И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у





Скачать 106.63 Kb.
НазваниеИ проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у
Дата публикации20.02.2015
Размер106.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
«Ценности и принципы исследовательской деятельности учащихся.

Опыт осмысления с точки зрения компетентностного подхода»

Черепанов Михаил Станиславович,

заместитель директора

МОУ «Лицей №4» г.Перми

Уважаемые коллеги!

Тема и проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных услуг.

Главный вопрос, который стоит перед всеми нами (вопрос в контексте компетентностного подхода): «Что - же надо делать?». То есть каким образом менять содержание, технологии, образовательный процесс, чтобы перейти к компетентностно-ориентированному образованию? Готовых механизмов нет, как нет и много другого: новых учебников, учителей, готовых работать в «компетеностном режиме», диагностического материала и так далее. Есть одно, но очень существенное понимание того, что никто, кроме нас самих, всего вышеперечисленного не сделает. Нам самим необходимо немедля изменять образование. Ждать, когда педвузы дадут новых учителей, мыслящих и работающих по новому, или появятся новые УМК, бессмысленно.

Есть еще одно понимание: понимание того, что изменения должны происходить комплексно, системно: не только в содержании и технологиях, но и в формате образовательного процесса. В формате традиционной классно-урочной системы содержательные изменения малоэффективны.

С этой точки зрения, разумно обратить внимание на образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности учащихся (УИД), по нашему мнению, это одно из немногих «школьных пространств», где в основе уже лежит компетентностный подход.

В среде педагогов и руководителей школ бытует представление об УИД как о работе исключительно с одаренными детьми, планирующими заниматься научной работой в профессиональном плане. Однако стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Это такие умения и навыки как:

  • умение видеть проблемы;

  • умение вырабатывать гипотезы;

  • умение наблюдать;

  • умение проводить эксперименты;

  • умение давать определения понятиям;

  • Рефлексивные умения и т.д.

УИД – не новинка в образовании, наоборот, учебно-исследовательская деятельность учащихся стала нормой образовательного процесса практически во всех видах общеобразовательных учреждений. Только самые «ленивые» школы сегодня не создают научных обществ учащихся, не проводят научно-практические конференции и не выставляют на различные конкурсы работы детей.

С одной стороны, это процесс явно позитивный, обогащающий образование и позволяющий насытить самостоятельную творческую деятельность школьника.

С другой стороны, в большинстве случаев в образовании школьников содержательно ничего не меняется. У них появляется еще одна нагрузка, еще одна формальная процедура, ничего позитивно не изменяющая в личности. Наоборот, такой формальный подход научает детей в лучшем случае приспосабливаться, а в худшем вызывает полное неприятие исследовательской работы и образования в целом. Это происходит по нашему мнению потому, что школьник не приобретает смысла исследовательской работы, для него это не становится ценностью, личностно-значимой деятельностью.

Таким образом, встает главный вопрос - как и при каких условиях исследовательская деятельность становится для школьника личностно значимой и осмысленной, а пространство УИД – ведущим и системообразующим в образовательном процессе школы?

Прежде всего, позвольте остановиться на понимании сущности исследовательской деятельности в школе. Надо сказать, что полноценного научно-теоретического и методологического осмысления и описания феномена исследовательской деятельности учащихся пока не произошло. Хотя в этом направлении есть весьма позитивные наработки деятелей образования и ученых, последователей Н.Г. Алексеева, таких как В.И. Слободчиков, А.В. Леонтович, А.И. Савенков и др.

Для себя мы сформулировали понимание исследовательской деятельности школьников, которое точно ложится в наши представления и образовательные ценности.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

.Необходимо так же разделить понимание учебно-исследовательской (УИР) и научно-исследовательской работы (НИР) школьников. Данное разделение важно для постановки педагогических задач при работе с разными учениками, то есть с учениками, с разной мотивированностью и способностью к исследовательской работе и с разными учебными и мыслительными способностями. Наш опыт работы доказывает, что для учащихся с высокой степенью обучаемости, с хорошо развитым мыслительным аппаратом, склонным к теоретическому осмыслению и развитым теоретическим мышлением наиболее адекватной формой исследовательской работы будет НИР. Это, скорее всего, будущие ученые, деятели науки, образования. В этом случае есть необходимость прикреплять таких учеников к уже действующим научным школам в качестве «подмастерьев».

Пример тому: опыт работы Школ Юных Исследователей Университетского округа Пермского Государственного Университета в 2008 году. Принципиальными аспектами предлагаемой модели являлись:

  1. Запуск «исследовательских программ», объединяющих преподавателей университета, учителей и группу (или несколько групп) учащихся.

  2. Групповые формы участия учеников в УИД.

  3. Организация содержательной коммуникации в форме детско-взрослых семинаров.

  4. Отказ от конкурса как формы проведения НПК учащихся.

  5. Подготовка сборника работ учащихся по результатам конференции

Главным достижением и результатом работы школ юных стало творческое сотрудничество преподавателей вузов, учителей школ и учащихся. Образовались так называемые исследовательские коллективы, команды, занимающиеся исследовательскими проектами. Например учащимися только нашего лицея в сотрудничестве с другими школами округа, преподавателями кафедр ПГУ были разработаны такие исследовательские проекты как:

  • «Проблемы молодежи на рынке труда города Перми. Проект создания школьной биржи труда» (На экономическом факультете)

  • Исследование явления проводимости (На физическом факультете)

  • «Социальные стереотипы молодежи города Перми» (на кафедре социологии)

  • «Образ Пермского Государственного Университета в сознании различных субкультур и социальных групп» (на кафедре психологии)

и многие другие.

Деятельность школы юных географов переросла в организацию летнего профильного выездного лагеря – экспедиции под руководством преподавателей географического факультета.

Итогом деятельности ШЮИ стала первая научно-практическая конференция школ юных исследователей Университетского округа ПГУ, где исследовательские группы-команды доложили о результатах своей работы.

В 2009 году Школы юных продолжают свою работу на 12 кафедрах 10 факультетов Университета.

Такого рода организованный образовательный процесс , безусловно, формирует и развивает у учащихся исследовательские и рефлексивно-проектные способности, выстаивает содержательные горизонтальные и вертикальные коммуникации между учащимися, учителями, работниками вуза, между различными ОУ.

Конечно же в ШЮИ принимали участие школьники, способные к научно- исследовательской деятельности.

Но большинство учащихся данными способностями к научной работе не обладают. Поэтому главным смыслом исследования в школьном образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.

Система УИД лицея предполагает включение в различные формы УИД практически всех учащихся.

В основе данной системы лежат ряд принципов, освоенных и принятых в лицее:

• принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);

• принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);

• принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);

• принципа наглядности (существующего в педагогике еще с Я.А. Коменского и развитого И.Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо. Наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где ребенок изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле);

• принципа культуросообразности (идущего еще от Ф.В.А. Дистервега и развиваемого в нашей стране К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и многими другими. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности).

Организационно-содержательная модель УИД в лицее , основанная на вышесказанных принципах, исходит из постановки разных педагогических и образовательных задач для разных групп учащихся. Задачи и механизмы их реализации можно сгруппировать в виде следующей матрицы:

Задачи

Развитие научного типа мышления

Развитие личности

Социализация

Формат деятельности

Научно-исследовательская работа (НИР)

Учебно-исследовательская работа (УИД)

Учебно-исследовательские практики, социальное проектирование

Механизмы и сопровождение

Научное руководство и консультирование ученого

Учебно-исследовательский практикум в школе

Полевые работы, экспедиции, волонтерство. практика, изучение методики сбора информации, анкетирование, интервьюирование и т.д.

Результаты

Научные тезисы, доклады, участие в научных семинарах и конференциях

Учебный доклад, реферат, эссе, творческая работа, образовательный проект, стендовый доклад и т.д.

Социальные проекты, отчеты о практике, освоенные методы


Формы предъявления результатов

НПК, научные семинары, сборники тезисов

НПК, стендовая конференция

Конкурс социальных проектов, СМИ

Система УИД лицея представлена разновозрастными предметными и межпредметными объединениями учащихся с 8, а в некоторых случаях и с 5 класса по 11.

УИД является частью индивидуального учебного плана учащихся в виде спецкурса «Исследовательский практикум», который проводится по авторским программам «Введение в науку» и «Творящий интеллект».

Такое разнообразие форм и механизмов деятельности обогащает образовательный процесс, у учащихся появляется осмысленная деятельность.

Хотелось бы в двух словах обозначить некоторые проблемы, возникающие в ходе УИД перед учителем.

Во-первых, В организации УИД , Учителю приходится решать непростую задачу нахождения тонкого баланса между соблюдением научной традиции и новизной, неординарностью и жизненностью постановки вопроса. Решение такой задачи создает не менее, а более сложную, чем для учеников, творческую проблему для самого учителя.

Во-вторых, несколько слов хотелось бы сказать о требовании актуальности в УИР, предъявляемом на всевозможных конкурсах как обязательное. Надо отметить, что актуальность исследуемой проблемы, как и саму проблему наиболее полно и корректно может сформулировать только действующий ученый в рамках определенной научной школы. На наш взгляд требовать от школьника самостоятельной формулировки проблемы, а тем более ее актуальности, бессмысленно. Это формализует живую работу, Ученик явно чувствует неискренность и фальш. Происходит его внутреннее неприятие и отторжение данной деятельности.

Вместе с тем, максимум усилий требует работа над формулировкой задач исследования. Именно на этом этапе работы ученик самостоятельно, на чаще всего с помощью руководителя, выбирает методы и инструменты исследования, определяет что и в какой последовательности ему надо будет делать, почему именно эти методы он использует, а не другие. Уникальность этой деятельности состоит в развитии таких качеств ученика, как ответственность за результат, самостоятельность, умение делать выбор, и т.д., то есть в формировании, посредством данной деятельности, проектной компетенции.

Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета. В результате реализуется функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.

В завершении своего выступления, еще раз обратимся к ценностям, которые по нашим наблюдениям формируются у школьников благодаря их участию в исследовательской работе.

Первая ценность- это ценность истины. «Истины и достижения именно истины, ценности, которой полностью подчиняется реализация любой исследовательской деятельности. Заметим, что ценностная установка на получение истины исключительна, как говорят сейчас, эксклюзивна именно для науки и определяет ее специфику по ценностному основанию…» (Н.Г.Алексеев).

Второй ценностью исследования является его неизменно деятельностный характер. Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности, которая служит критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет их истинности. Такая деятельность является предметной основой для построения организованного процесса обучения.

Третья ценность, связанная со второй – ценность творческого подхода к решению проблем. Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем.

Четвертая ценность связана с необходимостью постоянной коммуникации.

И, наконец, пятая важная для нашего рассмотрения ценность, заключена в продуктивности. Каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результате – продукте, который выражен в читаемых культурных текстах, обладает завершенностью и культурно-исторической значимостью.

Обозначенный список ценностей, безусловно, не полон, но для нас перечисленные ценности являются наиболее значимыми, именно они, будучи восприняты педагогами и учениками, определяют позиционную структуру образовательного сообщества, возникающего на основе исследовательской деятельности учащихся и характер процессов, в нем протекающих.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования...
М-радио и видео-аудио-компьютерной индустрии. Поэтому требования, выдвигаемые Федеральными Государственными Образовательными стандартами...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconПротокол № заседания жюри межвузовской научной студенческой конференции...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconНекрасовский педколледж №1 Внедрение рейтинговой накопительной систем...
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconОбразовательная программа мбоу «Лесхозская сош»
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconОценка качества высшего образования: Европа и США
Западе – в Европе и США. Рассмотрение зарубежного опыта позволит нам понять, насколько данные методики оптимальны для России, и какие...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconКонфликт интересов
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однако результаты всех исследований показывают, что привычные компоненты официальных образовательных систем стремительно утрачивают...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconКонкурс научных разработок
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconДоклад о результатах и проблемах функционирования и развития
Данные психологической службы школы, итоги анкетирования потребителей образовательных услуг
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconСовет ректоров вузов Нижегородской области Министерство образования...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconПривлечь Фонд Бортника и программу У. М. Н. И. К. для участия в конкурс
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у icon06: 18 – Прибытие поезда №73 на Ладожский вокзал. 06: 30 – Автобус...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconТиповые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconДень Знаний – 2011 (1 класс) Школьные песни. Танец. Буги–вуги. Фанфары
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
И проблема сегодняшней конференции еще раз говорит о происходящей смене парадигмы образования: от «знаниевого образования» к «компетентностному образованию». Данные изменения ни у кого не вызывают сомнений в правильности выбранного пути: ни у деятелей образования, ни у потребителей образовательных у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечение открытости системы образования, создание условий для участия общественности, потребителей образовательных у слуг в управлении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск