Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал





Скачать 230.42 Kb.
НазваниеПравила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал
Дата публикации27.07.2013
Размер230.42 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)
/ Университет машиностроения /

Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта

Москва

2012

Содержание.

  1. Статистические методы управления качеством образовательного процесса в целях снижения аварийности на общественном транспорте.

  2. Правила составления тестов и тестовых вопросов.

  3. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы.

  4. Мотивация преподавательского состава.

  5. Виды оценочных шкал.

  6. Значение рейтинговой системы для слушателей.


Развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса оказывает возрастающее влияние на изменение во всех сферах общественной жизни: науке, культуре, образовании. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства. Одна из основных причин возникновения дорожно-транспортных проишествий – низкий уровень подготовки водителей.

Введение стандартов нового типа, наряду с повышением качества даваемого обучающимся образования, предусматривает необходимость решения проблемы достоверного оценивания обученности водителя навыкам безопасного вождения. Необходимо вырабатывать автоматизм в действиях, позволяющих избежать создания аварийной ситуации на дороге и избегать опасных для здоровья пассажиров действий. Решить возникшую проблему можно с одной стороны введя более дробную систему оценивания знаний, навыков и умений обучающихся или, что более перспективно, внедрить элемент статистического контроля знаний слушателей – балльно-рейтинговую систему оценки знаний.

С другой стороны необходимо расширение интенсивных форм проверки навыков учеников водителей, что позволит сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Повысить качество и проверить достоверность знаний можно с помощью тестов.

Одним из важнейших положений менеджмента качества является принятие решений на основе фактов. Совершенствование качества процесса подготовки водителей требует большой работы преподавателей по выявлению причин недостаточной подготовки водителей и их устранению. Для этого необходимо организовать поиск фактов, характеризующих несоответствия, в подавляющем большинстве которыми являются статистические данные, разработать методы анализа и обработки данных, выявить коренные причины дефектов и разработать мероприятия по их устранению с наименьшими затратами.

Проблемами сбора, обработки и анализа результатов учебной деятельности занимается математическая статистика, которая включает в себя большое количество не только известных методов, но и современных инструментов (как модно в последние годы называть методы) анализа и выявления дефектов. К таким методам можно отнести корреляционный и регрессионный анализы, проверку статистических гипотез, факторный анализ, анализ временных рядов, анализ безотказности и т. д.

Большое распространение в управлении качеством получили семь простых методов, применение которых не требует высокой квалификации персонала и позволяет охватить анализ причины большинства возникающих проблем. Следует отметить, что с развитием научных систем управления качеством роль статистических методов в управлении качеством непрерывно возрастает.

Понятие "управление качеством" как наука возникло в конце 19-го столетия, с переходом промышленного производства на принципы разделения труда. Принцип разделения труда потребовал решения проблемы взаимозаменяемости и точности производства. До этого при ремесленном способе производстве продукции обеспечение точности готового продукта производилось по образцам или методами подгонки сопрягаемых деталей и узлов. Учитывая значительные вариации параметров процесса, становилось ясно, что нужен критерий качества производства продукции, позволяющий ограничить отклонения размеров при массовом изготовлении деталей.

В качестве такого критерия Ф.Тейлором были предложены интервалы, устанавливающие пределы отклонений параметров в виде нижних и верхних границ. Поле значений такого интервала стали называть допуском.

Установление допуска привело к противостоянию интересов конструкторов и производственников: одним ужесточение допуска обеспечивало повышение качества соединения элементов конструкции, другим – создавало сложности с созданием технологической системы, обеспечивающей требуемые значения вариаций процесса. Очевидно также, что при наличии разрешенных границ допуска у изготовителей не было мотивации "держать" показатели (параметры) изделия как можно ближе к номинальному значению параметра, это приводило к выходу значений параметра за пределы допуска.

В тоже время (начало 20-х годов прошлого столетия) некоторых специалистов в промышленности заинтересовало, можно ли предсказать выход параметра за пределы допуска. И они стали уделять основное внимание не самому факту брака продукции, а поведению технологического процесса, в результате которого возникает этот брак или отклонение параметра от установленного допуска. В результате исследования вариабельности технологических процессов появились статистические методы управления процессами. Родоначальником этих методов был В.Шухарт.

Одновременно с этим большое внимание уделялось разработке теории выборочного контроля продукции. Первые работы в этой области появились в конце 20-х годов в США, автором их был Г.Додж, ставший впоследствии известным американским ученым.

С момента зарождения статистических методов контроля качества специалисты понимали, что качество продукции формируется в результате сложных процессов, на результативность которых оказывают влияние множество материальных факторов и ошибки работников. Поэтому для обеспечения требуемого уровня качества нужно уметь управлять всеми влияющими факторами, определять возможные варианты реализации качества, научиться его прогнозировать и оценивать потребность объектов того или иного качества.

В послевоенное время и в США, и в Европе появились национальные стандарты по качеству. Центральная роль в разработке нормативных документов в области качества принадлежит Международной организации по стандартизации (ISO). Начиная с 90-х годов, идеи теории вариаций, статистического управления процессами (SPC) овладели не только специалистами-математиками, но и стали неотъемлемыми инструментами менеджеров и работников служб качества.

Большой толчок дальнейшему развитию принципов управления качеством явилось предложение учитывать вариации свойств продукции на разных этапах ее разработки, что для менеджмента качества явилось революционной идеей. По Тагути нужно было установить те сочетания параметров изделий и процессов, которые приводили к минимуму вариаций процессов. Эти процессы, которые стали называть робастными, были устойчивы к вариациям входных параметров процессов.

Используемые в сегодняшней практике предприятий статистические методы можно подразделить на следующие категории:

  1. - методы высокого уровня сложности, которые используются разработчиками систем управления предприятием или процессами. К ним относятся методы кластерного анализа, адаптивные робастные статистики и др.;

  2. - методы специальные, которые используются при разработке операций технического контроля, планировании промышленных экспериментов, расчетах на точность и надежность и т.д.;

  3. - методы общего назначения, в разработку которых большой вклад внесли японские специалисты. К ним относятся "Семь простых методов" (или "Семь инструментов качества"), включающие в себя контрольные листки; метод расслоения; графики; диаграммы Парето; диаграммы Исикавы; гистограммы; контрольные карты.

В настоящее время по статистическим методам имеется обширная литература и пакеты прикладных компьютерных программ, по разработке которых отечественные научные школы по теории вероятностей занимают ведущее место в мире.

Из существующих статистических методов наиболее распространенными являются:

  1. описательная статистика;

  2. планирование экспериментов;

  3. проверка гипотез;

  4. регрессионный анализ;

  5. корреляционный анализ;

  6. выборочный контроль;

  7. факторный анализ;

  8. анализ временных рядов;

  9. статистическое установление допуска;

  10. анализ точности измерений;

  11. статистический контроль процессов;

  12. статистическое регулирование процессов;

  13. анализ безотказности;

  14. анализ причин несоответствий;

  15. анализ возможностей процесса (гистограммы).


Правила составления вопросов для повышения достоверности проверки уровня подготовки в процессе тестирования.
1. Вопрос должен быть вопросом.
Прежде всего, каждый вопрос должен начинаться с таких слов, как "что", "как", "когда", "где", "сколько" или с фраз "в каких случаях", "в каком месте", "с кем из" и т.д.

Типичные ошибочные формулировки составляемых вопросов - "подтверждение соответствия - это: (и далее варианты ответов)", "Обгон: (и далее варианты ответов)", "Участниками движения: (и далее варианты ответов)" и т.д. 
2. Вопрос должен составляться в соответствующих целях.
Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Однако нужно понимать, что если вопрос составляется для аттестации, то вопрос не должен быть сложным, хитрым или коварным. Если мы хотим узнать, знает специалист или не знает что-то, то мы и вопрос должны создавать с учетом этого. Если же мы хотим тестируемого однозначно "завалить" своим вопросом, то в таком случае мы должны понимать, что мы его именно заваливаем, а не пытаемся узнать, что знает тестируемый, т.е. цель вопроса не аттестационная. Коварные и хитрые вопросы "завального" уровня прекрасны для различного рода конкурсов, чемпионатов и прочих состязаний, а также для выяснения отношения с подчиненными, если вы член аттестационной комиссии.
3. Вопрос должен содержать ссылку на первоисточник.
Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, разумеется, а, так сказать, "за вопросом". Нужно это для дальнейшей работы над ошибками тестируемыми или для апелляции. 



4. Количество вариантов ответов в вопросе должно быть разумным.
Сколько должно быть вариантов ответов в вопросе? Все здесь определяет здравый смысл. Один вариант ответа быть не может, это понятно. Слишком много вариантов ответов также нехорошо, тут, скорее всего, будут оцениваться уже не только и не столько знания, сколько другие качества специалиста: внимательность, зрительная память, крепкие нервы и проч..

Если вариантов ответа на тот или иной вопрос получается довольно много, лучше сделать два, а то и три одинаковых, или почти одинаковых вопроса, с различными вариантами ответов.
5. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.
Правила составления тестов.
1. Нужно однозначно определиться с видом вопросов составляемого теста

Существует несколько вариантов составления тестов:

Вариант, когда из предлагаемых ответов правильным является только один ответ

Вариант, когда предлагается множественный выбор ответов из всех предлагаемых

Вариант, когда ответы не приводятся вовсе, а тестируемый должен самостоятельно составить правильный ответ.

Последний вариант составления тестов мы, собственно, не считаем тестированием, на наш взгляд, это письменный экзамен, но поскольку нам известны другие мнения, пусть такой вариант составления вопросов тоже будет называться тестированием.

Составив тест соответствующего вида, об этом нужно заблаговременно заявить тем, кто будет отвечать на вопросы вашего теста. Мешать вопросы разных типов нельзя. Во-первых, потому, что дополнительное запутывание тестируемых - это уже психология, а не оценка знаний в чистом виде. Во-вторых, возможны случаи, когда составитель вопреки своей уверенности в правильности варианта ответа будет не прав, например, когда один вариант включает в себя два любых других, а и тестируемый выбирает что-то одно, либо один объединяющий, либо два самостоятельных варианта. В-третьих, сегодняшние тесты хороши именно тем, что они работают с использованием программных средств, а, значит, все должно быть однообразно, в противном случае, вы не получите хорошего анализа, пренебрежение которым говорит о том, что вы не понимаете преимуществ использования тестов с использованием программных средств.
3. Оптимальное количество вопросов в тесте никем не установлено.

Большинство предлагаемых тестов содержит по 15-20 вопросов. Преимущество тестирования состоит в том, что за короткий промежуток времени о знаниях тестируемого можно получить не просто полное, а переполненное представление. Переполненное представление, конечно, в сравнении с другими методами оценки знаний. После 20-го вопроса тестируемый, по статистике, только начинает соображать, после 50-го вопроса он вполне в прекрасном тонусе, и после 100-го - ничуть не хуже. Другое дело, если тестироваться не хочется вообще, тогда совершенно любые аргументы уместны. Но вы лучше вспомните, сколько времени в средней школе проходит каждый выпускной письменный экзамен (проходил до внедрения тестирования)? Тест - это умственная работа. И физически тяжело тестироваться только тем, кого умственная работа сильно перегружает (например, каждые полчаса).

Так сколько вопросов в тесте оптимально? Не знаем. Но мы готовы спорить, что с освоением тестирования количество вопросов в тестах будет расти и через год - два в лучших заведениях будет предлагаться не менее ста вопросов "за один присест".
Самые большие трудности в составлении тестов кроются все же не в квалификации составителя и, тем более, не в освоении тех правил, которые мы вам предложили, а совсем в другом. Составление тестов - это довольно кропотливая работа. Как ни банально, трудности, связанные с тем, что нужно просто сидеть и писать, и "шлифовать" вопросы являются основными трудностями перед теми, кто сталкивается с написанием тестов. Очень немногим удается осилить составление всего 1 приличного теста из 60 вопросов, хотя и, работая над тестами, все подчеркивают, что дело это, безусловно, полезное для разработчика. Работая над тестами, вы работаете с нормативными документами, т.е. повышаете квалификацию. В общем, специалист делает тесты, а тесты делают специалиста.

И последнее правило, тесты - это не цель, а средство достижения цели. Целью же является постоянное и системное повышение уровня знаний, профессиональной подготовки, квалификации специалистов, т.е. все то же - учиться, учиться и учиться (заимствовано). А тестирование лишь один из методов содействия обучению и подготовке, хотя, при сегодняшних возможностях программирования, тестирование – практически безальтернативный способ оценки коллективных знаний и персональных знаний каждого в коллективе.

Внедрение балльно-рейтинговой системы при подготовке водителей.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний

учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.

Современный образовательный процесс не может существовать без системы одновременно формализующей мероприятия по контролю успеваемости учащихся и, в то же время, позволяющей сделать эту оценку открытой и достоверной. Все вопросы, связанные с управлением (улучшением) качества, начинаются с поиска достоверно измеримых показателей качества.

Организовать учебную деятельность без достоверной и объективной оценки невозможно: она является одним из важнейших компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности деятельности педагога.

Первой задачей, которая встанет перед учебным заведением, решившим внедрять балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости, будет в объяснении преподавательскому составу необходимость этого, достаточно трудоемкого, процесса. Создать систему, действительно отвечающую своим целям и задачам способен только заинтересованный в этом коллектив. Рассмотрим моменты, которые могут служить мотиваторами для преподавателей.

Использование системы:

  1. Способствует повышению интереса учащихся к учебе, активизирует их познавательную составляющую учебной деятельности;

  2. Повышает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

  3. Стимулирует учащихся к самостоятельной внеклассной работе по предмету;

  4. Существенно облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики, как для отдельных учеников, так и для класса в целом

  5. Улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;

  6. Активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность;

  7. Способствует более равномерному распределению нагрузки на учащегося и стимулирует регулярность (ритмичность) его работы.


Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы.
Как и любой процесс управления качества, внедрение статистических методов контроля необходимо начинать с обучения преподавателей. Только обученный и заинтересованный персонал в состоянии добиться успеха. В процессе обучения персонала стоит напрямую обратиться к трудам авторов, так называемого, японского чуда. В свое время, им пришлось решать те же задачи, с которыми сталкиваемся сегодня при внедрении элементов системы качества. Одна из основных мыслей, которая должна быть донесена до сотрудников была сформулирована Эдвардом Демингом. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

  1. Соблюдайте постоянство целей.

  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.

  3. Откажитесь от повсеместного контроля.

  4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.

  5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.

  6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.

  7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.

  8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.

  9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.

  10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.

  11. Откажитесь от количественных оценок работы.

  12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.

  13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.

  14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.

Понятно, что не все эти лозунги ложатся в чистом виде на процессы, проистекающие в образовательном учреждении, но можно провести параллели даже от самых, казалось бы, неприменимых в данной ситуации тезисов.

В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно в первую очередь к процессам и системам, Джозеф М. Джуран (еще один из основоположников и создателей менеджмента качества) выделил необходимость для каждого сотрудника индивидуальной деятельности, приводящей кповышению качества.

Джуран является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество. Что как нельзя лучше подходит для сферы оказания услуг, чем и является образовательная деятельность. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества:

  1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.

  2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.

  3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.

  4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.

  5. Выполнение проектов, для решения проблем.

  6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.

  7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

  8. Информирование о результатах.

  9. Регистрация достижений.

  10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.

Упомянув Деминга и Джурана нельзя упустить трудов Кросби, хотя его работы, на первый взгляд, наименее всего подходят к образовательной деятельности. Но более пристальный взгляд позволяет в них найти немало важного, что позволит дать понять преподавателям что такое повышение качества и, что самое главное, в чем выгода для самого преподавателя в повышении качества образовательного процесса.

План Кросби, состоящий из 14 компонентов совершенствования качества:

  1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества.

  2. Использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.

  3. Оценка качества и определение текущих и потенциальных проблем с качеством.

  4. Определение стоимости качества.

  5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных.

  6. Корректировка действий.

  7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака».

  8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».

  9. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программы и отношение организации к проблеме качества.

  10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества.

  11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака.

  12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу.

  13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом.

  14. Неоднократное повторение пунктов 1—13, так как процесс совершенствования качества бесконечен.

Объясняя преподавателям, предложенные Кросби тезисы стоит делать акцент на то, что «цена» в данном случае будет являться трудозатратами – тем временем, которое преподаватель вначале затратит на внедрение элементов повышения качества, а впоследствии – тем временем, которое будет сэкономлено.

Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции Всеобщего управления качеством (ТQМ).

Анализ общих черт, в приведенных выше подходах, позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить 7 факторов Всеобщего качества:

  1. Ориентация на потребителя.

  2. Ориентация на процесс и его результаты.

  3. Управление участием в работе и ответственностью.

  4. Непрерывное совершенствование.

  5. Проблемы, зависящие от работников, должны составлять не более 20 %.

  6. Проведение измерений.

  7. Командная организация работ по улучшению качества (постоянно действующие сквозные функциональные Советы).

В этих 7 принципах уже нет четкой привязки именно к промышленности и к производству, поэтому они в неизмененном виде должны быть применены в учебной деятельности.

Стоит также сказать, что в отечественной практике были примеры попыток внедрения элементов управления качеством, самые известные из них:

  1. Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)

  2. Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)

  3. Концепция НОРМ

  4. Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)

Отдельные моменты из этих концепций до сих пор встречаются в современных организациях, несмотря на то, что известны и очевидны основные их минусы, не позволившие составить конкуренцию:

  1. слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством

  2. пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством

  3. формальное отношение к организации систем управления качеством

  4. недооценку роли обучения персонала методам управления качеством

  5. работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»

  6. недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции

  7. недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

К сожалению, в образовательной деятельности эти, типичные несоответствия, встречаются и сегодня.

Следующим мотивационным элементом может служить неизбежность внедрения балльно-рейтинговой системы в образовании. Министерство образования и науки РФ уже проводит эксперимент по внедрению подобных систем в ВУЗах и понятно, что следующим этапом будет внедрение подобных механизмов в образование в целом.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенныйпериод обучения.

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

  1. рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене;

  2. совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

  3. заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

  4. интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Виды оценочных шкал.

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна:

  1. осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;

  2. стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;

  3. отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;

  4. ориентировать ученика на успех;

  5. содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов:

  1. количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;

  2. абсолютная шкала – оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;

  3. относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад;

  4. порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

Построение рейтинговой системы оценки

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

  1. узкий диапазон школьных оценок;

  2. большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;

  3. негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;

  4. незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

  5. отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);

  6. недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);

  7. недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

  1. повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

  2. воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

  3. помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

  4. стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

  1. в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений Центрального округа г. Москвы успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

Процесс разработки и внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания уровня успеваемости, как правило, происходит параллельно с внедрением системы электронного документооборота. Это в достаточной мере усложняет процесс разработки и внедрения на первом этапе, но эффект от внедрения существенно превысит все негативные составляющие процесса разработки и внедрения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал icon1 Организация учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой...
Переход на сопоставимое оценивание учебных достижений студентов с использованием балльно-рейтинговой системы по каждой специальности...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов
Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconЛингвистические основы обучения
Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconСоциолингвистика
Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconБалльно-рейтинговой системы оценивания при изучении дисциплины «информатика» Шрейдер М. Ю
Использование балльно-рейтинговой системы оценивания при изучении дисциплины «информатика»
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине урология
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconБалльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов на кафедре физики
Суть балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов заключается в следующем
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconСистема реализации кредитно- модульной системы в учебном процессе...

Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Общая хирургия гос впо специальности...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconРазработка и внедрение рейтинг-контроля на уроках русского языка в 5 классе
Сущность понятий «контроль» и «рейтинг» Виды рейтинга Достоинства рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Оториноларингология
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Оториноларингология
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Хирургические болезни гос впо...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Общая хирургия гос впо специальности...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconОсновные правила составления вопросов для тестирования
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Правила составления тестов и тестовых вопросов. Мероприятия, предваряющие внедрение балльно-рейтинговой системы. Мотивация преподавательского состава. Виды оценочных шкал iconПримеры библиографического описания
Ния и правила составления», 82-2001 «библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск