Скачать 216.6 Kb.
|
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса Составитель: Максимова И.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №16» 2014-2015 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 года, с обязательным минимумом содержания образования, с уровнем подготовленности учащихся. В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №16», на 2013-2014 учебный год на изучение данного курса отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. Предлагаемое планирование уроков основано на программе по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений и ориентировано на работу с учебником «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов» авторов Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М. Основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему: закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; расширить знания о тексте, совершенствуя навыки конструирования текста; обеспечить дальнейшее овладение стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления знаний, во втором – определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых произведений художественной литературы. Повторение материала, изученного в 5-9 классах, не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. Ранее изученное по русскому языку выступает основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей. Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора, анализа текстов разных стилей. Работа над орфографией и пунктуацией ведется параллельно с работой над текстом: в одних случаях – в форме выписок, переложения текста, в других – в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм. Преобладающими становятся виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой, а также составление своего, авторского, текста. Второй раздел программы предусматривает организацию многоречевой деятельности учащихся по четырем направлениям: а) чтение, работа с готовыми текстами; б) работа с языковыми и художественными средствами; в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; г) научная речь. Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление планов, тезисов, конспектов, подготовка рефератов, докладов, написание аннотаций, рецензии, самостоятельный анализ текстов, целенаправленные выписки, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и других жанров. Программа направлена на выработку у выпускников следующих умений: -писать сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ); - создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме; - анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи; - соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; - владеть приемами редактирования текста; - передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование; - анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка; - готовить рецензию на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи. Объем изучаемого материала, введение дополнительных тем по повторению позволяет подготавливать учащихся к сдаче экзаменов в новой форме. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Изучение русского языка на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельных работы, таких как тестовые задания, лингвистический анализ текста, творческие работы в жанре изложения и сочинения-рассуждения. Особое место в системе работы по русскому языку занимают межпредметные связи. Она ох¬ватывает и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст - его строение применительно к разным учебным предметам. Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На данной ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Общее содержание рабочей программы направлено на повторение знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. Контроль и оценка результатов развития учащихся осуществляется путем повторения, контрольных диктантов , сочинении, изложении , самостоятельных работ. Среди форм контроля на уроках русского языка основным является тестовый контроль, что позволяет проверить большой объем изученного материала малыми порциями, быстро диагностировать овладение учебным материалом учащимися, подготовить к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ. На уроках используется системно-деятельностный подход. Учебно-тематический план
Учебная программа
Литература для ученика
Литература для учителя 1.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 – 11 класс. – М.: Вако, 2005. 2. Сборник диктантов по русскому языку 10-11 класс.-М: Просвещение 1998 Приложение 1. Конспект урока по теме «Словосочетание» (5 класс) (урок-экскурсия по осеннему парку). Цели: - знать отличие словосочетания от слова и предложения, о смысловой связи слов в словосочетании, строение словосочетания; - уметь находить главную и зависимую части словосочетания; - повторить знания учащихся за курс начальной школы; - развивать творческие способности учащихся; - прививать любовь к родному языку, к родной природе; - подготовиться к домашнему сочинение по теме «Золотая осень». Оборудование: раздаточный материал, картины, осенние букеты, выставка книг, проектор и экран для показа слайдов, презентация урока. Ход урока: 1. Организационный момент. 2.Слово учителя. Слайд 1 -Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского. Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос: -Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? - Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали? 3. Сообщение темы и целей урока. - Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над словосочетанием. 4.Работа с эпиграфом. Слайд 2 - Запишем эпиграф к уроку. Люблю я пышное природы увяданье. - Сообщение ученика «Осень в жизни и творчестве Пушкина». 5.Орфографическая разминка. Слайд 3 -Записать отгадки и выделить в словах орфограммы. Загадки: 1.Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель) 2.Сто одёжек и все без застёжек. ( Капуста) 3.Маленький, горький , луку брат. (Чеснок) 4.Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (Огурец) 5. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз) 6.Лежит хрюшка – жёлтое брюшко. (Кабачок) 7.В поле тычинка – золотая вершинка. (Рожь) 8. Сама в земле, а коса на улице. (Морковь) 9.Родились у матушки Сто четыре дочки: У каждой дочки – Румяные щёчки, На косе – лепесточки. (Яблоко) 10. Красна, в землю вросла. (Свёкла) - Какие орфограммы встретились в данных словах? - Какова роль слов в русском языке? Чем словосочетание отличается от слова? - Что нужно сделать, чтобы из данных слов получились словосочетания. -Что такое словосочетание? Устно составляем словосочетания. 6.Работа над словом. - Ребята, обратите внимание на слово свёкла. Как мы произносим это слово? Запомните правильное произношение слова свёкла. - А вы любите кушать свёклу? Чем она полезна? Сообщение ученика о пользе свёклы. -Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальция. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы. А кто плохо ест, у того развивается кариес. А ещё свёкла очищает организм, защищает от рака. 7.Синтаксическая разминка. Слайд 4 -Осень – ещё и пора грибов. -Запишем предложение: Подберёзовики и опята красовались на полянке. - В чём синтаксическая особенность этого предложения? Нарисуем схему предложения. - Найдите грамматическую основу предложения. - Какое словосочетание можно выписать из этого предложения? - Красовались на полянке. Схема: гл.+ сущ. с предлогом. -Найдите главное и зависимое слово. Как мы находим главное слово? Чем выражено главное слово? Прочитаем стихотворение о том, как правильно найти главное и зависимое слово в словосочетании. - Подберите к существительных зависимые слова, чтобы получились словосочетания. 8.Физкультурная разминка. Слайд 5 Поднимите руки вверх. Представьте, что кисти рук – это листочки. Помашите ими. Руки в сторону и помахали. Получился настоящий листопад. А теперь кленовые листья ложатся на землю. Опускаем плавно руки и тихонечко садимся. 9. Слайд 6 - Составьте словосочетания, используя слова в скобках. Запишите только те, которые содержат образность, выразительность. Облака (неподвижные, низкие, белые, пуховые, причудливые). Туча (большая, свинцовая, тёмная, мрачная, грозная). Ветер (резкий, порывистый, весёлый, северный). Как называются прилагательные, содержащие образность и выразительность. 10. Работа с текстом. На столах раздаточный материал. - Прочитайте предложения. Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? Что такое текст? Что нужно сделать, чтобы получился текст? - Прочитайте текст. Выпишите словосочетания согласно схемам: прил.+сущ. глагол+ сущ. 11.Поэтическая полянка. Слайд 7 Многие поэты, художники и композиторы посвящали свои произведения осени, восхищаясь её необыкновенной красотой. Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. -Кто прочитает вслух стихотворение? - Назовите прилагательные, которые ярко, образно передают чувства поэта. Как они называются? - Обратите внимание на картины и выставку книг об осени. 12. Итог урока. - Ребята, что значит «пышное природы увяданье»? - Что такое словосочетание? Чем оно отличается от слова? - Какие словосочетания можно выделить из предложения? ( Смотрите эпиграф к уроку). -Оценки за урок. 13. Домашнее задание: написать сочинение или сочинить стихотворение по теме «Золотая осень», выучить стихотворение. Список для учителя.
Литература для ученика. 1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. 2. Греков В.Ф., Крючков С.Е и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2008. 3. Мамона Т.Н. ЕГЭ, русский язык. Практикумы по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ : учебно-методическое пособие / Т.Н.Мамона, Е.С.Сергеева и др.. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. 4. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2011. Русский язык :тренировочные задания / И.П.Цыбулько, с.И.Львова. – М.:Эксмо,2011. |
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Составитель: учитель русского языка и литературы Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по русскому языку в 5 А, б классах Составитель:... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Вопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории | Иванова К. А., учитель русского языка и литературы Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | ||
Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | Программа по русскому языку 6 класс составитель: учитель русского... Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические... | ||
Учебно-тематический план по русскому языку 26 Календарно-тематическое... Настоящая рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы мбоу «Гимназия №1» г. Нижневартовска для реализации... | Исследовательская работа по русскому языку учеников 7 «б» класса Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна | ||
Урок русского языка во 2 классе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по... | Рабочая программа по русскому языку для VII класса у чителя русского языка и литературы Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса Учитель: Тризна Елена Николаевна Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | ||
Рабочая программа по русскому языку для 11 а класса. Составитель:... Базисного учебного плана (2012), авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова... | Рабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка... Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку... |