Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года.
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год.
В учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI век» входят:
1. Учебник: Ефросининой Л.А. Литературное чтение: 3 класс. – М.: Вентана - Граф, 2006.
2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009. Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Основные требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп не менее 80 слов в минуту);
Читать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
Определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
Пересказывать текст произведения по готовому плану (подробно, кратко, выборочно);
Самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темпами, жанрами, писателями;
Работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
Пользоваться справочной литературой.
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп не менее 80 слов в минуту);
Читать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
Определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
Пересказывать текст произведения по готовому плану (подробно, кратко, выборочно);
Самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темпами, жанрами, писателями;
Работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
Пользоваться справочной литературой.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения). Запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, кроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг- самоделок;
с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.
Поурочное планирование уроков по литературному чтению
3 часа в неделю всего - 102 часа
№
| Тема урока
| Дата
| Содержание, методические приемы
| Домашнее задание
| Стр. в учеб.
| Стр. в тетр.
| 1
| Былины. "Добрыня и Змей"
| 02.09
| Понятие о былине как жанре устного народного творчеств а. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию
отдельных эпизодов
| Выр. чит., отв. на вопросы
| 5-8
| 26-28
| 2
| "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
| 05.09
| Понятие о былине как жанре устного народного творчеств а. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию
отдельных эпизодов
| Отв. на вопр.
| 8-14
| 28-29
| 3
| "Алеша Попович Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула"
| 07.09
| Понятие о былине как жанре устного народного творчеств а. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию
отдельных эпизодов
| Пересказ по плану
| 14-19
| 30-31
| 4
| Слушание и работа с детскими
книгами. Былины.
Дополнительное чтение:
"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша
Попович".
| 09.09
| Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление.
|
| Хрест., с.7-24
| 32-34
| 5
| Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради
| 12.09
|
|
| 19-21
| 34-36
| 6
| Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик"
| 14.09
| Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Конкурс "Знаток русских
пословиц"
| В т., с. 5
| 22-25
| 5-8
| 7
| Пословицы. Какие бывают пословицы.
| 16.09
| Присказка. Виды присказок. Рассказывание
знакомых сказок с разными присказками.
Определение смысла (главной мысли) сказки.
Рассказывание сказки от лица одного из героев
| В т., с. 8-10
| 25-27
| 8-40
| 8
| Русские народные сказки.
"Самое дорогое"
| 19.09
| Присказка. Виды присказок. Рассказывание
знакомых сказок с разными присказками.
Определение смысла (главной мысли) сказки.
Рассказывание сказки от лица одного из героев
| "Про Ленивую и Радивую". с. 31-35, т.12-13
| 29-31
| 10-12
| 9
| Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных.
Дополнительное чтение:
русские народные сказки.
"Лиса и Котофей Иванович", "Дрозд Еремеевич"
| 21.09
| Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иванович". Работа с книгой: предисловие, послесловие
|
| Хрест., с.26-31
| 14-15
| 10
| Сказки с загадками. "Дочь-семилетка". Русская народная сказка
| 23.09
| Особенности сказок с загадками, развитие сюжета.
Сравнение героев положительных и отрицательных.
Сравнение сказок с загадками
| Сост. План, выр.чит. по ролям
| 35-39
| 16-17
| 11
| Волшебные сказки. "Царевич Нехитер-Немудёр". Русская народная сказка.
О присказках
| 26.09
| Понятие: волшебные сказки. Их особенности:
чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла.
Выразительное чтение эпизодов о чудесах.
Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и
волшебных сказок
| Разд. На части
| 39-46
| 18-20
| 12
| Волшебные сказки. "Царевич Нехитер-Немудёр". Русская народная сказка.
О присказках
| 28.09
| Понятие: волшебные сказки. Их особенности:
чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла.
Выразительное чтение эпизодов о чудесах.
Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и
волшебных сказок
| 1 часть выр. чит., зад. в тетр.
| 39-46
| 18-20
| 13
| Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение:
народные сказки "Елена
Премудрая", "Умная внучка" ( в пересказе А.Платонова)
| 30.09
| Слушание русской народной сказки "Елена
Премудрая" или "Умная внучка". Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных
| Краткий пересказ
| Хрест., с.31-38
98-106
| 20-22
| 14
| Скороговорки.
Повторение: малые жанры фольклора
| 03.10
| Дополнительное чтение из хрестоматии
скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке.
Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора"
| Придумать свою скороговор.
| 46
| 22-23
| 15
| Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради
| 05.10
|
|
| 48
| 23-26
| 16
| Эзоп "Лисица и виноград"
И.А.Крылов "Лиса и
виноград"
| 07.10
| Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия),олицетворение. Сравнение басен Эзопа и И.Крылова, героев и формы ( стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен
| Выр. чит.
| 49-51
| 36-37
| 17
| И.А.Крылов "Ворона и
Лисица".
| 10.10
| Особенности записи басни. Сравнение героев.
Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение
| наизусть
| 52-53
| 37-39
| 18
| Дополнительное чтение:
И.А.Крылов "Волк и
Ягненок", И.А.Крылов "Петух и Жемчужное Зерно"
| 12.10
|
| Выр. чит.
| 51
| 39-40
| 19
| Обобщение по разделу «Проверь себя».
| 14.10
| Повторение: олицетворение, мораль, вступление.
Соотнесение иллюстрации с текстом басни
| Зад. в тетради
| 54-55
| 40-41
| 20
| Слушание и работа с детской книгой.
Дополнительное чтение
басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин
и Чиж"
| 17.10
| Слушание басен Эзопа, И.А.Крылова,
А.Е.Измайлова. Книги "Басни И.А.Крылова",
"Русские баснописцы", "Басни Эзопа". Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.
| Выр. чит., отв. на вопросы
| Хрест., с.107-109
| 41-42
| 21
| "У лукоморья дуб зеленый…".
| 19.10
|
| 56
| 43-44
| 22
| Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" – "Бой Руслана с головой…"
| 21.10
| Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты.
Понятие об олицетворении. Упражнения в
выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения
| Отрывок наизусть
| 57-59
| 45-47
| 23
| "Сказка о царе Салтане…"
| 24.10
| Выр. чит. 1 части, зад. в тетр.
| 60-68
|
| 24
| "Сказка о царе Салтане…"
| 26.10
| Сравнение "Сказки о царе Салтане…" с русской народной сказкой "Царевич Нехитер-Немудёр": схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений.
Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора
| Читать, разделить на части
| 68-86
| 48-52
| 25
| "Сказка о царе Салтане…"
| 28.10
| План, выр. чит
| 68-86
| 48-52
| 2 четверть (24 ч)
| 26
| Слушание и работа с детской книгой "Сказки А.С.Пушкина"
К.Г.Паустовский.
| 09.11
| Работа с книгами сказок А.С.Пушкина.
Рассматривание книг со сказками разных изданий
| Дополнительное чтение:
"Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и
"Там лес и дол видений
полны…" Э.Бабаева
тетрадь, с.52-55
| Хрест., с.68-78
| 58
| 27
| А.С.Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя,…", "Зимний вечер" "Няне"
| 11.11
| Сравнение стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой.
Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне
| Наиз.
| 87-89
| 55-57
| 28
| Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради
| 14.11
|
|
| 89-90
| 59-60
| 29
| И.С.Тургенев. «Лес и степь»
| 16.11
|
| Одну из частей выр. чит.
| 91-94
|
| 30
| И.С.Тургенев. «Воробей», «Перепелка».
| 18.11
|
| пересказ
| 95-102
|
| 31
| Стихи Ф.И.Тютчева. "Есть в осени первоначальной…",
"Чародейкою Зимою…"
|
| Работа с текстами стихотворений Ф.Тютчева.
Сравнение их содержания ( о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия.
Выразительное чтение стихотворений
| Одно для выр. чтения, другое – наизусть по выбору
| 102-104
| 61-62
| |