Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока





Скачать 80.41 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока
Дата публикации03.07.2015
Размер80.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
КОНКУРС УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Тема России в творчестве Александра Блока.

Исполнитель: учитель русского языка и литературы Малова Н.В.

МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа», 2007.

«Русь моя, жизнь моя…» Тема России в творчестве Александра Блока.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. (А.Блок).

Цель урока: показать историю и значение образа России в творчестве Блока, соотнести его с образами, созданными художниками того времени.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по теме урока (основана на материалах лекции преподавателя ПГПУ Лебедевой М.А.), тексты стихотворений А. Блока «Россия», «Русь».

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений, беседа, просмотр презентации.

Предыдущее д/з: познакомиться со стихами Блока о России ("Осенняя воля", "Русь", "Россия", "На поле Куликовом", "Скифы").

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

В поэме Маяковского "Хорошо" мы встречаем такие строки:

Кругом

тонула

Незнакомки,

дымки севера шли

на дно, как идут

обломки и жестянки

консервов...

Какая же она была, Россия Блока? Что дорого поэту в родной стране? Открытие презентации (1 и 2 слайд с темой и вопросами, содержащими задачи урока: какие лики России проступают в стихотворениях Блока? Как стихотворения Блока перекликаются с картинами русских художников?)
2. Слово учителя

В 1911—1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в чита­тельском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «ро­ман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл свое творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «Вочеловечения» от­ражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» — обретение но­вых положительных ценностей. Собирательным образом всех утрачен­ных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни со­относится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музы­кальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку види­мого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незри­мую тайну.

«Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я под­хожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...»,- писал поэт.

3.Чтение и анализ стихотворений.

Прочитаем стихотворение «Русь».

Вариант примерного анализа стихотворения ( приемы анализа – на выбор учителя):

Первая строфа стихотворения на­страивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, // Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на кольцевую компози­цию стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна. // Ее одежды не коснусь». Русь пред­ставляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия - древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками // И дебрями окружена, // С болотами и журавлями, // И с мутным взором кол­дуна...». Здесь и «ночные хороводы // Под заревом горящих сел», и «веду­ны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, изможденные «живой клюкой» (то есть разбитые посоха­ми странников, богомольцев).

Здесь один из излюбленных блоковских мотивов - мотив вьюги. Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга // Под

снегом точит лезвее». Поэзия древнего мироощущения открывается поэту: «Так - я узнал в моей дремоте // Страны родимой нищету, //Ив лоскутах ее лохмотий // Души скрываю наготу».

Следующие строфы как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: «И сам не понял, не измерил, // Кому я песни по­святил, // В какого бога страстно верил, // Какую девушку любил». И дальше - благодарность за спасение души: «Живую душу укачала, // Русь, на своих просторах ты, // И вот - она не запятнала // Первоначальной чис­тоты». Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива).

Обратимся к репродукции с картины Врубеля «Пан» ( работ с 3 , 4 слайдами презентации).

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Роди­на» (1907-1916). К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом про­граммное.

Читаем стихотворение «Россия» и анализируем его.

Вариант примерного анализа:

(Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Начи­нается стихотворение так часто повторяющимся в цикле словом «опять». Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмысляет: здесь нет стреми­тельности движения - «И вязнут спицы росписные // В расхлябанные ко­леи...». Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движе­ние. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восхо­дящий к фольклору, проходит через все произведение - с первой до по­следней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой си­лой и искренностью:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!
Заметим, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви», то есть «слезы первой любви» - согласимся,существенная разница!

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же - лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ).

Обратимся к репродукции с картины Нестерова М. «На горах» (работа со слайдами 5, 6).

4.Просмотр видеофильма из презентации.

Нацеливающий вопрос: что ещё можно добавить к пониманию образа России в лирике Блока?

Вспомогательный материал для учителя.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предви­дение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Ку­ликова" до современных ему событий. Лирический герой - и древний ру­сич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, пережи­ваний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, пол­ный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избран­ности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женст­венности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли // Нам ясен долгий путь!». Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:

Я - не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

В третьем стихотворении цикла этот образ многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим // В криках лебедей»; «голосила мать», «Непрядва убралась туманом, // Что княжна фатой», «Твой лик нерукотвор­ный». Образ Святой Руси сливается с образом Богоматери. Россия Блока... Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Не­сколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая». Все по­вторяется:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали...

Образы у Блока обладают философской глубиной, символы приобре­тают все новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть, долгий, постоянный, неугасимый: «Я вижу над Ру­сью далече // Широкий и тихий пожар». Многозначна строфа

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Здесь и смысл победного движения (белый конь - конь победителя), и картина летящего в поднебесье всадника, напоминающего Георгия Побе­доносца, и воплощение души погибшего воинства, и души самого поэта. И опять обращение к высшему идеалу: «Явись, мое дивное диво! // Быть светлым меня научи!».

Пятому стихотворению предпослан эпиграф из Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых // Грядущий день заволокло». В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мя­тежных дней». Вечный непокой, тревога подчеркивается словами «как бы­вало». И последняя строфа звучит грозным и страстным предостережени­ем, призывом:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Читаем и анализируем другие стихотворения, посвященные России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910), «На железной до­роге» (1910), «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914), «Дикий ве­тер...» (1916), «Коршун» (1916). Отмечаем далеко не идиллическое изо­бражение России («Грешить бесстыдно, непробудно...»), символические образы, нарастающее ощущение тревоги, все более объемный образ Роди­ны, вечность риторических вопросов, которыми заканчивается «Коршун»: «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?».

Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. По сло­вам В. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Родина для него - надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа. «Этой теме я сознательно и бесповоротно по­свящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель» -написал Блок в 1908 году.

5. Подведение итогов урока (работа с заключительным слайдом презентации)

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение, посвященное теме России (на выбор).

  2. Сделать сообщения «Эволюция темы Родины в лирике Блока»;
    «Фольклорные образы в лирике Блока»; «Особенности лексики в
    стихотворениях Блока, посвященных Родине»; «Россия - Восток,
    Россия - Запад в лирике Блока» (по группам).

  3. Прочитать поэму «Соловьиный сад».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconПодготовлен Темлюковой Натальей Владимировной, Учителем русского...
Оборудование: тексты стихов Блока и Лермонтова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconУрок Тема: «Собака друг человека»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconУрок чтения во втором классе (обобщающий)
«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconТехническое задание
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconУчитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 1 полугод
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconКонспект мероприятия на английском языке по теме «Food»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 2012-2013 учебном год
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconПояснительная записка к учебному плану на 2011-2012 учебный год мбоу...
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 11 классе тема России в творчестве Александра Блока iconНекрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем...
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск