Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж»





Скачать 55.52 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж»
Дата публикации19.09.2013
Размер55.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка

по теме «Описание. Зимний пейзаж»,

проведённого 3 февраля в 6 классе «А» МОУ ООШ №8

учителем русского языка и литературы Ю.М.Разумовой

1.Организациооный этап.

Правило «Трёх С»: Я собран, сосредоточен, спокоен.

Я желаю нам успешной работы и хорошего настроения.

2. Тема урока, целеполагание.

Сегодня у нас урок развития речи.

? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…)Что же будет предметом нашего разговора, вы сейчас узнаете. Группа известных вам артистов подготовила небольшой, но приятный сюрприз. Давайте посмотрим и послушаем. Примите удобную позу, расслабьтесь, и я, надеюсь, вы получите удовольствие.

Звучит музыка, на слайдах представлены зимние пейзажи известных художников, ребята читают стихи о зиме: А.Фет «Чудная картина». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…», А.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»

Большое спасибо артистам.

? Ребята, какие мысли и чувства у вас сейчас возникли?

? Как называется картина, изображающая природу?

(Пейзаж, пейзажная лирика)

? Какой изображается зима поэтами и художниками? (Волшебной, чудесной, красивой, белоснежной, блестящей…)

? Кто из вас, ребята любит зиму?

Да, зима приносит нам много радостей. А не захотелось ли вам, вдохновившись увиденными и услышанными пейзажами, создать свой пейзаж? Вы готовы прямо сейчас приступить к работе? Или нужно подготовиться? Тогда сейчас давайте поразмышляем над нашим будущим пейзажем и подумаем, какие знания нам могут пригодиться в работе.

3. Повторим теорию

1) ? Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы)

? От чего зависит композиция сочинения? (От цели автора и типа речи)

Посмотрите на стихотворения, которые вы слушали в начале урока. К какому типу речи они относятся? (Описание, так как в них называются признаки зимы)

Описание – тип речи, главная особенность которого - изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.

? На что похож такой текст? (На фотографию, картину)

? Какова будет композиция вашего текста? Сколько и какие в нём будут части?

1: Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:

1. Отдельные признаки

2. Авторская оценка, вывод

3. Общее представление о предмете

Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.

2) А теперь выберем краски!

Посмотрите ещё раз на наши стихотворения. Что сделало их такими выразительными, яркими? Конечно, изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа.

2: Соотнесите понятия и определения:

1. Эпитет Скрытое сравнение

2. Метафора Яркое, эмоциональное, образное определение предмета

3. Олицетворение Наделение неодушевл. предметов св-вами одушевл.

4. Перейдём к практике.

3: Найдите в наших стихотворениях примеры этих ИВС.

Работа в группах : 1 – эпитеты (Фет)

2- метафора (Тютчев)

3 – олицетв. (Пушкин)

(Проверка: Ребята отмечают все средства, которые обнаружили другие группы, у себя на листочках)

? А мы в своих сочинениях будем использовать эти средства выразительности? Для чего?

Оцените свою работу.

Мы долго работали с доской. Давайте дадим глазкам отдохнуть: работа с тренажёром для глаз.

4: Вы внимательно изучили и живописные, и стихотворные пейзажи. Наверное, вы обратили внимание, какие именно элементы изображают художники и поэты, рисуя зимний пейзаж?

Записываем в тетрадь:

Снег -

Небо -

Деревья -

Реки, озёра -

Воздух -

Попробуем свои силы? Работая в группах, подберите по три эпитета к каждому слову и запишите их в тетради. Я могу предложить вам для справок материал из специального словаря эпитетов.

Проверка: ребята записывают на доске свои примеры, все записывают их в своих тетрадях

Оцените свою работу.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Трудно ли вам было его выполнять? Почему? (Недостаточно слов в запасе)

Давайте пополним словарный запас.

5: Блестеть -

Красивый -

Пригодятся ли вам эти слова в сочинении? Запишите их себе в тетрадь.

Что зимой может блестеть?

А что может быть красивым?

Значит, эти слова нам часто захочется использовать. Но допустимо ли повторять одно и то же слово без уважительной причины? Как избежать речевой ошибки? (Заменять синонимами)

!!! СИНОНИМЫ: 1) = часть речи

2) близкое значение

Работая в парах, подберите синонимы к любому из двух слов.

( +карточка-помощница: материал из словаря синонимов)

Проверка: Записываем несколько примеров на доске и в тетрадях.

Молодцы! Ну как, прибавилось уверенности, что у вас получится прекрасный зимний пейзаж?

Оцените свою работу.

6: Прочтите слова на доске, соберите о них информацию.

Запишите их в тетрадь, исправляя ошибки.

Растилается, свежь, сказочьные узоры, иний, серебряный, длиные тени

Один ученик исправляет ошибки на доске, все выставляют себе оценки за работу.

Оцените свою работу.

7: Итак, мы с вами собрали лексический материал для сочинения, рассмотрели его примерную композицию. Подумайте, какие ещё советы вы могли бы дать друг другу перед началом работы?

8: А вот какие советы дают начинающим ораторам, писателям известные своим ораторским искусством император Клавдий и писатель Томас Пейн.

Если вы сумеете их прочесть, то сможете воспользоваться ими не только сегодня, но и взять на вооружение в дальнейшем.

1. Не говори, но знай, всегда, что говоришь, что знаешь, всегда. (Римский император Клавдий)

2. Если ты, прежде чем, один раз, подумаешь, ты скажешь, вдвое лучше, дважды, сказать. (Писатель, философ Томас Пейн)

А вот какой совет дает нам писатель Константин Паустовский. РР С.90 №222

Прочтите текст и попробуйте, обсудив в группе, сформулировать этот закон.

(Писатель должен хорошо видеть то, о чём говорит, тогда и читателю всё будет понятно)
Оцените свою работу.
1.Вставьте подходящие по смыслу эпитеты, прилагательные.

..................лес зимою. …………………………. лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками…………….белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. ………………. шапками белого снега покрыты ………………

ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины унизаны ожерельем ……………………шишек. (И.Соколов-Микитов)
2.Восстановите деформированный текст. Глубокие, чистые лежат под деревями сугробы. Красив, чудесен руский лес зимою. Тяжолыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины унизаны ожерельем лиловых шишек. Над лесными трапинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью иния стволы молодых берёз. (И.Соколов-Микитов)

Внимание! В тексте 5 орфографических ошибок!

(Самопроверка РР №253, с 105)

3. Составьте свой зимний пейзаж, используя материал, собранный на уроке

Оцените свою работу.

5. Домашнее задание.

Понравилось ли вам быть писателями-пейзажистами? Вдохновение ещё с вами? Тогда запишем домашнее задание.

Домашнее задание по выбору:

1.Создать презентацию (3-5 слайдов) на тему «Зимний пейзаж», подобрав к слайдам подходящие стихотворные строчки.

2.Сочинить стихотворение о зиме. Можно использовать рифмы:

Зима – дома, снежинки – тропинки, блестящие – скользящие, смех – для всех.

3. Написать сочинение-миниатюру (7-9 предложений) на свободную тему «Зимние фантазии».

6. Подведём итоги.

1. Сегодня я узнал, понял ….

2. Я чувствую, что…

3. Теперь я умею…

4. Мне было трудно…

Желаю вам творческих успехов в создании зимнего пейзажа. Надеюсь, вас посетит вдохновение. Сегодня мы хорошо поработали. Спасибо за работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К....
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока
...
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconСочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка по теме «Описание. Зимний пейзаж» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск