Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва





Скачать 131.02 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва
Дата публикации06.09.2013
Размер131.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 31
Конспект урока русского языка к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва

на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Бушко Марина Игоревна

Краснодар 2013

Тема урока:

Буквы О и Ё после шипящих в корне

Базовый учебник:

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.

Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Цели

Личностные:

- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- адекватно воспринимать устную и письменную речь

Регулятивные

- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника

- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

- осуществлять самоконтроль, самооценку

Предметные

сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила

- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы

опираться на морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова

использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование.

Оборудование: интерактивная доска, презентация




Структура и ход урока


Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


Создание ситуации для психологического настроя обучающихся

Личностные УД:

Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.


Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока


Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):

- Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми?

Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах.

(На доске скороговорки)

У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.

Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….

В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….

Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.

Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели.

- На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)

- Вот они все в одной скороговорке. Читаем.(слайд )

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.

-Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.

- Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Предположите, какова тема урока?

-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?

-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы)

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.
Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.


Личностные:

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова

Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов.

1) 1. Работа с таблицей 

Буквы ё и о после шипящих в корне

ЖЁЛТЫЙ - желтеть

ШОК

ЧЁРНЫЙ - чернеть

ЧОПОРНЫЙ

ЩЁКИ - щекастый

ТРУЩОБА





–Посмотрите на таблицу.

– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

- Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

- А что же за слова с правой стороны?
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих?

–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 274 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
(Учитель, по желанию учащихся, даёт нескольким из них карточку с заданием - найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон, шомпол)

2. Слова-исключения.

– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о.

- -Значение всех слов нам понятно?

Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре Приложения.
3. Слова иноязычного происхождения 

- Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.

Жокей - наездник на скачке.

Крюшон – прохладительный напиток.

Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).

4. Наблюдение. Страница 275.
Что? Что сделал?

ожог на руке – ожёг руку

поджог сарая _ поджёг сарай

- От чего зависит написание о – ё в корне слова?

Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё.

5. Алгоритм

- Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм.

Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.
ИЛИ

Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов .

Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е.

7. Если не чередуется - О.

Предлагает проверить свою работу по записи на доске.

6. Работа с учебником: выполнить упр.85: подобрать однокоренные слова с буквой е после шипящей, поставить ударение, обозначить корень; упр.86: подобрать такие однокоренные слова, чтобы гласные после шипящих корне оказались под ударением.
Организует работу с интерактивной доской, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы

Познавательные УД:

Устная работа по заявленным вопросам;

работа с учебником;

выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ


Предметные :

2.Безошибочное написание корней с гласными о-ё
Метапредметные:

1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания


Этап 4.

Закрепление материала


Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова

1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка.

2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку». Записать только букву, за которой стоит слово.

а) жолтый

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот
( а б г з)

Познавательные УД:

Выполнение задания.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.
Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.


Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Предлагает ответить на вопросы

- Какой из этапов урока вызвал затруднение?

- Что помогло решить проблему?

- Над чем еще надо поработать?

-Ответьте, используя незаконченное предложение.

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Моя оценка атмосферы на уроке…

Для меня было недостаточно…

ИЛИ

Какую цель ставили перед собой? Достигли?

На доске схема.

- Уходя, поставьте точку на стрелочках.

чувствую себя очень хорошо

ничему не научился многому научился
чувствую себя очень плохо



Личностные:

Самостоятельно выбрать тему домашней работы.
Развитие регулятивных УД.

Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности
2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Базовый: упр.91

Повышенный: упр.91+ презентация – диктант или

объяснить словосочетание «жостовские подносы»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-»
Базовый учебник: «Русский язык в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелева, Москва. Издательский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана –Граф» 2012 г. (алгоритм...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока по русскому языку
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект открытого предметного учебно
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconУрок семинар в 6 классе (90 минут)
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconУрок русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconУрок русского языка с применением информационных технологий тема: Повторяем имя прилагательное
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconУрок конспект урока по русскому языку. 2 класс
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока русского языка ( 3 класс)
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой....
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва iconКонспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск