Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования





НазваниеНекрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования
страница1/16
Дата публикации23.09.2013
Размер2.07 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НЕКРАСОВСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ №1



Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования

материалы 2-ой городской

научно-практической конференции



САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2012 год

Печатается по решению Совета колледжа

ГБОУ СПО Некрасовского педколледжа №1

Составители:

Васина Е.А., руководитель Ресурсного центра

Науменко Е.С., методист Ресурсного центра

Редакционная коллегия:

Панферова Е.Ю, аналитик Ресурсного центра

Гончарова О.Ю, аналитик Ресурсного центра

Компьютерная верстка:

Мкртчян Л.А., преподаватель информатики, редактор сайта Ресурсного центра

Рейтинговая накопительная система оценки образовательных результатов: проблемы и перспективы развития (материалы 2-ой городской научно-практической конференции) – СПб.: ООО «Лингвистический центр «Тайкун», 2012, 135 с.

В сборнике представлены статьи 2-ой городской научно-практической конференции «Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования».

Публикации адресованы преподавателям государственных образовательных учреждений начального и среднего общего, начального и среднего профессионального образования, интересующихся современной системой оценивания образовательных результатов.

© Коллектив авторов, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ
В данный сборник вошли материалы 2-й городской научно-практической конференции «Внедрение рейтинговой накопительной системы оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования», организованной и проведенной Ресурсным центром Некрасовского педколледжа №1 9 ноября 2012 года.

Объектом исследования авторов стали проблемы внедрения инновационной рейтинговой накопительной системы оценивания в условиях перехода от знаниевой парадигмы образования к антропоцентрической. Поэтому акцент в большинстве статей сделан на эффективности использования РНС в педагогическом процессе для повышения мотивации учебной деятельности, развития социальной активности, стимулирования социализации личности учащихся.

Новым в выступлениях стал переход от теоретических рассуждений к анализу практического опыта. Расширяется материал предметных областей, в которых была проведена данная работа, представлен опыт преподавателей учебных заведений разного уровня: СОШ, НПО, СПО, ВПО.

Приводятся примеры использования РНС на отдельных уроках, при изучении целой темы, в процессе работы по инновационным технологиям.

В ряде статей даны конкретные разработки уроков, представленные на конференции в форме мастер-классов.

Материалы сборника наглядно демонстрируют интерес преподавателей к инновационной системе оценивания и востребованность РНС в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.

Данный опыт будет полезен всем, кто хочет идти в ногу со временем.

Ресурсный центр Некрасовского педколледжа № 1 благодарит всех участников конференции за инициативу и творчество.

Секция 1 «Опыт использования РНС в начальной школе»

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ПО МАТЕРИАЛАМ ФГОС)

Лабинская Т.А., ГБОУ СПО Некрасовский педколледж №1
Каждый педагог в течение всей профессиональной деятельности задает себе три вопроса: « Чему учить? Как учить? Почему так, а не иначе?». Введение новых стандартов заставило задуматься учителей начальных классов о том, как изменить свой подход к оценке результатов обучения и развития учащихся, поэтому в настоящее время актуальным стал поиск ответов на вопросы: «Что оценивать? Как оценивать? Почему так, а не иначе?». В материалах ФГОС для начальной школы есть рекомендации по организации системы оценки планируемых результатов в образовательном учреждении. Ведущая роль в определении общих подходов к оценке подготовки ученика начальных классов отводится накопительной системе оценки. Найти ответы на волнующие учителей вопросы поможет книга «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (1), выпущенная в серии пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения». На основе анализа материалов, представленных в этом издании, попробуем сформулировать ответы на поставленные вопросы.

Что оценивать? Оцениваем универсальные учебные действия (УУД), а не знания, умения, навыки (ЗУН). Что же такое УУД? «В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». (1) УУД были разработаны Александром Григорьевичем Асмоловым (2) и подразделяются на 4 блока:

  • познавательные (общеучебные, логические, умение поставить и решить проблему);

  • коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, объяснить свой выбор, работать в парах, в группе, умение вести диалог);

  • регулятивные (умение планировать свою деятельность, ставить цель, осваивать разные алгоритмы, осуществлять самоконтроль и оценку своих работ);

  • личностные (самостоятельное определение цели и мотива деятельности; эмоции, интерес, позитивное отношение к себе и к окружающему миру; желание выполнять УД; фантазия при выполнении УД; умение ответить на вопрос: «Какое значение имеет для меня учение?).

Значит, при детализации главной дидактической цели урока учителю следует сформулировать задачи не только в когнитивной, но и в аффективной области. В этом может помочь составление технологической карты (ТК) темы (раздела) и ТК урока по технологии РНС. (3,4)

Как оценивать? В стандартах определены 2 направления: накопительные оценки (портфолио) и оценки за стандартизированные работы по математике, русскому языку и комплексную работу на межпредметной основе (междисциплинарные программы «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение: работа с текстом»). Значит, нужно подготовить материалы для проведения указанных работ и разработать критерии их оценки: составить оценочные листы для учащихся, в том числе, и с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». (5)

Почему так, а не иначе? Учителю понятно, как оценить стандартизированные работы, но возникают вопросы: что такое портфолио ученика начальных классов, почему в стандартах второго поколения именно с ним связана накопительная система оценки? «Портфолио - современная эффективная форма оценивания (накопительная система оценки), которая позволяет оценить не только учебную деятельность, но и результаты достижений в других формах активности». (1) В портфолио ученик вкладывает материалы, отражающие его личные успехи и достижения: «формальные и творческие работы; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы и т.п.); проекты и разработки по внеурочной и досуговой деятельности» (1). Анализ содержания портфолио позволяет оценить уровень подготовки ученика начальной школы к продолжению обучения в средней школе: базовый (опорный) или повышенный (функциональный); оценить личностные УУД.

К ответу на вопрос «Как оценивать?» относится положение о критериях оценки достижений учащихся. Они «…должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы». (1) Разработка критериев оценки каждого вида деятельности – самая сложная и трудоемкая часть работы учителя, особенно когда речь идет об оценке заданий разного уровня сложности. В этом могут помочь материалы по теме «Рубрикации цели», разработанные в РЦ по РНС. (4) Учитель при составлении ТК урока детализирует главную дидактическую цель, соотносит каждый уровень познавательной деятельности с заданием, которое учащиеся будут выполнять, определяет критерии оценки работы; формулирует задачи в аффективной области, опираясь на УУД. Такой алгоритм поможет создать условия для объективной оценки уровня (базового и повышенного) подготовки учащихся по каждой теме образовательной программы.

В материалах ФГОС предлагается следующая шкала оценки: «зачет/ незачет», «хорошо», «отлично». Далее сказано: «Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения».(1) Используя рейтинговую накопительную систему оценивания, учитель сможет оценить каждый вид активности на критериальной основе и перевести результаты в пятибалльную систему.

Таким образом, технология РНС может стать инструментом оценивания универсальных учебных действий и помочь учителю в реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя./ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке. Выпуск -5. – СПб.: Изд-во «Стратегия будущего»,2012.

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  4. Рейтинговая накопительная система оценки образовательных и профессиональных результатов субъектов педагогического процесса. Коллективная монография (под редакцией Загашева И.О., Лабинской Т.А.)/ СПб., Изд-во «Стратегия будущего», 2011.

  5. http://www.nekrasovspb.ru/ Сайт Некрасовского колледжа «Городской ресурсный центр».


РНС ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Буданова Л.К., ГБОУ СОШ №536
«Если вы не ставите перед собой цель, вы никогда её не достигнете»!

Эти слова могут быть отправной точкой данной статьи. Целью урока, содержание которого связано с литературным произведением, является формирование системы читательских и речевых умений, а технология критического мышления помогает создать условия для успешного достижения поставленной цели.

Книги по технологии развития критического мышления стали для меня настольными книгами. Одна из них, «Учим детей мыслить критически» (1), начинается словами «С благодарностью к читателям», а мне хочется сказать «С благодарностью к авторам…». С благодарностью за то, что они научили меня мыслить критически. Второй год обучения в Ресурсном центре был посвящен особенностям проектирования учебного процесса по технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ТРКМ). Итогом обучения стал урок внеклассного чтения по сказке «Лев, Черепаха и Кабан».(2)

Чем же отличается использование РНС на уроке, спроектированном по технологии ТРКМ?

Для того чтобы ориентироваться в нашем сложном мире, детям необходимо реализовать свой творческий потенциал максимально полно, а учителю – выбрать эффективные приемы обучения, разработать листы самооценки деятельности учащихся на всех этапах урока. В отличие от обычного урока технология ТРКМ предполагает особую форму организации учебной деятельности – групповую, поэтому для такого урока нужно разработать не только оценочный лист ученика (самооценка), но и оценочный лист для творческих групп. В нем отражены 3 фазы технологии ТРКМ и содержание обучения, связанного в данном случае с чтением и анализом литературного произведения. Учитель проходит эти фазы совместно с учениками:

  1. Стадию вызова (пробуждение интереса к чтению произведения);

  2. Стадию реализации смысла (осмысление содержания сказки в процессе анализа);

  3. Рефлексию (обобщение выводов, сделанных на основе анализа, оценка поведения героев в форме синквейна).

На каждой фазе используются приемы технологии ТРКМ. Наибольший интерес у учителя и учащихся вызывает приём «Дерево предсказаний», который проходит через все фазы: на фазе вызова учащиеся предполагают по названию, о чем или о ком может быть произведение; после того, как узнают, что это сказка, корректируют свои мнения. Работа с деревом мнений (предсказаний) продолжается в процессе чтения сказки с остановками, анализа ее содержания и заканчивается на фазе рефлексии. Учащиеся с увлечением заполняют дерево мнений, анализируют предположения групп, с интересом продолжают чтение сказки после каждой остановки, заполняя трехчастный читательский дневник (вариант трехчастной таблицы-синтеза, адаптированный к начальной школе). На основе читательского дневника, заполненного в творческих группах, ученики 2 класса составляют рассказы о героях сказки и представляют их классу. Коллективно составленный синквейн на фазе рефлексии помогает детям выразить эмоциональное отношение к героям сказки. В течение всего урока наблюдается активная работа каждого ученика, объективная оценка своего личного вклада в представление результатов обсуждения в группе. Таким образом, ТРКМ помогает учителю создать на уроке внеклассного чтения условия для формирования читательских и речевых умений, а технология РНС – разработать критерии их оценки. В оценочном листе даны критерии оценки совместной (групповой) деятельности учащихся в соответствии с приемами ТРКМ: работа с деревом предсказаний, чтение текста с остановками, заполнение таблицы о героях (трехчастный дневник), рассказ о героях, защита выбора пословицы, синквейн.

Хочется остановиться на некоторых особенностях урока, прокомментировать отдельные ситуации, которые возникли в процессе его проведения. Мы долго выбирали сказку для чтения. Она должна была быть незнакомой, короткой, с фактурными героями, проста в восприятии и т.д. Остановились на сказке «Лев, Черепаха и Кабан». Начиная с первой фазы, дети выдвигали много предположений, и часто они не совпадали с запланированными нами ответами. Ещё один прием – чтение с остановками (на фазе осмысления) – очень понравился ребятам. В процессе чтения они заполняли трехчастный дневник. Навык письма у второклассников не сформирован полностью, но и это не помешало им справиться с работой: учащиеся правильно распределили роли и поручили заполнять таблицу тому, кто уже научился писать быстро и правильно.

Хочется обратить внимание на заполнение оценочного листа в группах. Оно прошло поэтапно, с возвратом к трехчастному дневнику. Ребята точно и обоснованно оценили работу команд, получили дополнительные баллы из призового фонда. У нас были определенные сомнения по поводу составления рассказов о героях и представления их классу. Но волнения оказались напрасными. Дети не только отлично справились с заданием, но и представили рассказ от группы с участием каждого члена команды.

Учащиеся не ограничились предложенным выбором пословиц, поговорок, крылатых выражений, а сумели подобрать свои варианты. Сказка заканчивается тем, что звери не смогли подружиться, поэтому нас особенно порадовали варианты детей, которые они дали на фазе рефлексии: были даны всевозможные варианты положительной концовки.

С написанием синквейна были трудности. Учителю пришлось направлять детей, объяснять принцип написания синквейна. Но тем приятнее был полученный результат. Кроме синквейнов о героях, учащиеся написали и синквейны о теме и идее сказки.

Урок продолжался более двух часов, но все (и учителя, и ученики) работали с интересом. По итогам урока учащиеся заполняли индивидуальные оценочные листы самостоятельно, выбирая количество баллов в соответствии с предложенными критериями, в основе которых - читательские и речевые умения. Отдельно хочется сказать и о призовом фонде. И в листе оценки работы творческих групп, и в индивидуальном оценочном листе есть строка «Приз (от 5 до 10 баллов)». В первом случае количество баллов определяет учитель, во втором случае – группа.

Приятно было читать высказывания детей об уроке (оценочный лист ученика). На вопрос «Что понравилось на уроке?» дети ответили так:

«Дерево предсказаний; всё-всё-всё понравилось, потому что урок учит жить в мире и дружить; как мы дружно работали; работать вместе по тексту с остановками; составлять таблицу; как работали учителя и весь класс; сочинение синквейна; работа в группах; как мы оценивали себя, работу в группе; набрали много баллов и получили хорошие отметки». На вопрос «Что не понравилось?» ответов не было. Многие написали пожелания: «Удачи себе, классу; хорошей работы; писать более правильные предсказания; что-то подучить, чтобы в следующий раз всё получилось».

К проведению таких уроков хочется вернуться и детям, и учителю.
Литература

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

  2. Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке. Выпуск -5 – СПб: Изд-во «Стратегия будущего», 2012, раздел «Конспекты слушателей РЦ 2-го уровня обучения», с.176


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconИ проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей...
«знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо
Моу «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconРазработка и внедрение рейтинг-контроля на уроках русского языка в 5 классе
Сущность понятий «контроль» и «рейтинг» Виды рейтинга Достоинства рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов
Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,...
Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О накопительной пенсии», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconПравила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconКонкурсная работа на тему: использование методик рейтинговой оценки...
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций касательно усовершенствования методик рейтинговой оценки деятельности...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconКачество образовательных результатов обучающихся
Результаты внешней оценки (гиа, егэ, мониторинга предметных умений, инспекционных проверок, комплексной аттестации общеобразовательного...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп...
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования icon3 класс, 4 четверть
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconАнализ результатов учебно-воспитательного процесса за 2012-2013уч г
Завершить эксперимент по введению оценки качества образовательных результатов с позиции релевантного педагогического целеполагания...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconКонспект урока математики во 2 классе
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconХод урока Организация класса
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconЛингвистические основы обучения
Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)...
Некрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем оценки образовательных результатов в условиях изменения парадигмы образования iconОсобенности оценки результатов начального общего образования в условиях...
Консультант: Калинина Н. В. зав кафедрой начального образования уипкпро, доктор психологических наук, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск