Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места





Скачать 81.71 Kb.
НазваниеУрок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места
Дата публикации23.09.2013
Размер81.71 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места.

Начинаем урок чтения.

(слайд1)

Какую большую тему мы сейчас проходим?

(Люблю природу русскую.)

(тема на доске)

- Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте посмотрим на экран и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?

(Осень).

(слайд2 «осень»)

-Правильно, у нас в гостях Осень.

(слайд3 «репродукции картин»)

Вы видите репродукции картин русских художников. Художники, как и поэты, по-разному относятся к осени. Кто осень любит, изображает ее в радостных, теплых, светлых тонах, а кому-то осень навевает тоску и печаль. Перечислите, пожалуйста, поэтов, которые посвятили свои стихи осени.

(Константин Бальмонт «Поспевает брусника», Алексей Плещеев «Осень наступила», Афанасий Фет «Ласточки пропали», Валерий Брюсов «Сухие листья», Ирина Токмакова «Опустел скворечник», Алексей Толстой «Осенью Обсыпается весь наш бедный сад», Сергей Есенин «Закружилась листва золотая»)

II. Проверка домашнего задания.

Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Вы должны прочитать стихотворение, передав настроение автора. Вы читаете и оцениваете. Отметку показываете поднятием вверх пальчиков. Потом мы посмотрим, совпадут ли оценки ваших товарищей.

Ученики читают друг другу стихотворение, поднимают вверх пальчики, соответствующие оценке товарища.

- Экзамен выразительного чтения вы выдержали. Ребята, произведения какого жанра вы сейчас читали?

(Стихотворение)

- Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки?

(Есть рифма).

III. Постановка цели урока. Введение в тему.

1) Постановка цели урока.

(слайд4 «портрет»)

- На уроке мы познакомимся с произведением русского поэта Ф. И. Тютчева. Будем учиться читать выразительно его стихотворение, анализировать знаменитые строки поэта, понимать настроение автора. И слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые осенние пейзажи. Самые активные и впечатлительные из вас будут вознаграждены не только замечательным настроением, но и положительными оценками за свои успехи.

2) Краткий рассказ о жизни поэта.

Читают дети.

Ф. И. Тютчев родился в богатой семье. Он был очень способным мальчиком. В 14 лет он написал первое стихотворение, а через год стал студентом университета.

Совсем молодым, в возрасте 19 лет, Тютчев закончил Университет и был направлен на службу в Германию.

Там он долго жил – 22 года. За это время он всего 4 раза побывал в России.

Удивительно, что русская речь не только не была им забыта, но и сохранилась в сознании чистой и красивой.

Стихи он писал только по-русски.

К сожалению, Ф.И. Тютчев поэтом себя не считал, стихи не берег. Они сохранились частично, не все.

- Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

(слайд5 «поэт с дочерью»)

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать стихотворение.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение.

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1) Установка на восприятие текста.

- Сейчас мы познакомимся с этим произведением.

Пригласим тишину и прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева .

- Сядьте удобно, вслушайтесь, вдумайтесь, какой представил поэт осеннюю природу. Постарайтесь почувствовать настроение автора.

2) Первичное обсуждение стихотворения.

- Понравилось стихотворение? Какие картины природы рисует поэт?
( Да, картина начала осени, все залито необыкновенно ясным светом. Воздух прозрачен.)

(Там, где недавно колосилась рожь, теперь пустое поле. На нём кое-где блестит тонкая паутина.)

( И третья картина. Кругом необычайная тишина. Не слышно крика птиц. А небо синее – синее. На землю, которая дала богатый урожай и теперь отдыхает, льётся свет.)
3) Анализ стихотворения.

-Чтение не бывает выразительным, если допускаются ошибки. Какой вид чтения помогает эти ошибки устранять?

(Орфографическое чтение.)

- Какое же чтение называется орфографическим?

(Читаем, как пишем: по слогам, четко проговаривая орфограммы, гласные, согласные.)

Работа по учебнику (с.68)

_Обратите внимание, что у стихотворения нет названия. Как в этом случае мы назовём стихотворение?

(По первой строке. «Есть в осени первоначальной…»)
- Прочтите первые четыре строчки стихотворения.
Какая пора осени описана? (первоначальная)

Как вы понимаете “первоначальной”? (т.е. только начавшейся)
Как поэт называет её? (дивная)

Как вы понимаете дивная пора? (удивительная, волшебная, сказочная)

Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)
Что значить «день хрустальный»? Что такое хрусталь?

(это, в первую очередь, хрупкий. Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».

Хрупкий – это еще и прозрачный.)
Что автор говорит о вечерах? Как вы понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Т.е. полны светом)

(Выясним значение слова «лучезарный». Т.е. полны светом. Это значит «сверкающий», пронизанный светом. Вечерняя заря залита лучами заходящего солнца, всё сверкает, сияет.)

(слайд6 «первая строфа с эпитетами)
- Прочитайте про себя второе четверостишье.

- Встретились ли вам незнакомые слова?

(слайд7 «серп»)
Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (неутомимый, полный сил).

Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)

Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”)

С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)

А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (свободная, с полей убран урожай, земля отдыхает)

(слайд8 «вторая строфа с эпитетами»)

- Прочитайте третье четверостишье.

Как поэт описывает небо? ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)

Что значит «льётся чистая и тёплая лазурь»? (Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.)

(слайд9 «третья строфа с эпитетами»)

V. Подготовка к выразительному чтению.

- Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)

- Давайте подумаем, с каким чувством нужно читать это стихотворение? (Cпокойным, т.к. мы любуемся природой).

- Подготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете. Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!

VI. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте первое четверостишье выразительно.

- Послушайте второе четверостишье.

Какие слова наиболее важны в смысловом отношении в этом четверостишье?

- Послушайте третье четверостишье.

Какие слова наиболее важны в смысловом отношении в этом четверостишье?

VII. Итог урока. Оценивание.

(слайд11 «фото»)

- Давайте сравним ту осень, которой Фёдор Тютчев посвятил стихотворение и ту, которую мы видим вокруг.

- Как изменила осень всю окружающую природу?

- Посмотрите, как замечательно это выглядит на примере природы нашего села. ( Личные впечатления.)

- Я думаю, что после нашего урока вы не будете никогда пропускать в тексте описание природы, а наоборот остановитесь, призадумаетесь и восхититесь.

- Осень благодарит вас за работу и дарит вам на память вот эти листья. Но они не простые. Повернув листок, вы увидите, как оценила вашу работу на уроке наша гостья. (Листок должен получить каждый ребёнок. Там может быть отметка или словесное оценивание).

VIII. Рефлексия урока. Домашнее задание.
- Ребята, что вам на уроке особенно понравилось и запомнилось?

- Выучить стихотворение наизусть.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”;

  • формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

  • развивать память, внимание, творческие способности;

  • воспитывать любовь к родной природе;

  • с помощью аукциона знаний развивать активность учащихся в учебной деятельности.


Вид урока: объяснение нового материала.
Методические приёмы: беседа, работа с книгой, видеометод, обучающий контроль, иллюстрация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная.

Оформление урока: осенние листья.

Оборудование урока: Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Примечание: на протяжении всего урока проводится аукцион знаний. За каждый ответ на вопрос дети получают определенное количество очков в виде фишек. Если вопрос трудный, то ставка очков (фишек) увеличивается, пока не найдется желающий ответить на этот трудный вопрос. В конце урока подводятся итоги. У кого больше всего очков, тот получает соответствующий приз.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждое утро большинство взрослых людей спешат на свои рабочие места. У них могут быть совершенно разные профессии: продавец, адвокат...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconСовет федерации стенограмм а
Председательствующий. Уважаемые коллеги, доброе утро! Прошу всех занять свои места. Уважаемые коллеги, прошу всех занять свои места...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconТема урока: «Ты и твоя семья»
Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПаспорт
Рабочие места оборудованы гимнастическими скамейками, шведской лестницей, баскетбольными щитами, заградительной сеткой на окнах
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconМетодические рекомендации по проведению краевой акции «v уставный урок»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пролетело лето, и вы вновь сели за парты, вошли в свои классы и встретились с одноклассниками. Вы не просто пришли в школу. Вы пришли...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconУрок по физкультуре на тему: «Прыжки в длину с места»
Продолжить обучение общеразвивающих упражнений в движении и на месте. Закрепить навыки прыжков в длину с места
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Сегодня мы проводим урок в необычной форме – форме космического путешествия....
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconВид урока: комбинированный урок. Цели урока
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся заходят в класс, рассаживаются, готовят рабочие места. Дежурный раздает необходимые инструменты и материалы
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconУрок-путешествие по памятникам природы Ульяновской области
Вас всех занять свои места в самолете. Фирма "Голдстар" учредила приз самому любознательному, эрудированному пассажиру, который ответит...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconУрок по физике в 7-б классе «Скорость в нашей жизни»
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тихо сели. Начинаем урок. Дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы,...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эта история происходит каждый день утром. Часов, примерно, в десять. Иногда, очень редко, она на час-полтора задерживается. Но в...
Урок. Выпрямили спинки, расправили плечики и так же ровно сели на свои рабочие места iconСержант повесть
Темный лес закрывал полное звезд небо над головой. Высокие сосны так плотно сводили свои вершины, что и так угольно-черная темень...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск