Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода





НазваниеОсобенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода
страница1/8
Дата публикации17.01.2015
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода
Консультант: Калинина Н.В. - зав. кафедрой начального образования УИПКПРО, доктор психологических наук, профессор.
Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы в стандартах второго поколения становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Ключевые компетентности рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения. Речь идет о подготовке функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке.

В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.

Педагогу важно отличать ключевые компетентности как результат начального образования от других результатов, в частности от предметных знаний и умений. Принципиальной особенностью ключевой компетентности личности является то, что освоив ее в одной области, человек может применить ее в других областях. Освоив умения по обработке информации в одной области, ученик может перенести его в другую область, способен оперировать информацией в любой ситуации жизнедеятельности. Не «знаниевый» критерий, а «деятельностный», «функциональный» становится основным в условиях компетентностного подхода.

Реализация компетентностного подхода к образованию требует разработки новых схем оценивания результативности как работы педагога, так и учебной успешности учащихся. В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников. Диагностика позволяет системно отследить индивидуальный путь развития каждого ученика, выявить его проблемы и трудности, оказать необходимую помощь. Именно диагностика развития ученика в образовательном процессе составляет основу разработки системы оценки результатов начального образования в условиях компетентностного подхода.

Представляемые подходы к оценке освоения новых планируемых результатов начального образования могут стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и межпредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно-аналитический потенциал управления образовательными системами.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ начального образования

В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Оценка результатов начального образования представляет собой процесс сличения цели и результата, выраженный в стандартизированной процедуре мониторинга. Разработка системы оценки планируемых результатов, достигаемых учащимся начальной ступени образования, опирается, прежде всего, на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в фундаментальном ядре содержания общего образования, включающего в себя базовые компетентности личности и программе развития универсальных учебных действий. Для определения основных ориентиров для построения системы оценки результатов, проанализируем наиболее значимые цели начальной ступени образования.

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.


Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность

  • Информационная компетентность

  • Компетентность разрешения проблем.

Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности. Знание этих составляющих обеспечит педагогу возможность операционализации оценки результатов образовательного процесса.

Базовой ее составляющей является личностно-деятельностный компонент, который применительно к начальной школе предполагает сформированность не только предметных, но и метапредметных умений:

  1. Искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;

  2. Думать – устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию и вырабатывать свою точку зрения;

  3. Сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;

  4. Приниматься за дело – войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу;

  5. Адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить свои решения.

Главный акцент в компетености личности младшего школьника должен быть уделен именно деятельности. Начальная школа, как известно закладывает фундамент познания ребенком окружающего мира, организации его деятельности. В связи с этим, центральное место в результате начального образования занимает сформированность учебной деятельности, общих учебных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

На основе анализа целей начального образования определены результаты, подлежащие оценке. Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и родителям.

Требования к результатам образования представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ начального общего образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности в области конкретных учебных предметов и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

В соответствии с деятельностной парадигмой образования требования к предметным и метапредметным результатам задаются в предметно-деятельностной форме с учетом разработки таксономии, которая включает осваиваемые системы предметных и межпредметных знаний, предметных и общеучебных умений и способов деятельности, а также уровни их освоения выпускниками, которые поддаются дальнейшей конкретизизации, операционализации и оценке в рамках объективных и субъективных оценочных процедур. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования могут быть представлены в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения.

В соответствии с Требованиями к результатам образования на начальной ступени, обозначенными в стандартах второго поколения, в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconVii. Система оценки планируемых результатов освоения программ начального образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconАнализ проделанной работы по введению федерального государственного...
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода icon3 класс, 4 четверть
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconХод урока Организация класса
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconКонспект урока математики во 2 классе
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconПлан работы Козлицкой И. В. на 2012- 2013 учебный год
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconПлан работы Ульман В. Т. на 2012- 2013 учебный год
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconРеализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16...
Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconПодготовка к введению фгос ООО. Научно-прикладной проект
Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования»
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconРеализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс)
Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconПрограмма начального общего образования
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconК. В. Сорвин Религия как феномен культуры и социальный институт....
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Особенности оценки результатов начального общего образования в условиях компетентностного подхода iconОсобенности обучения в условиях фгос
А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск