Скачать 93.69 Kb.
|
Пятый урок
ЦЕЛЬ: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем. Задачи урока: Обучающая – Расширить представление о песенности, танцевальности и маршевости на примере музыки Р. Щедрина из балета «Конёк- Горбунок» Обобщить знания о средствах музыкальной выразительности и тембрах инструментов симфонического оркестра (флейта-пикколо, труба, скрипка); Показать взаимодействие искусств (Сказка в музыке, поэзии, живописи). Развивающая – Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках; Развивать вокально-хоровые навыки и умения импровизировать с помощью музыкально-шумовых инструментов, танца, пантомимы. Воспитывающая- Подведение детей к пониманию главного смысла сказки: Победа добра над злом; Воспитание любви и уважения к русской и зарубежной музыке, поэзии, живописи. Оборудование урока- Аккордеон, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, экран, ложки, синтезатор. ТИП УРОКА: Комбинированный. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45 минут. ХОД УРОКА Вступление. Дети входят в класс под музыку(«Утро»Э.Грига) Слайд - портрет Э.Грига «Утро» Э.Грига -Под какую музыку вы зашли в класс? - Какой характер этой музыки? (протяжный, певучий) - К какому музыкальному жанру относится услышанное. У: Музыка строится на трех жанрах, это помогает рисовать образы природы, портреты, рассказывать о настроении и т.д. произведение? Слайд «Три кита» -Чем отличается услышанное произведение от выученной ранее мелодии?(Нет пения) Необыкновенная певучесть этой музыки выросла из небольшой песенной мелодии. Вы обратили внимание на то, что самое яркое звучание возникает в момент, когда главную мелодию начинают «петь» скрипки – самые певучие инструменты симфонического оркестра. Вступление скрипок как бы рисует появление на небе ослепительного солнца. Слайд -К какому жанру вы бы отнесли эту музыку? Музыкальное приветствие «Мы-девочки» Введение в тему. Слайд «Фотография Р.Щедрина». -Фотографию какого композитора мы видим? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?(«Ночь» из балета «Конёк –Горбенок») - Что вы представляете под словом балет? Сказка- это литература. Балет – музыка. (Муз фрагмент "Ночь" из балета Р. Щедрина "Конек-Горбунок") У: Какую картину нарисовала эта музыка? Д: тишина, спокойствие, немного холодно, все спит. Ночь. У: С помощью каких интонаций музыка передала вам эту картину? Д: Музыка плавная спокойная, тихая, настороженная. У: немного таинственная, открывает нам дверь в сказку. Музыка похожа на народную песню. Ребята, скажите, а можно ли под эту музыку танцевать? Д: Конечно нет, эту музыку удобно и хочется петь.... У: Молодцы. Такую музыку мы называем песенной. Она не имеет текста, но ее хочется петь. Гобой словно начинает свой рассказ - рассказчик. А теперь еще раз прослушайте фрагмент и скажите, что хотел изобразить композитор? (играет фрагмент, подчеркивая высокие звуки, имитирующие мерцание звезд). Д: Похоже на мерцание звезд... а может это главный герой Конек-Горбунок промчался под звездами... У: Хорошо, вы все услышали и представили в темной ночи яркий свет! Но в нашей сказке еще много интересного. - Давайте все вместе попробуем побыть композиторами, какой мелодией изобразили бы образ рыбок? Д: Мелодия игривая, танцевальная, быстрая... Послушайте следующий фрагмент и скажите, кто сейчас перед вами появится? "). Отрывок из сказки (зачитывает фрагмент "Золотые рыбки» (Слушают музыку) У: Мелодию можно пропеть? (Нет.) У: вы почувствовали, как мелодия быстро движется, извивается, искрится... - Какой темп фрагмента ? ( оживлённый, лёгкость звучания, яркие акценты). Всё это придает музыке, изображающей затейливый сказочный мир подводного царства, танцевальный характер. Отрывистость звучания достигается здесь особым приёмом игры на скрипке – щипком (пиццикато) -Сколько частей в этом фрагменте.(Выложить с помощью геометрических фигур) - А вся ли прозвучавшая музыка носит танцевальный характер? (Музыка крайних частей этого сочинения танцевальная, а музыка средней части – песенная.) - Музыка фрагмента пронизана ритмами разных танцев, но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать. - Какой элемент выразительности придаем танцевальный характер мелодии? (ритм и темп), лёгкость звучания, яркие акценты. Слайд «Фотография М. Глинка» Побывав в Испании М. Глинка увидел, как танцуют зажигательный танец «Хоту». И не только научился сам танцевать его, но, вернувшись на родину, написал симфоническое произведение, которое как бы выросло из этого народного танца. Слушание «Арагонская хота» Песня Д.Львова- Компанейца «Дружат дети всей земли»- слушание -Какое настроение вызвала у вас эта песня? -Весёлый , танцевальный характер, подвижный темп. - О чем рассказывает эта песня. - А вы обратили внимание на необычность строения песни: начинается она с припева, в котором ярко выражена танцевальность, а характер запева – более песенный. Ритмический рисунок_____________________ подчеркивает как музыка созывает всех на праздник дружбы и как важна дружба для жизни на земле. Разучивание песни по фразам (обратить внимание на пунктирный ритм: музыка зовет- т в конце пропеваем, Хоровод-д мягко, но звучала - Запев – мелодичность, протяжность, длинные, протяжные тянем дыхание. ЛИСТ- свистят ст к и ЛЕ-СА Сравнить песню Д.Львова- Компанейца «Дружат дети всей земли» с песней «Скворушка прощается» У: Ну что, подведем итог нашего урока. Какая главная мысль прозвучала на нашем уроке. Песенность, танцевальность. Какие произведения, каких композиторов нам помогали в этом разобраться. - За счёт чего достигается песенность (за счёт коротких и длинных нот- длительность инструментов) Открытый урок в третьем классе на тему: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» Провела: Учитель музыки Шейкина Елена Алексеевна
Литература Б у л у ч е в с к и й Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. — Л., 1990. К а б а л е в с к и й Д. Б. Про трех китов и про многое другое / Д. Б. Кабалевский. — М., 1970. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. - М., 1990. Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. - М., 1986. Современный словарьсправочник по искусству. — М., 1999. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. - М., 1990. Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. -М., 1996. А г а м о в а Н. С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: сб. игр и развлечений по традиционной народной культуре / Н. С. Агамова, И. С. Слепцова, И. А. Морозова. - М., 1995. К а б а л е в с к и й Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе/ Д. Б. Кабалевский. - М., 1973. К а б а л е в с к и й Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский; сост. В. И. Викторов. - М., 1981. К а б а л е в с к и й Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. - М., 1984. К а б а л е в с к и й Д. Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д. Б. Кабалевский. - М., 2005. М е д у ш е в с к и й В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М., 1993. М е л и к-П а ш а е в А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М., 1981. Музыка и поэзия / авт.сост. Е. Н. Домрина. - СПб., 2004. Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. - М., 2001. . Ш е л о м о в Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе / Б. Шеломов. - СПб., 1997. Ш к о л я р В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций / В. А. Школяр-М., 1999. Щ е р б а к о в А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. - М., 1991. Ш и л ь г а в и В. П. Начнем с игры / В. П. Шильгави. -М., 1980. Ю д и н а Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: азбука музыкальнотворческого саморазвития / Е. И. Юдина. — М., 1997. — (У тебя получится). Научнометодические журналы
|
Урок музыки (3 класс) Учитель моу сош №2: Садырова Ф. Ж. Тема урока:... Цель: познакомить детей ближе с понятиями песенность, маршевость, танцевальность | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема четверти: «песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: "Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение в тему: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | ||
Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс. «Россия Родина моя» 5 ч. № Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец,... | Тема: «Песня, танец, марш» Корсаков С. Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер с франц под ред. А. С. Михайлова.... | ||
Веселова Ирина Николаевна Тема: «Куда ведёт нас танец?» Цель урок Развивать умение определять тот или иной танец в балете и опере, слышать его образное содержание | Танцевальность ... | ||
Национальные танцы в Португалии. Фолия Фолия (португальское folia, буквально шумное веселье), в 15 16 вв португальский народный танец и песня | Конкурсная работа реферат тема: «Калининградский ансамбль «Песня спутница» Тема: «Калининградский ансамбль «Песня – спутница» Зои Куприяновой в моей жизни» | ||
Урок концерт музыки в 7 8 классах Тема: «Авторская песня» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 | Урок срывает «дикий» На фоне тихо звучащей инструментальной музыки на сцену выходят ведущие •— Он и Она. Звучит песня (сначала без слов, а затем и со... | ||
Урок в 8 классе Тема : Современная авторская песня Мотивировать учащихся к осознанию «собственного – Я» на лучших ценностных идеалах бардов, через песенную музыку | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки.... | ||
Определение и основные направления современной хореографии Стараемся разнообразить их досуг важно, чтобы дети ощущали себя частью коллектива не только во время занятий. Их дружба продолжается... | Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... |