статьи «О собирании, исполнении, значении былин», характеристика героев, вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3, 5 (с. 23)
| Задания 4, 6 (с. 23), чтение былины «Садко», выполнение иллюстрации к былинам
| |