Скачать 261.63 Kb.
|
О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов.(инструктивно-методическое письмо) Содержание
В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:
Нормативные документы, регламентирующие учебную нагрузку учащихся
Организация образовательного процесса
Типовой учебный план, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь является основой для разработки типовых учебных планов на текущий учебный год.
Часы компонента общеобразовательного учреждения могут использоваться в полном объеме при условии, что общая недельная учебная нагрузка на одного ученика не будет превышать максимально допустимую (таблица 1). Таблица 1 Максимальная недельная нагрузка для учащихся 1 – 4 классов (с учетом компонента общеобразовательного учреждения)
Компонент общеобразовательного учреждения не является обязательным для всех учащихся. Занятия по интересам организуются при наличии заявлений законных представителей учащихся и комплектуются из учеников одного или параллельных классов в количестве 5 человек в учреждениях, которые расположены в сельских населенных пунктах, 12 человек — в остальных учреждениях. На занятиях по интересаам не выставляются отметки и не задаются домашние задания. Реализация часов компонента общеобразовательного учреждения во всех типах общеобразовательных учреждений имеет свои особенности:
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся с учащимися 2 — 4 классов во всех типах общеобразовательных учреждений во внеурочное время на протяжении всего учебного года за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.
Таблица 2 Примерное распределение предметов по ранговой шкале трудности для младших школьников
В течение дня наиболее трудные для учащихся предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, соответствующих высокому уровню работоспособности школьников. В течение недели максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности учащихся: во вторник и среду. Контрольные работы следует проводить на вторых – третьих уроках в середине учебной недели. В один день проводится не более одной контрольной работы, в течение недели — не более двух.
Недопустимо обучение во вторую смену учащихся 1 и 2 классов.
Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 35 минут, во 2 – 4 классах — 45 минут. Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. Перемены следует проводить при максимальном использовании подвижных игр на свежем воздухе.
До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Таблица 3 Режим проветривания
В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, музыки) должны проводиться физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органов зрения. Комплексы упражнений должны периодически меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
Таблица 4 Профилактика школьной близорукости
Не следует требовать от шестилетних учащихся соблюдения в течение урока неподвижной рабочей позы. Ребенок шестилетнего возраста быстро утомляется, процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения, он устает от статической позы, ему трудно сидеть за партой неподвижно. В то же время необходимо учитывать, что долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, так как в этот период идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. В 1 классе на протяжении 35-минутного урока проводятся 2 физкультминутки по две минуты каждая: через 10 минут после начала урока и на 20-й минуте урока.
В течение неделе не рекомендуется проводить более 3 – 4 уроков с применением ТСО. Таблица 5 Время использования на уроках ТСО
Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:
Гигиеническая оценка уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе».
Индивидуальные занятия с логопедом, занятия по музыкальным дисциплинам недопустимо проводить во время режимных мероприятий, обеспечивающих отдых учащихся (прогулки на свежем воздухе, дневной сон).
Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся. Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.
трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки); насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники); эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.). Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким. Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока (таблица 6). Таблица 6 Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку
Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.
Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет — 10 минут: непрерывного письма — до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока. Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии — 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.
По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки, задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки — важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти. Преподавание предметов «Человек и мир», «Мая Радзiма — Беларусь» немыслимо без использования средств наглядности, способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы, которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами. Домашние задания
Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.
Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.
Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 7). Таблица 7 Примерный объем домашних заданий для учащихся 2 — 4 классов
Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке. В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.). Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль). Методика проверки домашней работы учащихся должна .быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. Возможные формы проверки:
Сохранение психического здоровья учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности
В этот период обучения учитель использует развернутую словесную оценку, которая должна быть достаточно подробной, содержательной, носить обучающее и воспитательное значение. Содержательная словесная оценка должна отражать индивидуальную динамику продвижения каждого ребенка, способствовать формированию положительной учебной мотивации. Не допускается сравнение учащихся между собой. Для объективной оценки усвоения всеми учащимися программного материала учитель осуществляет в процессе обучения тематический, промежуточный и итоговый контроль, фиксируя результаты в своих рабочих записях.
Необходимый и обязательный объем знаний, умений и навыков младших школьников определен образовательными стандартами и программами по каждому учебному предмету. Выполнение учащимися заданий в соответствии с требованиями образовательного стандарта и программы оценивается до 10 баллов включительно. Учащимся начальных классов не требуется для получения высшего балла (10) выполнять задания повышенной трудности, а также задания, отмеченные звездочкой. Уровень применения знаний (умений) в частично измененной и незнакомой ситуациях предполагает выполнение младшими школьниками любых практических работ в пределах программных требований. Отметка для младшего школьника должна быть стимулирующей. Учитель имеет право повысить отметку (на 1 – 2 балла) за оригинальный ответ, ответ на более сложный вопрос или выполнение дополнительного задания более высокого уровня. Недопустимо снижение отметки в целях наказания учащихся за нарушение дисциплины, забытые учебники и тетради, спортивную форму.
Отметка «0» в начальной школе не выставляется: по предметам «Физическая культура и здоровье», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Литературное чтение», «Человек и мир», «Мая Радзiма – Беларусь» на протяжении третьего и четвертого годов обучения; по второму государственному языку (русский язык в школах с белорусским языком обучения, белорусский язык в школах с русским языком обучения) и иностранному языку на протяжении третьего года обучения. Управление общего среднего образования. |
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... | Инструктивно-методическое письмо по подготовке учащихся основной... В связи со вступлением с 1 сентября 2013 года в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2014 году на территории... | ||
И. М. Миназов Р. Г. Мусина Протокол №1 от Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | Развитие личности младшего школьника через умк «Гармония» «Письмо с «окошками» как способ развития орфографической зоркости учащихся начальных классов» | ||
Утверждено Приказом №97 -а от 31. 08. 2012 г Методическое объединение учителей начальных классов является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим учителей... | Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года) | ||
Методическое письмо вводная часть Необходимо отметить, что так называемый "Единый орфографический режим" ("Единые требования к устной и письменной речи учащихся к... | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Отчёт руководителя шмо учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов продолжало целенаправленную работу по формированию прочных знаний, умений и навыков,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | ||
Рабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания... Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России,... |