Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67
ПРИНЯТО
на заседании научно-методического совета МБОУ гимназии №67
(Протокол №1 от 28.08.2013)
| Утверждено
Директор МБОУ
гимназия №67
___________Э.С. Казакова
« 28 » августа 2013г
| РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
словесности
(Протокол № 1 от 27.08.2013)
|
|
Рабочая программа по литературе
для 7Б класса
на 2013 – 2014 учебный год Учитель/составитель
Радостина Н.Б.,
учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В основу данной рабочей программы положена авторская программа по литературе под редакцией Г. И. Беленького (2009 года издания). (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы/ под редакцией Г.И. Беленького, 2009)
Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.
В программе для 7 класса выделяются произведения «Для чтения и изучения» и «для чтения и бесед», «для самостоятельного чтения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывалась значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «чтения и изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения «для чтения и бесед» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по литературе под редакцией Г. И. Беленького. В авторской программе на изучение литературы в 7 классе отводится 68 часов. В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 35 учебных недель, поэтому в авторскую программу были внесены изменения: добавлено 2 часа на развитие речи. Таким образом, на изучение курса литературы в 7 классе отводится 70 учебных часов. Название учебно-методического комплекта
Программа
| Учебник
| Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы/ под ред. Г. И. Беленького. – М.:, 2009.
| Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия /Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова/ М.-Мнемозина, 2009.
| |