Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока





Скачать 55.77 Kb.
НазваниеТема: «Незнакомка»: земная героиня Блока
Дата публикации18.09.2013
Размер55.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока



Цели: дать анализ стихотворения «Незнакомка»; познакомить с новым приёмом анализа : составлением синквейна.
Оборудование: мультимедийный проектор ( презентация)


Ход урока:




1. Проверка домашнего задания (чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме»)

2. Слово учителя.



Если одну из задач преподавания литературы в школе видеть в воспитании читательской культуры учащихся, то главной целью изучения стихотворения должно быть постижение смысла текста. Писатель, описывая какой-то эпизод, видит в своём воображении то, о чём пишет. Чтобы получить эстетическое удовольствие при чтении, читателю необходимо также увидеть то, что он может увидеть только в своём воображении.

Сейчас мы прочитаем стихотворение – один из шедевров русской лирики, а вы представьте, будто находитесь не на уроке литературы, а на уроке изобразительного искусства. И вот вам задание: нарисовать то, что услышите.

3. Чтение стихотворения «Незнакомка» Блока.

4. Анализ стихотворения.
1)Как построено стихотворение? Сколько картин предстаёт перед нашим взором?

Стихотворение простроено на контрасте двух картин , противопоставленных друг другу. Первая часть рисует картину самодовольной пошлости, скуки. Вторая часть – переход к другой картине: появлению прекрасной незнакомки.

Пояснение учителя


Стихотворение «Незнакомка» (1906) – один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. Многое прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на полотнах Врубеля.


Демонстрация слайда №1 (Слова Блока )


Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо…Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено”.
Александр Блок Блок А.




Демонстрация слайдов № 2, 3, 4, 5 (Картины Врубеля)

«Гадалка»

«Царевна – лебедь»


«Девочка на фоне персидского ковра»





«Маргарита»



«Сирень»


2)Какие краски преобладают на полотнах Врубеля?

Какое впечатление произвели на вас эти картины?
Блок совершенно недвусмысленно утверждал, что его стихи и картины Врубеля возникли на некоей общей почве. Речь идёт о той духовной действительности, которая в его Незнакомке выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов.

За призрачной Незнакомкой, за всеми стихами «второго тома» - неизменно Врубель.

Демонстрация слайда №6 (цветопись)

Синий цвет – звёздное, высокое, недостижимое.

Лиловый – тревожное




3) В каких словах скрыто отношение лирического героя к происходящему?


Начало стихотворения передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:
По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.
4) Как вы понимаете выражение «весенний и тлетворный дух»?

Что значит слово «тлетворный»?

Демонстрация слайда №7


Тлетворный.

1.Порождающий тление или порожденный тлением, гибельный (устаревшее)

2.Переносное. Вредный, разлагающий (книжный)



Отметим оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу понятия – «весенний» и «тлетворный».

Демонстрация слайда №8

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе




Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»:
А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.
5)Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения?
Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Мотив этих двух строф- смиренное отчаяние, одиночество лирического героя:

И каждый вечер друг единственный в

В моём стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной,

Как я смирён и оглушён.
Этот «друг единственный» - отражение, второе «Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов»
6) Как изображается заглавная героиня стихотворения?
Кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. Героиня лишена реалистических черт. Она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями

Её упругиее шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.
7)Задание: наряду с цветописью автор активно использует звукопись. Найдите примеры звукописи при изображении главной героини.


Демонстрация слайда №9

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”

Девичий стАн, шелкАми схвАченный,

В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…”
“И вею(У)т древними поверьями

Её УпрУгие шелка,

И шляпа с траУрными перьями,

И в кольцах Узкая рУка”.




5. Составление синквейна



Своё представление образа главной героини я предлагаю выразить с помощью синквейна.

Синквейн – один из приёмов технологии развиития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен.
Демонстрация слайда №10

Синквейн (из французского ”пять”) – пятистопная строфа

2 – строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3 – строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

4 – строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней

5 – строка – синоним ключевого слова



6.Рефлексия

7. Домашнее задание : выучить наизусть стихотворение «Незнакомка»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconПодготовлен Темлюковой Натальей Владимировной, Учителем русского...
Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconУрок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока
...
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconТема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый...
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconЯнчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А....
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconУрок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода»
Вода – знакомая незнакомка (сборник методических рекомендаций для учителей начальных классов) / Составитель: Пасынок Ю. Ю
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconРеферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного...
Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconТемы к защите рефератов по химии
Химия биогенных элементов s-блока, роль биогенных элементов s-блока и их соединений в живых системах
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconЛекция Средства обучения и контроля
Тема Введение. Виды корпусов и блоков питания системного блока персонального компьютера
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconТема «Иммунитет»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconПравила безопасного поведения при землетрясениях
Понятие о землетрясении. Механизм возникновения землетрясения. Основные тектонические платы, на которые разделена земная кора, и...
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconНазвание: «Введение в психофизиологию»
Связь общего курса с основными дисциплинами (разделами, темами) блока и специализации: курс обеспечивает психофизиологический, и,...
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слова для повторения: 6000° С, земная кора, мантия, 2000°С, гипотеза, рельеф, полезные ископаемые
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconУрок Тема: «Собака друг человека»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Тема: «Незнакомка»: земная героиня Блока iconУрока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск