Скачать 1.41 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Учебная программа дисциплины Введение Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр. Прикладной бакалавр, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала. Учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация – Академический бакалавр. Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Концепции современного естествознания», которыми должен обладать выпускник СГЮА. Учебная программа дисциплины: «Концепции современного естествознания» структурно включает в себя:
Курс "Концепции современного естествознания" - это система знаний о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения; панораме современного естествознания, с его историей и тенденциями развития. В рамках этой учебной дисциплины формируется преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере; решаются вопросы об использовании полученных сведений в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Основная его цель: - дать студентам общие знания о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения;
научить использовать полученные сведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Задачи изучения: овладение естественнонаучными знаниями, и умением использовать их в повседневной жизни и практике. Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается после философии, что позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение. Дисциплины «Философия» и «Концепции современного естествознания» позволяют сформировать объективную научную картину мира (НКМ). По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент должен знать:
По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент уметь:
видеть мир во всей сложности и тонкости взаимодействия. Выпускник, освоивший программу, должен: обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК – 1-9, ПК – 1-19 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в экспертно-консультационной деятельности:
в педагогической деятельности:
В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 12 тем. Тема №1. Введение. Современное естествознание. Предмет, структура и место среди других наук Тема №2. Структура естественнонаучного познания Тема №3. Методы и динамика естественнонаучного познания Тема №4.Современные представления о Вселенной Тема №5. Галактики. Эволюция звезд. Солнечная система Тема №6. Происхождение и эволюция жизни. Тема №7.Закономерности биологической эволюции Тема №8. Происхождение и эволюция человека Тема №9. Социобиология и ее роль в изучении человека Тема №10. Биосфера и цивилизация. Тема №11. Экология. Здоровье и концепция выживания Тема №12. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, а также многолетний опыт преподавания Концепций современного естествознания в СГЮА и других ВУЗах страны. Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Предмет современного естествознания. Структура и место среди других наук. Концепции современного естествознания - учебная дисциплина, введенная для преподавания в системе высшего гуманитарного образования. Ее изучение необходимо обучающемуся в ВУЗе, чтобы стать высокообразованным, эрудированным, интеллигентным и культурным человеком. К КСЕ относятся не только научные достижения XX века - периода бурного научно-технического прогресса, но и все те, которые образуют краеугольные камни современной науки, представляющие разновременные по своему происхождению ее части. Для их принятия, необходимо, прежде всего уяснить, что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика; определяющие характер своеобразных методов научного исследования, язык, аппаратуру и т.д., позволяющих осуществлять теоретическое и эмпирическое освоение окружающей действительности. Она становится основой нового свободного университетского образования (академического), целью которого является готовить специалистов различных профилей высокого ранга и звена. Наука - многофункциональное явление и проявляется как: 1) отрасль культуры; 2) Способ познания мира; 3) Специальный институт. Тема 2. Структура естественнонаучного познания Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создание теорий или обобщений, описывающих природные явления, представляющих особый рациональный способ познания мира. Оно общезначимо и дает «родовую истину», принимаемую всеми людьми, поэтому традиционно рассматривается в качестве эталона научной объективности. В содержательном плане предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые органами чувств человека. Научные факты, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение, при этом истинной признается то положение, которое подтверждается опытом или экспериментом. Не меньшую роль играет творческий процесс создания гипотез, теорий и аргументации. Схематично структура научного познания представляется довольно сложно, включая последовательные моменты, начинающиеся с каких-либо фактов, наблюдений, продолжающиеся в эксперимент и завершающиеся выведением закона, новых понятий и проверкой на опыте, в случае необходимости - принятием новых гипотез. Тема 3. Методы и динамика естественнонаучного познания. Человек, обладающий сведениями об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях делит всю имеющуюся у него информацию на естественнонаучное знание и гуманитарное - знание о самом себе. Различия заключаются на разделении субъекта (человека) и объекта (природы), которую познает сам человек. При первом - преимущественное внимание уделяется объекту, при втором - самому субъекту (человеку). Современная наука зиждется на определенной методологии. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета. Выделяются эмпирические методы научного познания: (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотеко-дедуктивный метод), всеобщие (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация), а также статистические и математические методы исследования. Тема 4. Современные представления о Вселенной. С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении Вселенной, которую в целом изучает космология. Изучение ее основывается, преимущественно на наблюдениях, производимыми астрономами, астрофизиками, а также воспроизводимых моделях для возможных вариантов объяснения с помощью универсальных законов физики функционирования мира и полученных выводах, которые не противоречат возможности существования самого человека, так называемый антропный принцип. В настоящее время, наука допускает, что все могло создаться из «ничего», считающийся в научной терминологии вакуумом и по современным представлениям являющимся своеобразной формой материи, способной при случайной флюктуации «рождать» вещественные частицы. Он (вакуум) может приходить в «возбужденное состояние», вследствие чего в нем может образоваться поле, а из него, что подтверждается современными физическими экспериментами - «вещество» (субстрат). Вакуум приобретает особые свойства, проявляющиеся в наблюдаемых эффектах. Наиболее общепринятой является модель расширяющейся Вселенной, построенной на основе теории относительности А. Эйнштейна (1916 г.). |
Рабочая учебная программа: Цели и задачи курса Тематический план... Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению | Рабочая программа учебного курса «Технология» Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е.... | ||
Рабочая программа курса математики в 8 классе Рабочая программа учебного курса по математике для 8 класса разработана на основе | Рабочая программа курса «Технология» Рабочая программа учебного курса технологии для неделимых 8 классов составлена на основе | ||
Рабочая программа учебного курса «Биологии» 7 класс Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам... | Рабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для... Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | ||
Рабочая программа для студентов 3 курса филологического факультета... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса одо, обучающихся по направлению 031000. 62 Филология, получающих квалификацию... | Пояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год... Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И | ||
Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии Домашнее обучение Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» создана для учащихся 2а класса общеобразовательной школы мкоу... | ||
Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... | Рабочая программа по биологии 11 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... |