Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого





Скачать 72.97 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого
Дата публикации16.09.2013
Размер72.97 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по литературному чтению

Тема: Слушание и работа с книгами Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой «Ореховая ветка»

А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

Величко П.Ф., учитель прогимназии 1644, ЮЗАО, г.Москва.

Учебные задачи:

- продолжить работу с разножанровыми произведениями Л.Н. Толстого;

- учить слушать и слышать произведение;

- развивать умение ориентироваться в жанрах литературы;

- учить делить текст на структурные части, составлять план и пересказывать по готовому плану;

- отрабатывать навык чтения вслух и молча.

- отрабатывать умение использовать мак-буки и интернет ресурсы для решения учебных задач.

Учебные умения:

- характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения;

- делить текст на композиционные части (вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение );

- пересказывать по готовому плану.

Учебный материал:

- Учебник «Литературное чтение. 3 класс, часть1» (авт. Л.А Ефросинина), 2012 год.

- Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 3 класс, часть1» (авт. Л.А Ефросинина), 2012 год.

- Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс, часть1» (авт. Л.А Ефросинина), 2012 год.

Ход урока.

Комментарии:

В соответствии с ФГОС НОО на уроках литературного чтения целесообразно использование дополнительного оборудования:

- мак-буки для каждого ученика;

- мак-бук для учителя;

- проектор.

и программное обеспечение:

- программа ПервоЛого;

- Word 2010

- сайт nachalka.seminfo. ru

1. Проверка домашнего задания.

- Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок». (1-2 ученика)

- Выразительное чтение подготовленной части рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок». (3-4 ученика)

- Проверка выполнения заданий в тетради (коллективно, под руководство учителя, проецируя верные ответы на доску)

Задание№1. Выбор.

Ловкий, смелый, решительный, храбрый,…

Задание№2. Точное слово.

Подчеркните глаголы действия обезьянки.

корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала…расходилась

Задание№3. Поиск.

Прочитайте рассказ. Какая беда могла случиться с мальчиком?Найдите ответ в тексте и подчеркните.

Стоило ему только оступиться- и он бы вдребезги разбился о палубу...

Задание №4. Отзыв.

Каким вы представляете мальчика и отца?

(варианты учащихся)

Отец: Мальчик:

любящий сына, ловкий,

решительный… смелый..

Задание№5. Соответствие.

Какая пословица подходит к данному рассказу? Укажи.

Храбрый в трудный час победит.

- Рассказывание былины «Как боролся русский богатырь». ( 1-2 ученика)

2. Работа с произведениями Л.Н. Толстого (самостоятельная работа).

- Откройте мак-буки

Дети открывают мак-буки, входят в программу ПервоЛого.

- С произведениями какого автора мы познакомились на предыдущих уроках литературного чтения? (с произведениями Л.Н. Толстого )

- Напечатаем фамилию автора в центре листа. Каким цветом?

Толстой


- Что писал Толстой? Покажите на своей схеме.

Учащиеся самостоятельно чертят схему и заполняют ее .

сказки рассказы

Толстой

басни былины

- Давайте проверим, что у вас получилось .

Учащиеся называют жанр и приводят пример произведения этого жанра.

Например, учащиеся говорят:

- Лев Николаевич Толстой писал басни. Я знаю басни Толстого «Белка и волк», «Чиж и голубка».

- Я читал рассказы Л. Н.Толстого «Лебеди», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».

Комментарий:

На данном этапе урока дети обобщают полученные знания и закрепляют изученный материал.

3. Слушание воспоминаний А.Сергеенко«Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

Комментарий:

Данный этап, по моему мнению, очень важен тем, что дети имеют возможность слушать произведение, а это в корне отличается от самостоятельного чтения. Здесь развивается воображение, вырабатывается образное мышление.

4. Беседа.

- Каким представляете Л.Н. Толстого? Хотелось бы вам общаться с писателем? О чем бы вы его спросили? И т.п.

Комментарий:

Ответы на вопросы, беседа является завершающей и закрепляющей стадией этапа работы с данным произведением. Здесь происходит диалог учителя с детьми, идет высказывание мнений, а как результат- единое мнение.

5. Слово учителя «Л.Н. Толстой и дети»: рассказ о книгах для детей.

В то время, когда писал свои произведения Л.Н. Толстой книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. “Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.“Спала кошка на крыше”, “Таня знала буквы”, “У Груши не было куклы”.“Новая азбука” обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Комментарий:

Этот этап необходим, так как ученики, как подрастающее поколение должны иметь представление о личности писателя Л.Н. Толстого. Его роли в истории страны.

6. Самостоятельная работа со сказкой Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»: чтение, моделирование обложки.

- Подготовьте чистый лист в программе ПервоЛого.

Моделирование обложки ( самостоятельно на мак-буках)




Заготовка модели.

Толстой

Фамилия автора.

Толстой

Ореховая ветка

Заголовок.

Толстой

Ореховая ветка

Определение жанра.

Толстой

Ореховая ветка

Определение темы.

- С каким произведение вы сейчас познакомились?

-Мы прочитали волшебную сказку Л.Н.Толстого о людях.

Если дети не догадались, необходимо обратить их внимание на то, что круг в модели можно разделить на 2 части: голубую- волшебную и желтую- о людях.

- Выполним взаимопроверку.

- Если у товарища модель обложки произведения выполнена правильно рядом с моделью поставьте «+» , используя инструмент рисовалки «карандашик».

Комментарий:

Моделирование является любимым этапом урока ребят. Каждый из учеников считает себя на этом этапе эрудитом, художником, автором обложки. К 3 классу ученики уже без проблем самостоятельно выполняют модель обложки (определяют жанр и тему произведения). Дети охотно отстаивают, доказывают свое мнение, например, определяя тему произведения. Компромисс: использование для обозначения темы карандаши двух цветов, а не одного, как обычно.

7. Деление на композиционные части.

Работа в парах.

- Как называются композиционные части текста?

- При готовьте новый лист в программе ПервоЛого (в меню альбом- сохрани).

- Составьте план сказки, используя инструмент «текстовое окно» и «карандашик» рисовалки.

Выполнение задания.

Вступление (Жил богатый купец…) завязка (поездка,)

нахождение ореховой ветки(развитие действия ) кульминация (встреча, наказ медведя) продолжение действия (замена дочери)

развязка (отдали свою дочь) заключение (превращение медведя).

Комментарий:

Данный этап урока необходим для подготовки к пересказу произведения, а так же отрабатывается навык работы на мак- буке.

8. Проверка парной работы.

На какие части вы разделили сказку?

Чтение сказки по частям.

Работа с планом.

Чтение пунктов плана.

Краткий пересказ по плану.

Комментарий:

Этот этап урока позволяет мне оценить способности каждого ученика, умение работать в паре, а так же совокупность всего класса, а значит оценить и свою работу, как учителя

9. Творческая работа.

- Приготовь новый лист в программе ПервоЛого (меню альбом-сохрани).

Нарисуй понравившийся тебе момент сказки. Заверши работу: меню альбом- сохрани как-рабочий стол- отправь в форум на сайт nachalka.seminfo.ru.

Комментарий:

Работая с иллюстрацией, учащиеся ещё раз вернулись к тексту произведения, проанализировали его.

10. Итог урока.

- Какое произведение мы слушали сегодня на уроке?

(А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». )

- С каким произведением Л.Н. Толстого познакомились сегодня на уроке?

(Мы читали волшебную сказку Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» о людях)

- Что писал Толстой?

(Сказки, рассказы, былины, басни).

Комментарий:

Переход на Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) позволил мне формировать личностные компетенции учащихся, повышать уровень мотивации к учебной деятельности. На этой стадии дети обобщают полученные знания и закрепляют. Тут, я заостряю их внимание на том, что они познакомились с новыми произведениями. Содержание урока соответствует программе. Все этапы взаимосвязаны. Учебные пособия и средства доступны учащимся. Весь урок дети привлечены к активному умственному труду: осуществлялись разные виды деятельности. Урок достиг своей цели, все этапы выполнены.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconТема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже»
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению с использованием технологии...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconТема: Эстетика одежды
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению Тема: Сказки Г. Х. Андерсена
Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100»
Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект открытого урока по литературному чтению Цель урока
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе учителя...
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconПрирода и человек в лирике Есенина
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект урока «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина фио (полностью) Бутько Ольга Николаевна
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Слушание и работа с книгами Л. Н. Толстого iconКонспект открытого урока по литературному чтению
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск